[показать]
Наибольшую известность принесли Тулуз-Лотреку его изящные стилизованные плакаты. Однако художник успешно работал в различных жанрах и различной технике, остро и тонко изображая человеческую натуру.
Несмотря на то, что жизнь Тулуз-Лотрека оказалась очень короткой (да к тому же омраченной болезнями), он успел оставить после себя огромное наследие. Полный каталог его работ, изданный в 1971 году, составил шесть томов; в нем перечислено 737 картин, 275 акварелей, 369 гравюр (включая плакаты) и около 5000 рисунков.
[показать]
Лотрек мог работать помногу. Бурно проведенные ночи ему нисколько не мешали. Сколько бы ни было выпито накануне, рано утром он неизменно отправлялся в свою мастерскую или к граверам, чтобы проследить за их работой и, в случае необходимости, внести поправки. Иногда художник появлялся у них в вечернем костюме, не желая тратить драгоценное время на переодевание.
[показать]
Почти все творчество Лотрека автобиографично. Он писал людей, которых видел каждый день, и места, где бывал каждую ночь, — улицы, клубы, кафе, варьете и публичные дома Монмартра. Многие персонажи Лотрека — проститутки, их клиенты, прохожие, пьяницы — остались безымянными; другие герои его картин легко узнаваемы. Это относится, например, к певице Иветт Гильбер или к элегантной танцовщице Джейн Авриль, чьи образы не раз возникают на полотнах Лотрека.
[показать]
[показать]
[показать]
Он всегда писал людей с теплотой, окрашенной нотками юмора. Впрочем, этот грустный юмор не обманывал внимательных — за ним они видели тоску разочарования, а иногда — особенно в сценах из жизни публичного дома — и настоящее отчаяние. Тулуз-Лотрек не питал иллюзий относительно окружающей его жизни, при этом стремясь к тому, чтобы его образы вызывали у зрителя симпатию, но не жалость.
[показать]
[показать]
Бонна и Кормон, учителя молодого живописца, старались привить молодому художнику академическую манеру, основанную на высокой технике рисунка. Поначалу восприняв эти уроки с ученическим пылом, он очень быстро нашел себе других кумиров. В первую очередь, ими стали импрессионисты. Лотрек по-настоящему восхищался картинами Дега, и этому не мешали ни стилистические расхождения, ни то, что Дега, в отличие от распахнутого всем ветрам жизни младшего коллеги, слыл холодным и замкнутым человеком. Впрочем, кое-что Лотрек у Дега определенно позаимствовал.
Так, например, «косые» композиции Лотрека, создающие впечатление брошенного со стороны беглого взгляда, отчасти основаны на принципах, разработанных Дега (хотя не обошлось здесь и без увлечения японской гравюрой). Подобно Дега, Лотрек обладал способностью вызвать у зрителя ощущение случайности увиденного — как это ни парадоксально, такое ощущение было следствием тщательного и кропотливого выстраивания композиции. В упорных поисках ее окончательного, единственно нужного вида, он постоянно делал наброски. Как и Дега, Лотрек смело использовал нетрадиционные технические приемы и предпочитал писать на картоне, а не на холсте. Он никогда не стремился к передаче второстепенных деталей. Его кисть была не гладкой (как того требовали академические правила), но широкой и густой, а картон позволял художнику добиваться самых необычных эффектов.
[показать]
Лотрек замечательно писал маслом, но при этом не забывал и о других техниках и постоянно пробовал свои силы в них. Он по праву считается одним из самых выдающихся графиков XIX века.
[показать]
Почти все гравюры Лотрека выполнены в технике литографии. Эту технику изобрели в 1798 году; вскоре она получила широкое распространение. Художники любили ее за ту свободу, что она им предоставляла. Печатной формой в ней служит камень, изображение на который наносят жирной литографской тушью или литографическим карандашом. То есть мастера, обращающиеся к литографии, теперь могли просто рисовать, а не вырезать изображение на металле или дереве.
[показать]
Всю техническую сторону дела многие из них предоставляли решать профессиональным печатникам. Лотрек и тут поступал по-своему, проявляя живой интерес именно к «технологии». Он даже придумал новый способ создания пятнистого эффекта, нанося для этого на литографский камень тушь с помощью зубной щетки. Он вообще был прирожденным экспериментатором. Так, Лотрек любил использовать в одной и той же работе техники, считающиеся несовместимыми, — например, сочетал масло и пастель. При этом всякого теоретизирования он сторонился.
[показать]
[показать]
Среди его литографий мы найдем разножанровые ра боты — вплоть до карты для меню. Но самыми знаменитыми считаются, конечно же, его плакаты. Лотрек создал около 30 плакатов — все до одного в литографической технике. Само количество лотрековских плакатов не слишком впечатляет. Знаменитый плакатист, классик жанра Жюль Шере (1836—1933) «выдал на гора» за свою жизнь более тысячи плакатов. Лотрек брал не числом, а оригинальностью. И не ошибся — его имя навсегда вписано в историю художественного плаката.
[показать]
[показать]
Сам этот жанр появился благодаря новой технологии, разработанной во второй половине XIX века и позволявшей печатать цветные изображения на дешевой бумаге. Лотрек умел свести изображение к нескольким смелым, широким штрихам, требующим минимальной цветовой гаммы. Его плакаты были выполнены в столь энергичной и неповторимой манере, что все образцы плакатного жанра, существовавшие до его «вторжения» в эту область, стали казаться на фоне его работ убогими и плоскими.
[показать]
[показать]
[показать]
Плакаты принесли Лотреку наибольшую известность и являются, вероятно, самым существенным его вкладом в развитие изобразительного искусства.
[показать]
[показать]
Но талант художника не менее ярко светит и в его более интимных, не рассчитанных на широкого зрителя, работах. В них Лотрек с удивительной откровенностью разрабатывал сексуальные сюжеты. Это, как правило, постельные сцены или сцены из жизни публичных домов. Обращаясь к ним, Лотрек не хотел никого эпатировать, не пытался (в отличие от многих своих современников) щекотать нервы зрителю. Он ничего не приукрашивал и не преувеличивал, глядя на своих героев с теплотой и пониманием.
Источник текста
Рекомендую:
Фотохудожник в Праге. Взгляд из Петербурга
Это удивительное ощущение погружения в сон, воспитанное классической идеальной красотой Петербурга, приходит в европейских городах в иных красках. И есть неотступное желание соединить, связать наши города и культуры. По мере сил. Нам хотелось бы, используя пополняемые арсеналы фотохудожника и собирателя исторических страниц, поделиться находками и найти слова благодарности Петербургу и Чехии, людям жившим и живущим по обе стороны исчезающих границ.
Читать далее