Это цитата сообщения
Anna_Livia Оригинальное сообщениеЯцек Мальчевский
Сегодня мне хочется немного рассказать о художнике, чьи работы просто заворожили меня. Жаль, что не могу выложить их все - получится слишком уж много... Это совершенно удивительный живописец, создавший собственный мир - сложный, яркий, страшный, загадочный, противоречивый, волшебный...
Речь идет о Яцеке Мальчевском (польск. Jacek Malczewski; 15 июля 1854 - 8 октября 1929), польском художнике, представителе модернизма и символизма в живописи.
Мальчевский родился в 1854 году в Радоме, в семье обедневших шляхтичей. До 13 лет воспитанием будущего художника занимались его родители, отец - Юлиан и мать – Мария, которая происходила из рода Корвин-Шимановских. Отец считался знатоком творчества Данте и польских романтиков. Он оказал огромное влияние на формирование мировозрения Яцека, в частности, привил ему идеи польского национального мессианства, характерные для произведений польских литературных романтиков.
Чувство принадлежности к своему народу, любовь к отечественному пейзажу и знакомство с фольклором своей страны укрепило двухлетнее пребывание Мальчевского в имении дяди Феликса Карчевского, где его опекал будущий классик польской литературы Адольф Дыгасиньский. Далее Мальчевский учился в Кракове в Школе искусств (у Яна Матейки и других корифеев польской живописи) и в Ecole des Beaux-Arts в Париже. С 1897 года - член объединения «Искусство». После окончания учебы он много путешествовал: побывал в Италии, Германии, Австрии, Греции, Турции. В 1897-1900 и 1912-21 годах Мальчевский - профессор Академии искусств в Кракове. Он много работает и выставляется. Поначалу он писал сцены из традиционной сельской жизни. Но к 1890 году Мальчевский обратился к символизму и создал особый стиль, в котором вымысел слился с реализмом.
Танатос (цикл)
[показать]
Для его творчества характерна живая гамма цветов и прекрасные композиции. В этих картинах, полных грусти и задумчивости, реальным персонажам польской истории часто сопутствуют фавны, русалки, ангелы... («Интрордукция». 1890, «Меланхолия» 1890-94, «Порочный круг» 1895-97, ряд версий картин «Отравленный колодец», «Танатос и смерть Елленаэ» (героиня поэмы Словацого). Рисовал он также замечательные портреты («Польский Гамлет» - портрет Александра Велепольского,1903, многочисленные автопортреты), которые были также написаны в аллегорическо-символической форме, по большей части на фоне пейзажей.
Танатос
[показать]
цикл "Смерть Елленаэ" (1907)
[537x699]
"Смерть Елленаэ", еще один вариант
[408x698]
Сформировавшись в 19 веке, Мальчевский затем был заброшен в новое столетие и, сначала не слишком понимая эту разницу, продолжал вести себя так, как подсказывали ему его идеалы и его воспитание. В его картинах по-прежнему глядели вдаль крылатые женщины, юные поляки воплощали в себе грустные надежды многострадальной страны, золотились унылые равнины и сохранялось настроение отчужденной и достойной меланхолии. Мир же не собирался застыть в этой величественной недвижимости, а кривлялся, корежился и всячески гримасничал, жонглируя новыми идеями и новыми приемами. Однако Мальчевский гордо повернулся спиной ко всем художественным причудам, не замечая их. Вскоре, однако, отпетая молодежь умчалась далеко вперед. Не оглядывавшийся на нее Мальчевский, думая, что оставил друзей и коллег далеко за спиной, вдруг с трудом стал различать их стремительно удаляющиеся фигуры. Для новой Польши фигура Мальчевского оказалась мало нужной — к нему относились почтительно, но держались от него в стороне, как держатся в стороне от благородной старухи-родственницы, давно утратившей состояние, но не собирающейся поступаться своей величественностью.
Меланхолия (1890-94)
[показать]
Танатос
[418x699]
Танатос
[699x542]
Заколдованный круг
[700x501]
не знаю, какая из этих репродукций точнее передаёт оригинал, на всякий случай, даю обе...
[показать]
В облаке пыли
[показать]
Его живопись очень "литературна". Если это и не иллюстрация к какому-то литературному произведению, то в любом случае, в каждой картине есть свой сложный сюжет, есть своя история... Вот, например, очень интересный, на мой взгляд, цикл "Отравленный колодец"...
Отравленный колодец. Химера.
[534x699]
[528x699]
[530x698]
[531x699]
[533x699]
[532x699]
Меня совершенно поразила и очаровала вот эта картина, которая называется "Идиллия"
[699x439]
Ангел и пастушок
[539x699]
Еще один ангел и пастушок
[528x699]
И еще один...
[553x700]
А это уже отнюдь не ангел играет на скрипке!.. Картина называется "Аллегро"
[572x699]
Христос и Самаритянка (1912)
[699x560]
Еще один вариант этого сюжета... Интересно сравнить разные варианты...
[700x559]
Очень интересна его портретная живопись... Особо стОит выделить цикл автопортретов, но о них - чуть позже, а пока - знаменитая картина «Польский Гамлет» (портрет Александра Велепольского,1903)
[699x477]
Портрет Феликса Ясенского
[700x587]
Модель
[556x698]
Мои модели
[378x700]
Автопортрет (я специально поместила его после картины "Мои модели", чтобы проще было обратить внимание на сходство светопередачи)
[700x628]
"Пейзаж с Товией". В Библии в «Книге Товита» описывается, как архангел Рафаил в виде юноши сопутствовал праведному Товии, защищая его от разных напастей в пути. На этой картине Рафаил изображен в виде архангела, идущего по земле, а в небе летят аисты...
[700x560]
Блудный сын
[699x529]
Мальчик-маляр
[428x699]
Садовница
[581x700]
Подсолнухи
[439x699]
Портрет Эразма Бараша
[700x545]
Польша
[481x699]
1905 год
[699x413]
Вдохновение художника
[570x699]
Судьба
[699x483]
Бессмертие (если правильно перевела с польского))
[450x600]
Автопортрет со Смертью
[549x698]
Очень интересный автопортрет (множество деталей, что, впрочем, характерно для всех его картин)
[535x699]