• Авторизация


Прекрасный пост о художнике Сергее Судейкине.NADYNROM 08-06-2010 01:26 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения NADYNROM Оригинальное сообщение

Жизнь и творчество Сергея Судейкина

Читая очередную статью, посвященную жизни Ольги Глебовой-Судейкиной задалась вопросом, почему в сети так мало материалов о ее муже-художнике Сергее Судейкине, и решила сделать небольшой пост о нем. К тому же все мои последние записи посвящены достопримечательностям Москвы, поэтому необходимо хотя бы ненадолго сменить тему.
Пост, увы, получился достаточно сырым, так как материала немного.
Итак, приступим.
[547x700]
Сергей Юрьевич Судейкин родился 7 (19) марта 1882 года в Санкт-Петербурге в семье полковника жандармерии, погибшего через год после рождения сына от рук провокатора Дегаева. В 1897-1909 годах учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Среди его учителей были Аполлинарий Васнецов, Пастернак, Серов, Коровин.
Стоит отметить, что в 1902 году Сергей был отчислен сроком на один года за демонстрацию на студенческой выставке рисунков фривольного содержания в манере, которая не входила в учебную программу. Работы молодого художника были наполнены излишней откровенностью и эротизмом. Вместе с ним отчислили Михаила Ларионова и Артура Фонвизина. Официально это изгнание объяснялось невниманием к учебному процессу. Судейкин даже пробовал писать объяснительное письмо, в котором оправдывал свое легкомысленное отношение к учебе излишней занятостью на Бутырском заводе у Саввы Ивановича Мамонтова.
1902 год также отмечен и началом творческой карьеры Судейкина как театрального художника. Вместе с Николаем Сапуновом он по протекции Савы Мамонтова работал над оформлением целого ряда оперных постановок для театра «Эрмитаж» в Каретном Ряду, в числе которых были «Орфей» Глюка и «Валькирия» «Вагнера».

В 1903 году Судейкин (вновь вместе с Сапуновым) работал над иллюстрациями к драме Метерлинка «Смерть Тентажиля». Позже он выполнил декорации к этой драме для постановки Мейерхольда.
Встреча художника Судейкина и режиссера Мейерхольда состоялась в Театре-студии на Поварской. Ее организовал Станиславский, чтобы дать талантливому и молодому Мейерхольду создавать новый театр. Первой совместной постановкой как раз и стала «Смерть Тентажиля». По задумке режиссера, она строилась на фоне занавесов, как пластическая пантомима. Судейкин постарался максимально все упростить, сделать свои декорации предельно плоскими. Однако они получились чересчур изысканными по цвету. Как только актеры входили в среду декораций Судейкина, они растворялись в них. Живопись подавила театр, и Мейерхольд это сразу понял.
После «Тентажиля» Мейерхольд и Судейкин сделали еще один совместный спектакль - «Сестра Беатриса», вновь по драме Метерлинка. Художник учел предыдущий опыт и сделал декорации в расчете исключительно на актерскую игру.
«Я действительно в первый раз за много лет видел в театре настоящий сон. И мне все понравилось в этом сне: и эта готическая стена, в которой зеленоватый и лиловый камень смешан с серыми тонами гобеленов и которая чуть-чуть поблескивает бледным серебром и старым золотом», - писал Максимилиан Волошин в 1906 году о декорациях к «Сестре Беатрисе».
В дальнейшем Судейкин оформлял постановки для Малого драматического театра, Русского драматического театра и театра Комиссаржевской в Петербурге. Помимо этого он сотрудничал с журналами «Весы», «Аполлон», «Сатирикон» и «Новый Сатирикон».
В 1904 году Судейкин участвовал в выставках «Алой розы», в 1905 году – в выставках «Московского товарищества художников», в том же 1905 и 1907-1909 годах – в выставках «Союза русских художников».
[390x700]
Обложка каталога выставки «Алая Роза». 1904

