Это цитата сообщения
NADYNROM Оригинальное сообщениеСтихи о Брейгелях
Есть два замечательных стихотворения. Одно Давид Самойлов посвятил картине «Питера Брейгеля Старшего «Поклонение волхвов» (вот какой именно я не знаю), второе Александр Городницкий посвятил картине Питера Брейгеля Младшего «Шествие на Голгофу».
По логике вещей о каждом стихотворении и каждой картине стоило бы написать отдельно. Однако почему-то возникло желание поместить их рядом друг с другом. И не с целью сравнения, а с целью дополнения.
Во-первых, во многом схожие работы на эти сюжеты были и у отца и у сына.
Во-вторых, без творчества Питера Стершего не было бы творчества Питера Младшего. Да и, по-хорошему, сына мы знаем в первую очередь как копииста работ отца. И хотя Питер Брейгель Младший был не только копиистом, но и самостоятельным художником, о копиях придется оговориться отдельно.
Но все-таки сначала картины и стихи.
[520x700]
Питер Брейгель Старший. «Поклонение волхвов»
Давид Самойлов
БРЕЙГЕЛЬ
Мария была курчава.
Толстые губы припухли.
Она дитя качала,
Помешивая угли.
Потрескавшейся, смуглой
Рукой в ночное время
Помешивала угли.
Так было в Вифлееме.
Шли пастухи от стада,
Между собой говорили:
— Зайти, узнать бы надо,
Что там в доме Марии?
Вошли. В дыре для дыма
Одна звезда горела.
Мария была нелюдима.
Сидела, ребенка грела.
И старший воскликнул: — Мальчик!
И благословил ее сына.
И, помолившись, младший
Дал ей хлеба и сыра.
И поднял третий старец
Родившееся чадо.
И пел, что новый агнец
Явился среди стада.
Да минет его голод,
Не минет его достаток.
Пусть век его будет долог,
А час скончания краток.
И желтыми угольками
Глядели на них бараны,
Как двигали кадыками
И бороды задирали.
И, сотворив заклинанье,
Сказали: — Откроем вены
Баранам, свершим закланье,
Да будут благословенны!
Сказала хрипло: — Баранов
Зовут Шошуа и Мадох.
И богу я не отдам их,
А также ягнят и маток.
— Как знаешь,— они отвечали,
Гляди, не накликай печали!..—
Шли, головами качали
И пожимали плечами.
Писал он и другую картину на этот же сюжет, быть может, в более свойственной для себя манере –
«Поклонение волхвов на снегу». Копия, выполненная Питером Брейгелем Младшем, находится в Эрмитаже.
[670x425]
В XVI веке копирование картин известных художников было хорошо налаженным производством. Копии картин были как бы открытками своего времени. И стоили они чуть дороже, чем гравюры. Но если в XV веке копии делались анонимно, то с XVI века они стали подписными.
Питер Брейгель Старший был одним из самых знаменитых художников своего времени. Его работы стоили дорого. Те, кто не мог приобрести подлинники Питера Брейгеля Старшего, довольствовались копиями. Его работы копировали больше, чем работы других художников, даже больше, чем работы Рубенса.
Копирование произведений отца стало главным делом для Питера Брейгеля Младшего. Когда Брейгель Старший (Мужицкий) умер в 1569 году, его сыну было 6 лет, так что вряд ли он мог чему-то научиться у своего отца. Тем не менее его мастерская стала главным центром по изготовлению копий работ Брейгеля Мужицкого. За 50 лет их было изготовлено свыше 1500.
Питер Брейгель Младший не стремился обмануть публику и выдать свои собственные работы за работы своего отца. Хотя, конечно, соблазн был. Причина — огромная разница в цене. Если работы отца продавались по 700 гульденов, то за копии можно было получить от 10 до 70 гульденов, то есть в 10 раз меньше. Питер Брейгель подписывал произведения своим именем, идентичным имени отца, и на большинстве из них ставил год изготовления.
После смерти Питера Брейгеля Старшего в семье остались картоны — заготовки картин, гравюры, наброски отца. С них Брейгель Младший и делал копии. Оригиналы нескольких работ достались Яну Брейгелю, младшему сыну художника, некоторые — вдове. Помимо домов своих родственников, Питер Брейгель Младший мог видеть подлинники отца у антверпенских коллекционеров.
[670x481]
Питер Брейгель Младший. «Шествие на Голгофу»
Александр Городницкий
Питер Брейгель
О чем он думал, Питер Брейгель,
Какими образами бредил,
Когда изобразил Христа
На фоне северной равнины,
Сгибающим худую спину
Под перекладиной креста?
Фламандские вокруг пейзажи, -
Взгляните на одежды стражи,
На эти мельницы вдали!
Еще один виток дороги,
И он, взойдя на холм пологий,
Увидит в море корабли.
Еще не бог он. На мольберте
Он человек еще, и смертей,
И явно выглядит чужим
В долине этой, в этом веке,
Где стужа сковывает реки
И над домами вьется дым.
Светало. Около отлива
Кричала чайка хлопотливо.
Тяжелый дождь стучал в окно.
О чем он думал, Младший Питер,
Когда лицо устало вытер,
Закончив это полотно?
О чем он думал, старый мастер?
В ночном порту скрипели снасти,
Холодный ветер гнал волну.
Об одиночестве пророка,
Явившегося позже срока,
Попавшего не в ту страну?
Толпа в предчувствии потехи.
Мерцают золотом доспехи,
Ладони тянет нищета.
Окрестность - в ожиданье снега,
И туча провисает с неба,
И над Голгофой - пустота.
Можно сравнить эту картины с
«Несением креста» Питера Брейгеля Старшего.
[670x489]