Настоящая любовь творит чудеса, рождает на свет красоту, дает счастье влюбленным. Великий русский художник Николай Николаевич Ге полностью отдался своему чувству, когда встретил милую девушку с именем Анна - Анну Забелло, сестру известного русского скульптора. Девушка ответила взаимностью и влюбленные стали строить планы на будущее. "Ты будешь наслаждаться плодами моих трудов, да и ты сама будешь не менее моего работать. Мы заживем, как люди, а не бары. Не бойся, ангел мой, ты будешь великолепная жена, я не только верю в это, но я убежден в этом" - так писал Н.Н.Ге А.П.Забелло незадолго до свадьбы. Венчание состоялось 28 октября 1856 года и стало началом долгой тридцатипятилетней совместной жизни, где было все - любовь, счастье, разочарования, беды и конечно же творчество большого художника.
Ге Н.Н. Молодая итальянка в народном костюме. Этюд для неосуществленной картины "Смерть Виргинии" 1857 (Национальный музей Белоруссии, Минск)
Портрет итальянки в национальном костюме для задуманной картины художник писал с любимой жены. Почему итальянки? Сразу после венчания Ге с молодой женой отбыли по направлению Академии художеств за границу для совершенствования художественного мастерства и конечным пунктом стала Италия, где Ге пишет множество пейзажей, жанровых картин, и где любимая жена дарит ему двух сыновей Николая и Петра.
Ге Н.Н. Дубы в горах Кары 1868
Ге Н.Н. Мост в Вико
Ге Н.Н. Морской залив. Ливорно 1862
Ге Н.Н. Мать при похоронах своего ребенка. Из окрестностей Неаполя 1857-1858. Эскиз
Сам Николай Ге родился в Воронеже в семье потомка французского дворянина, эмигрировавшего в Россию во время Французской революции, образование получил в Академии Художеств в Петербурге. Многие годы искал свою тему в живописи, поэтому среди его работ много портетов, исторических картин, пейзажей, есть жанровые сцены и конечно же венцом его творчества стала религиозная живопись.
Ге Н.Н. Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила. Эскиз
Ге Н.Н. Смерть Виргинии. 1857-1858. Эскиз
Ге Н.Н. Суд царя Соломона. 1854
Ге Н.Н. Портрет жены художника А.П.Ге 1858
В Италии Ге много работал и жена поддерживала мужа во всех его начинаниях. Так она позировала художнику для образа... Иоанна к картине "Тайная вечеря", которая в 1863 году произведет настоящий фурор в Петербурге. Она поразила всех новизной трактовки традиционной для академического искусства евангельской тематики. Ге изобразил момент разрыва Иуды с Христом.
Ге Н.Н. Голова апостола Андрея. Начало 1860-х. Этюд
Резким движением набрасывая плащ, Иуда уходит от Учителя. Напряжённый конфликт подчёркнут резким освещением. Фигуры апостолов освещены снизу и отбрасывают на стену огромные тени; поднялся потрясённый Пётр, страдание написано на лице юного Иоанна, нахмурился возлежащий Христос. Успех работы был настолько общепризнан, что Академия художеств присвоила Ге звание профессора исторической и портретной живописи.
Ге Н.Н. Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе 1871
Ге Н.Н. А. С. Пушкин в селе Михайловском 1875
Вернувшись в Петербург в 1870 году, Ге обратился к русской истории и на первой же выставке передвижников показал картину "Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе". Замысел картины из жизни Петра I родился у Ге в связи с предстоящим 200-летним юбилеем Петра Великого. Известный исторический эпизод в трактовке художника предстал как реальный конфликт двух близких людей - отца и сына. Художник стремился к психологической и исторической достоверности, к точности и простоте. "Всякий, кто видел эти две простые, вовсе не эффектно постав ленные фигуры, должен будет сознаться, что он был свидетелем одной из... потрясающих драм..." - такую оценку дал картине писатель Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Затем было еще несколько картин на историческую тематику, но такого успеха они уже не имели.