[700x637]
Виньетка для журнала «Весы». 1907
Сергей Судейкин любил блистать в гостиных, где имел репутацию человека светского, но безнравственного. В его манере держаться было что-то вызывающее. Судейкин, неизменно одетый как денди, порой бывал презрителен, смотрел на людей свысока, снисходительно изрекал пустые фразы. Но он умел занять положение в обществе благодаря своему обаянию и таланту.
[360x400]
Работа в театре Комиссаржевской свела его с Ольгой Глебовой. Он увлекся ей и начал усердно ухаживать. Ольга благосклонно принимала его поклонение и сама без памяти влюбилась в молодого художника.
[615x700]
Портрет Ольги Глебовой-Судейкиной в роли Путаницы. 1913 г.
[439x700]
Портрет О.А.Глебовой-Судейкиной. 1900-е
В конце 1906 года Сергею Судейкину нужно было ехать в Москву. Ольга пошла проводить его на вокзал, поднялась в вагон и... уехала с ним, позабыв или постаравшись забыть, что в этот самый вечер она должна была, переодевшись мальчиком, играть пажа и третьем действии "Вечной сказки" Пшибышевского. Когда беглянка возвратилась через два дня, Вера Комиссаржевская отказалась принять извинения и уволила ее из труппы.
Некоторое время спустя, в начале 1907 года, Ольга Глебова стала женой Сергея Судейкина. Венчание состоялось в Петербурге, в церкви Вознесения. Одним из свидетелей был художник Николай Миллиоти.
В том же 1907 году Сергей Судейкин стал одним из создателей символистского художественного объединения «Голубая роза» и участвовал в выставке «Венок-Стефанос» в Москве, а в 1908 году – в выставке «Венок» в Петербурге.
В течение многих месяцев Сергей и Ольга Судейкина были неразлучны, их соединяет сильная взаимная страсть: "Мне казалось, что я могла бы десять лет кряду просидеть в одном кресле с Сергеем", - признавалась Ольга своей подруге. По выражению Анны Ахматовой. Ольга была для мужа "предметом культа", он обожал ее исступленно, боготворил ее, хотел сделать из Ольги настоящее "произведение искусства".
Часто Сергей видел в ней уже не живую женщину, но свою мечту или материал, в котором могли воплощаться его сценические фантазии. Ничто не могло сдержать его воображения в умении одевать - и обнажать - Ольгу: сегодня он укутывал ее пышными тканями нежных или ярких цветов, а назавтра почти совершенно оголял ее "фарфоровые плечи", и "Дианы грудь", как писал А. Лурье в своих воспоминаниях о ней. Ольга с особым изяществом носила эти воздушные туалеты, созданные мужем, - слегка экстравагантные и театральные, иногда в стиле 1830-х годов.
К сожалению, счастье молодых супругов продолжалось недолго.
Через год после свадьбы Сергей внезапно заявил Ольге, что больше ее не любит, что он, впрочем, всегда ее обманывал, даже с девушками легкого поведения.
И еще одно обстоятельство угрожало их отношениям. В начале их совместной жизни на квартире у Судейкиных жил друг Сергея, поэт Михаил Кузмин. Стоит отметить, что художник оформлял для своего друга книги стихов — «Куранты любви» (1910) и «Осенние озера» (1912).
Однажды Ольга случайно обнаружила дневник поэта и не смогла устоять против искушения прочитать его. С той минуты у нее не осталось никаких сомнений насчет чувств, связывавших двух мужчин. Потрясенная Ольга попросила у мужа объяснений и потребовала, чтобы Кузмин покинул их дом.
В 1909 году Судейкин окончил училище живописи, ваяния и зодчества со званием неклассного художника и поступил в Санкт-Петербургскую Академию Художеств в мастерскую Дмитрия Кардовского. Тогда же он познакомился с Александром Бенуа, который свел его с остальными «мирискуссниками».
[453x700]
Фронтиспис для журнала «Золотое Руно». 1908
В 1911 году Судейкин официально вступает в «Мир Искусства». В этот период большое влияние на его работы оказало творчество Константина Сомова. В 1910-1911 годах он помогал Мейерхольду в организации «Дома интермедий», а в 1911 году расписывал стены знаменитого литературно-художественного кабаре «Бродячая собака».
У «Бродячей собаки» даже существовал гимн (автора, увы, не знаю), главным героем которого и стал Судейкин:

И художники не зверски
Пишут стены и камин.
Тут и Белкин, и Мещерский,
И кубический Кульбин.
Предводительствует дерзкий,
Словно ротой гренадерской,
Сам Судейкин, сам Судейкин,
Сам Судейкин господин.

