[323x420] АнриКартьее-Брессон (Cartier-Bresson) (1908 - 2004) - французский фотограф, один из выдающихся французских фотографов XX века. Отец фоторепортажа, фотожурналистики. Матерью Анри была Марта Ле Вердьера отцом Андре Картье-Брессон. Двойная фамилия отца, «Картье-Брессон», впервые зарегистрированная в 1901 году, получилась соединением фамилии крестьян Картье, родом из департамента Уаза, и фамилии промышленников Брессон, производителей хлопковой нити. Имя «Картье-Брессон» стало в начале XX-го века во Франции очень известной маркой хлопчатых ниток. Его назвали Анри в память о дедушке с отцовской стороны, он был старшим из пяти детей. Живописью он интересовался с юности. В декабре 1913 Анри познакомился со своим дядей Луи, художником, который ввел его в мир искусства.Фотография Картье-Брессона во многом обязана его образованию как художника и графика. В 1930 году, после начала обучения живописи и графики, он отправился в путешествие в Африку. Вернувшись во Францию в 1932 году, он решил посвятить себя фотографии. Его очень впечатлили несколько снимков, сделанных Эженом Атже и Андре Кертесом, но более всего его подтолкнул к фотоискусству снимок, сделанный Мартином Мункачи в 1929 или 1930 году, на котором изображены трое чернокожих людей, голышом бросающиеся в волны озера Танганьики. Он высоко оценил эстетику этой фотографии и восхищенно написал: «О! Это можно сделать при помощи фотоаппарата!!».
В том же году в Марселе он приобрел фотоаппарат фирмы Лейка, новинку тогдашнего рынка, так называемую «35-миллиметровую фотокамеру», легкую камеру, позволившую наконец ему достичь необходимого мастерства в той фотографии, к которой он имел склонность. Способности и методы работы Анри Картье-Брессона стали легендами в мире фотографии: например, он прославился за свою способность оставаться «невидимым» для людей, которых снимал. Бликующие металлические части своего фотоаппарата он заклеил черной изолентой, чтобы они не блестели. Он всегда делал законченный снимок в момент съемки: он никогда не изменял, некадрировал сделанную фотографию. Также он известен тем, что старался снимать любую сцену в момент достижения наивысшего эмоционального напряжения, которое он называл «решающим моментом», широко известное выражение в фотографическом мире. В 1952 году словосочетание "решающий момент" сделалось названием его книги.
В 1947 Картье-Брессон со своими коллегами Робертом Капой, Дэвидом Сеймуром, Джорджем Роджером, Марией Айснер, Биллом Вандивартом и Ритой Андиверт основал содружество фотожурналистов — агентство Magnum Photos. Он выставлял свои работы в самых известных галереях и музеях мира. Издано множество книг, в которых опубликованы его фотографии, в основном сопровождаемые анализом их художественных достоинств. Он фотографировал как обычных людей, так и важных персон и значительные события XX-го века.