АРХИСТРАТИГ УРИИЛ (он же ИЕРЕМИИЛ, что с евр. “высота Божия”; 3Езд.4,36). Святой Архангел Уриил (с евр. “огонь Божий”; 3Езд.4,1) является служителем Божественной любви, озжигающий в сердцах любовь к Богу и просвещающий светом Богопознания.
Он изображается с мечом в деснице, а в левой руке с пламенем, ниспускающимся долу. Как Ангел света, он просвещает умы людей откровением истин, для них же полезных; как Ангел огня Божественного, он воспламеняет сердца любовью к Богу, истребляя в них нечистые земные привязанности.
Святой Архангел Уриил был послан Богом к Ездре предложить ему три подобия и показать три пути. “Если ты одно из них объявишь мне, то и я покажу тебе (то есть Ездре) путь, который желаешь ты видеть, и научу тебя, откуда произошло сердце лукавое. Тогда я сказал: говори, господин мой. Он же сказал мне: иди и взвесь тяжесть огня, или измерь мне дуновение ветра, или возврати мне день, который уже прошел. Какой человек, отвечал я может сделать то, чего ты требуешь от меня? А он сказал мне: если бы я спросил тебя, сколько обиталищ в сердце морском, или сколько источников в самом основании бездны, или сколько жил над твердью, или какие пределы у Рая, ты, может быть, сказал бы мне: «в бездну я не сходил, и в ад также, и на небо никогда не восходил».Теперь же я спросил тебя только об огне, ветре и дне, который ты пережил, и о том, без чего ты быть не можешь, и на это ты не отвечал мне. И сказал мне: ты итого, что твое и с тобою от юности, не можешь познать; как же сосуд твой мог бы вместить в себе путь Всевышнего...?” (3Езд.4,4-11) “Чем больше будешь испытывать, тем, тем больше будешь удивляться; потому что быстро спешит век сей к своему исходу, и не может вместить того, что обещано праведным в будущие времена, потому что век сей исполнен неправдою и немощами. А о том, о чем ты спрашивал меня, скажу тебе: посеяно зло, а еще не пришло время искоренения его. Посему, доколе посеянное не исторгнется, и место, на котором насеяно зло, не упразднится, - не придет место, на котором всеяно добро. Ибо зерно злого семени посеяно в сердце Адама изначала, и сколько нечестия народило оно доселе и будет рождать до тех пор, пока не настанет молотьба! Рассуди с собою, сколько зерно злого семени народило плодов нечестия! Когда будут пожаты бесчисленные колосья его, какое огромное понадобиться для сего гумно! Как же и когда это будет? спросил я его; почему наши лета малы и несчастны? Не спеши подниматься, отвечал он, выше Всевышнего; ибо напрасно спешишь быть выше Его: слишком далеко заходишь.” (3Ездр.4,26-34)
Тогда спросил Уриила Ездра: “Не о том же вопрошали души праведных в затворах своих, говоря: «доколе таким образом будем мы надеяться? И когда плод нашего возмездия?» На это отвечал мне Иеремиил Архангел: «когда исполнится число семян в вас, ибо Всевышний на весах взвесил век сей, и мерою измерил времена, и числом исчислил часы, и не подвигнет и не ускорит до тех пор, доколе не исполнится определенная мера»” (3Ездр.4,35-37)
Далее Иеремиил аллегорически (то есть подобием) указывает Ездре на близость наступления срока прихода Искупителя на землю. Ездра спросил: “покажи мне: имеющее придти более ли того, что прошло, или сбывшееся более того, что будет? Что прошло, я это знаю, а что придет не ведаю. Он сказал мне: стань на правую сторону, и я объясню тебе значение подобием. И я стал, и увидел: вот горящая печь проходит предо мною; и когда пламя прошло, я увидел: остался дым. После сего прошло предо мною облако, наполненное водою, и пролился из него сильный дождь; но как скоро стремительность дождя остановилась, остались капли. Тогда он сказал мне: размышляй себе: как дождь более капель, а огонь больше дыма, так мера прошедшего, превысила, а остались капли и дым” (3Ездр.4,45-50)
Этими словами Архангел Иеремиил раскрыл Ездре, что от его времени до Пришествия Спасителя осталось немного лет, гораздо меньше, чем от Сотворения мира до времени Ездры, жившего в 5-ом веке до Рождества Христова.