Ге Н.Н. Портрет писателя Льва Николаевича Толстого 1884
Ге Н.Н. Портрет П.И.Забелы 1856
Ге Н.Н. Портрет А.В.Олсуфьева 1881
В 1876 году семья Ге перебралась на хутор Ивановский, где художник с женой стали заниматься ведением сельского хозяйства. Последние 15 лет жизни Ге посвятил исключительно библейской тематике, воспринимаемой им как вечная борьба Добра со Злом, где неизменно торжествует Зло. Живописная манера этого периода творчества приобрела экспрессивность. Сам же художник никогда не был удовлетворен своей работой, создавал несколько вариантов картин, редко доводил их до конца.
Ге Н.Н. Портрет Е.И.Забелло. 1879. Этюд
Личность и учение Христа - постоянно занимавшая художника тема. Она появилась в его творчестве не случайно: с 1884 года Н.Н.Ге тсановится последователем нравственно-философского учения Льва Николаевича Толстого. К Толстому примкнул и старший сын художника, Николай. Анна Петровна и другие члены семьи не разделяли этого увлечения, что породило некоторые разногласия в семье. Екатерина Ивановна Забелло, сестра певицы Надежды Ивановны Забелло-Врубель и жена сына Н.Н.Ге Петра, так писала об этом: "Читал... Толстого религиозно и, как ярый сектант, не позволял нам при себе рассуждать о его произведениях, сейчас же показывая, как вы падаете в его мнении".
Ге Н.Н. Дорога в лесу
Ге стал почти членом семьи Л.Н.Толстого, за ковригу хлеба, а иногда и просто даром, клал крестьянам печи, учил грамоте детей. Стал вегетарианцем. Анна Петровна с трудом выдерживала все эти чудачества и результатом стал ее отъезд в Москву, где она поселилась вместе с семьей сына Петра. Николай Николаевич же отправился с посохом и котомкой в путешествие по России. Был в Киеве, Чернигове, Одессе. Везде делал зарисовки, читал лекции по искусству молодежи. Но тем не менее все время деумал о жене и писал сыну: "Пишите мне о ней и не оставляйте ее одну - ведь она одинока...".
Увлечение идеями Толстого отразилось и на живописи Н.Н.Ге - его преследовали неудачи, картины на религиозную тематику запрещали одну за другой, снимали с выставок. Изображение Христа не соответствовало общепринятым канонам и пугало зрителей и цензоров. В этот переиод создается "Страстной цикл", в который вошли картины "Пула" (1891), "Суд синедриона" (1892), "Распятие" (1894) и др. Этот цикл - рассказ об истине и добре, обреченных на страдания, о нравственном усовершенствовании человечества через личную жертву.
Ге Н.Н. Мария, сестра Лазаря, встречает Иисуса Христа, идущего к ним в дом 1864
Одной из наиболее глубоких по содержанию и новаторской по форме явилась картина "Голгофа": властно простертая рука, подающая сигнал к казни, и Христос, в ожидании долгой и мучительной смерти во имя искупления человечества. Картину "Голгофа" художник не закончил, и публика увидела ее лишь после его смерти: это удивительное полотно даже сегодня поражает отчаянной смелостью.
Анна Петровна умерла в начале ноября 1891 года. Она вернулась из Москвы и жила на хуторе Ивановском, все также помогая мужу. Но... простудилась и заболела воспалением легких. В жару и совсем ослабевшая она перед смертью попросила показать ей "Голгофу". Николай Николаевич отвел ее к полотну...
Ярошенко Н.А. Портрет художника Николая Николаевича Ге
P.S. Все картины кликабельны и увеличиваются до большого размера.
Серия сообщений "Жены художников":
Часть 1 - История в художественных образах (Надежда Забела-Врубель)
Часть 2 - История в художественных образах (Юлия Кустодиева)
Часть 3 - История в художественных образах (Е.П.Нестерова)
Часть 4 - История в художественных образах (Н.Н.Ге и А.П.Забелло)
Часть 5 - История в художественных образах (Е.А.Шарэ и В.И.Суриков)
Часть 6 - История в художественных образах (Софья Крамская)
...
Часть 8 - История в художественных образах (Мария Нестерова)
Часть 9 - История в художественных образах (Вера Алексеевна Репина)
Часть 10 - История в художественных образах (Н.Б.Нордман-Северова)