Малахит в России: Урал: первое место принадлежит Меднорудянскому руднику (близ Нижнего Тагила); затем Гумешевскому (ныне оставленному), из которого добыта огромная глыба малахита весом почти в полторы тонны, находящаяся в Горном институте.
Малахит известен и для других месторождений Урала, а также на Алтае и в Казахстане (Джезказган). В настоящее время промышленная разработка уральского малахита прекращена.
Судьба любого крупного месторождения малахита (а их в мире можно пересчитать по пальцам) одинакова: сначала там добывают крупные куски, из которых делают вазы, письменные приборы, шкатулки; затем размеры этих кусков постепенно уменьшаются, и из них делают в основном вставки в кулоны, броши, перстни, серьги и другие мелкие ювелирные изделия. В конце концов месторождение поделочного малахита полностью истощается, как это и случилось с Уральскими.
И хотя в настоящее время известны месторождения малахита в Африке-Республика Конго, Замбия, Намибия,Характерной особенностью африканского малахита являются мелкие правильные концентрические кольца (в отличие от колец неправильной формы у уральского малахита) с более контрастным чередованием светлых и тёмных зон. Есть он в Мексике, Австралии (штат Квинсленд), США (штаты Теннеси, Аризона), добываемый там малахит и по цвету, и по красоте рисунка уступает уральскому. В Западной Европе он находится в Шесси (близ Лиона), в Корнуолле, Рецбании, на Гарце и др.
Более или менее крупные кристаллы этого минерала попадаются очень редко. Обычно кристаллы малахита очень тонкие – от сотых до десятых долей миллиметра, а в длину имеют до 10 мм, и только изредка, в благоприятных условиях, могут образоваться огромные многотонные натеки плотного вещества, состоящего из массы как бы слипшихся кристалликов. Именно такие натеки и образуют ювелирный малахит, который встречается очень редко.
Очень богатые месторождения малахита были когда-то на Урале; к сожалению, в настоящее время они практически истощены. Уральский малахит был обнаружен еще в 1635, а в 19 в. там добывали в год до 80 т непревзойденного по качеству малахита, при этом малахит часто встречался в виде довольно увесистых глыб. Самая большая из них, массой 250 т, была обнаружена в 1835, а в 1913 нашли глыбу массой более 100 т. Сплошные массы плотного малахита шли на украшения, а отдельные зерна, распределенные в породе, – так называемый землистый малахит, и мелкие скопления чистого малахита использовались для выработки высококачественной зеленой краски, «малахитовой зелени».
До революции в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле крыши многих особняков были окрашены малахитом в красивый синевато-зеленый цвет. Привлекал малахит и уральских мастеров выплавки меди. Но медь добывали только из минерала, не представляющего интереса для ювелиров и художников. Сплошные куски плотного малахита шли только на украшения.
В России малахит известен с 17 в., но массовое его использование в качестве ювелирного камня началось только в конце 18 в., когда на Гумешевском руднике были найдены огромные малахитовые монолиты. С тех пор малахит стал парадным облицовочным камнем, украшающим дворцовые интерьеры. С середины 19 в. на эти цели с Урала ежегодно привозили десятки тонн малахита. Посетители Государственного Эрмитажа могут любоваться Малахитовым залом, на отделку которого пошло две тонны малахита; там же находится и огромная малахитовая ваза. Изделия из малахита можно видеть и в Екатерининском зале Большого Кремлевского дворца в Москве. Но самым замечательным по красоте и размерам изделием из малахита могут считаться колонны у алтаря Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге высотой около 10 м.
-------------------- [показать] Исаакиевский собор
Непосвященным кажется, что и ваза, и колонны изготовлены из огромных сплошных кусков малахита. На самом деле это не так. Сами изделия изготовлены из металла, гипса, других материалов, и лишь снаружи облицованы плитками малахита, вырезанными из подходящего куска – своеобразной «малахитовой фанерой». Чем больше был исходный кусок малахита, тем большего размера плитки удавалось из него вырезать. А для экономии ценного камня плитки делали очень тонкими: их толщина иногда доходила до 1 мм! Но главная хитрость была даже не в этом. Если просто выложить такими плитками какую-нибудь поверхность, то ничего хорошего не получится: ведь красота малахита определяется во многом его узором. Необходимо было, чтобы узор каждой плитки являлся продолжением узора предыдущей.
В 1851 Россия приняла участие во Всемирной выставке в Лондоне. Среди прочих экспонатов была, конечно, и «русская мозаика». Особенно поразили лондонцев двери в русском павильоне. Одна из местных газет писала по этому поводу: «Переход от броши, которую украшает малахит как драгоценный камень, к колоссальным дверям казался непостижимым: люди отказывались поверить, что эти двери были сделаны из того же материала, который все привыкли считать драгоценностью».
[показать] Мебель из русского малахита на всемирной выставке 1851 года.
Здесь мы видим целиковую мебель из малахита, она сохранилась, но картинки найти очень трудно, так как у наших музеев сайты в плачевном состоянии, фото мало и плохого качества, а за границей ее не так много.
The Great Exhibition of 1851 took place at Hyde Park in a revolutionary glass and iron building known as the 'Crystal Palace'. This watercolour shows the Russian Court.
----------Versailles -Версаль-------------- ------- Grand Trianon Malachite Room-----------
[показать] Малахитовая комната в Большом Трианоне. [показать] Petite vasque - Malachite room - The Grand Trianon
Особый способ резки малахита довели до совершенства мастера-малахитчики Урала и Петергофа и потому он во всем мире известен как «русская мозаика». В соответствии с этим способом кусок малахита распиливается перпендикулярно слоистой структуре минерала, причем получающиеся плитки как бы «разворачиваются» в виде гармошки. В таком случае узор каждой следующей плитки является продолжением узора предыдущей. При такой распиловке из сравнительно небольшого куска минерала может быть получена облицовка большой площади с единым продолжающимся узором. Затем с помощью специальной мастики полученными плиточками обклеивали изделие, и эта работа тоже требовала величайшего умения и искусства. Мастерам иногда удавалось «протянуть» малахитовый узор через изделие довольно большого размера.
---------------МЕБЕЛЬ--------------------- [показать] Russian Malachite Commode [показать] Circa 1860
[показать] French Writing Desk Malachite with gilt bronze mounts, Louis XV Style.
[показать] French Empire Style Malachite Cheval Mirror
--------------------Столики---------------
[показать] Стол с малахитовой столешницей Россия. Санкт-Петербург. 1830-е гг. Малахит, дерево; резьба, набор, шлифовка, полировка, золочение. [показать] Стол с малахитовой столешницей По проекту архитектора И.И. Гальберга. Петергофская гранильная фабрика (столешница) Россия. 1851 Малахит, бронза; литье, чеканка, патинирование, золочение, мозаика
[показать] Table with a Mosaic Tabletop Peterhof Lapidary Works (tabletop) Russia. 1851-1852
[показать] 19th Cent. Russian Malachite and BronzDORE CENTER Table [показать] pair of late 18th century Piedmontese carved giltwood side tables [показать] An important pair of late 18th century Piedmontese carved giltwood side tables with dark green malachite tops. 1760
[показать] Russian Emperial Style Figural Gilt-Bronze and Malachite Mounted Table de Milieu, with figures of winged lions, accanthus leave and wreaths. Circa: 20th Century
----------------------- [показать] Malachite Table A Louis XV style malachite low table with carved giltwood legs and gallery. The malachite skirt is dressed with gilt metal mounts and the top is centered by a malachite floral design.