Начавшийся так счастливо семейный союз Ольги и Сергея Судейкиных все же распадался. Каждый из супругов жил своей жизнью. Однажды художник потребовал от жены приютить его любовницу, потому что муж той угрожал ее убить.
В 1915 году Судейкин создал декоративное панно для «Привала комедиантов».
[700x438]
Кабаре «Привал комедиантов» («Моя жизнь»). 1916
Роспись в «Привале Комедиантов» была выполнена в духе наступившего времени: черные стены, черные потолки с яркой золотой лепниной, усеянной битым стеклом. Все это создавало полное впечатление мрачного царства теней.
В том же 1915 году Судейкин оформлял декорации для постановки «Женитьбы Фигаро» в московском Камерном театре, к труппе которого принадлежала актриса Вера де Боссе. Сергей Судейкин познакомился с ней в сентябре того же года, влюбился и придумал для нее специальный номер, испанский танец, и костюм, украшенный маленькими звездочками.
Тогда же Сергей бросил Ольгу, несмотря на вмешательство друзей и, в частности, художника Савелия Сорина. Уговоры и упреки на него не подействовали. Однако они продолжали видеться и, время от времени, в петербургских салонах даже появлялось странное трио – Сергей Судейкин и две красивых женщины – Ольга и Вера.
Роману Судейкина с Верой де Боссе Михаил Кузмин посвятил свою «Чужую поэму». Ради Судейкина Вера сначала оставила прежнего мужа Роберта Шиллинга, а потом и сцену, стремясь стать идеальной женой художника.
[555x700]
[674x700]
Портреты Веры
В марте 1917 года Судейкин был послан на фронт. Считается, что в итоге от военных действий художника спасла болезнь. В июне 1917 года он вместе с верой уезжает в Крым.
В Ялте он участвует в выставке, организованной Сергеем Маковским вместе с Миллиоти, Сориным и другими. Затем в 1919 году чета переезжает в Тифлис, где Сергей оформляет литературные кафе «Химериони» и «Ладья аргонавтов».
В 1920 году Сергей и Вера Судейкины с помощью Зиновия Пешкова эмигрируют в Париж.
В эмиграции работа в театре продолжает оставаться основным делом художника. Во Франции Судейкин сотрудничал с Балиевым и его кабаре «Летучая мышь», с «Русской оперой», театром «Аполло», оформлял балет «Спящая красавица» для труппы Анны Павловой.
[493x700]
Афиша гастролей театра "Летучая мышь
Вместе с труппой Балиева в 1922 году Судейкин едет на гастроли в США и обосновывается в Нью-Йорке. В тоже году от него уходит Вера. В будущем она станет женой Игоря Стравинского, с которым еще в 1921 году ее познакомил Дягилев.
Судейкин женится в третий раз на некой Джин, с которой познакомится благодаря театру. Подробностей, увы, не нашла.
В период с 1924 по 1931 годы художник активно работал для театра «Метрополитен Опера». Он создавал декорации для балетов Стравинского «Петрушка» (1925), «Соловей» (1926), постановок «Садко» Римского-Корсакова (1930), «Летучий голландец» Вагнера (1931). Сотрудничал с труппами Фокина, Мясина, Баланчина. В 1934-1935 году работал над декорациями к голливудской экранизации романа Толстого «Воскресенье».
Персональные выставки Судейкина прошли в Чикаго и Питсбурге (1929), в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Чаттануге (1934-39).
Умер Сергей Судейкин в 1946 году.

Творчество Судейкина обычно определяют как близкое символизму, но это был некий "иронический символизм". Художник превращал свои картины в живописные лубки на темы искусства, фольклора и "прекрасной старины".

По материалам сайтов:
http://www.c-cafe.ru/days/bio/18/059_18.php
http://www.tvkultura.ru/news.html?id=143420
http://www.silverage.ru/paint/sudeik/sudeik_bio.html
http://www.peoples.ru/art/theatre/actor/glebova-sudeikina/
http://www.akhmatova.org/bio/kolombina/kolombina06.htm
http://www.ourbaku.com/index.php5/%D0%A1%D1%83%D0%...BE_%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0%22.
http://www.vilavi.ru/sud/130609/130609.shtml


А теперь те работы Сергея Судейкина, которые мне удалось найти в сети.
Начать хочется с выполненных им эскизов театральных декораций.
Декорация к «Развлечениям для девушек» Кузмина. 1911
[640x451]
Парк перед замком. Эскиз декорации к «Лебединому озеру» Чайковского. 1911
[700x568]
У Олимпии. Эскиз декорации к «Сказкам Гофмана» Ж.Оффенбаха. 1915
[700x498]
Эскиз декорации к «Видимой стороне жизни» Бенавенте. 1912
[700x597]
К чему относится вот этот эскиз декорации, увы, не знаю.
[700x380]

Теперь эскизы театральных костюмов.
Эскиз костюма смерти к опере «Соловей». 1926
[536x700]

Эскизы костюмов к балету Стравинского "Петрушка", выполненные в 1925 году:
Эскиз костюма Барабанщика
[435x700]
Эскиз костюма Няни
[477x700]
Эскиз костюма Петуха
[425x700]
Эскиз костюма Танцующего старика
[483x700]
Эскиз костюма Эфиопа
[480x700]

И другие работы Судейкина.
Аллегорическая сцена. 1910-е
[700x587]
Бабье лето. 1916
[700x469]
Балет. 1910
[700x654]
Влюбленные при луне. 1910
[700x512]
Карусель. 1910
[700x690]
Масленичный Петрушка. 1910-е
[506x700]
Молочный час
[501x700]
Ночной праздник. 1905
[568x700]
Пастораль. 1906
[700x576]
Портрет жены 1930-е гг. Интересно, какой именно?
[500x640]
Романс Глинки
[700x324]
Сад Арлекина. 1915
[700x596]
Портрет Нины Шик
[548x700]
Смотрины
[700x317]
Гуляние. 1906
[700x484]
Портрет Н. И. Кульбина. Шарж. 1912-14
[537x700]
Саксонские фигурки. 1911
[700x584]
Самум. 1915
[700x291]
Фарфоровые статуэтки. 1911
[700x561]
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Прекрасный пост о художнике Сергее Судейкине.NADYNROM | София_Выговская-Блехман - Дневник София_Выговская-Блехман | Лента друзей София_Выговская-Блехман / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»