• Авторизация


О прелестях 20-01-2009 23:20 к комментариям - к полной версии - понравилось!


На днях открыла для себя по новому значение такого, казалось знакомого слова, как ПРЕЛЕСТЬ.

Прелесть в общепринятом понятии значит очарование, привлекательность. По звучанию слово мне казалось относительно новым. Даже не подозревала, что оно имеет древнюю историю.
Итак, в древнеславянском языке слово << Прелесть есть повреждение естества человеческаго ложью (с)
Для православного человека прелесть обозначает заблуждение, прельщение, обман, греховное состояние. >>

Как-то в моей голове это несостыковывалось, стала искать дальше и нашла доступное объяснение:
Ложь - то, что исходит от сатаны. В Библии, на доступном для понимании современников уровне, рассказывается, например, как используя лесть и ложь сатана смог внушить первым людям, что они сами - боги, и Бог им просто не нужен...
Если со словом "лесть" всё понятно, то это же слово с приставкой "пре" означает более высокую степень лести: прелесть - это ложь себе, если хотите,то самообман.

Вроде все стало понятно, кроме пожалуй одного, когда и почему произошло такое радикальное изменение в смысле слова...
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (26):
carminaboo 20-01-2009-23:27 удалить
а как же - впасть в прелесть? не помнила такого?
carminaboo 20-01-2009-23:27 удалить
а я еще одну "прелесть" знаю - моя прееееелеееесть)))
FrInBi 20-01-2009-23:32 удалить
Исходное сообщение kovalaris
а как же - впасть в прелесть? не помнила такого?


я и сейчас не вспомнила
значит и не знала

откуда это?
FrInBi 20-01-2009-23:34 удалить
Исходное сообщение kovalaris
а я еще одну "прелесть" знаю - моя прееееелеееесть)))


Ну это пожалуй первое, что приходит в голову))

а, кстати, этот персонаж сможет вернуть смысл слова, may be
carminaboo 20-01-2009-23:39 удалить
FrInBi, Инга, а это и есть церковное выражение "впасть в прелесть", т.е. самообольщение.
FrInBi 20-01-2009-23:57 удалить
kovalaris,
Вот ведь, никогда не сталкивалась
AlexWolf 21-01-2009-00:02 удалить
Интересно...не думал никогда так..
FrInBi 21-01-2009-00:11 удалить
AlexWolf,
Уф, значит не я одна ))
Traktarina 21-01-2009-08:22 удалить
FrInBi, Конечно не одна.

Вот, теперь лишний раз подумаешь, прежде чем употребить)))
N7111-FFC 21-01-2009-12:43 удалить
И я не знала, даже не задумывалась. Надо же! (задумчиво чешу (не репу, нет) башку!)
Redgii 21-01-2009-13:51 удалить
А я все одно : Употребляла, употребляю, и буду употреблять!!!
:)))
Kettuna 21-01-2009-14:38 удалить
А еще были "прелестные" письма - прельщающие в смысле...
Traktarina 21-01-2009-14:49 удалить
Kettuna, или обольщающие? )))
Kettuna 21-01-2009-14:53 удалить
camry-vista, да там была целая история... Еще во времена Степана Разина. Я еще со школы эти "прелестные письма" запомнила - так мое юное воображение это словосочетание поразило...
FrInBi 21-01-2009-16:47 удалить
camry-vista, Redgii,

Я тоже задумалось - а что же теперь делать? и решила все таки не идти поперек масс))
FrInBi 21-01-2009-16:48 удалить
Исходное сообщение N7111-FFC
И я не знала, даже не задумывалась. Надо же! (задумчиво чешу (не репу, нет) башку!)


Надо теперь выяснить, что слово башка значит на самом деле)) а то может репа окажется намного лучше))
FrInBi 21-01-2009-16:54 удалить
Kettuna,

Вот, этот звон я тоже где-то слышала...

Первая ссылка в гугле показала:
"...Их цели излагались в "прелестных письмах" - прокламациях, которые призывали "побивать бояр и жён их" (Булавин К.А.), "изменников бояр" (Разин С.Т.), а так же "воевод и приказных людей". "Ежели кто помещика убьёт до смерти, и дом его разорит, тому будет дано жалование в 100 рублей" (Салават Юлаев)...."

Действительно прЭестные письма
Traktarina 21-01-2009-16:57 удалить
Вот это прелестные письма Побивать жен))))
Kettuna 21-01-2009-17:07 удалить
Во, точно! Нифига не Разин, а вовсе Салават Юлаев!
FrInBi 21-01-2009-17:08 удалить
camry-vista,

Нихавари
Вот понять бы как и почему слова так резко меняют свое значение...
FrInBi 21-01-2009-17:08 удалить
Kettuna,

Нет, ты правильно вспомнла Разин тоже их писал
Kettuna 21-01-2009-17:15 удалить
FrInBi, кстати, я не думаю, что смысл так уж сильно поменялся. Поменялось отношение к обольщению как таковому - из-за того, что церковные нормы перестали быть настолько актуальными.
FrInBi 21-01-2009-17:40 удалить
Kettuna,
То, что моральные нормы далеки от религиозных идеалов спорить не буду, но
смысл таких понятий как Самообман, Прельщение или Карательное (что подразумевали атаманы), этот смысл остался в нашем времени,
просто стал выражаться другими словами, а Прелесть сейчас стало обозначать то, что в древности была ляпота, чтоли))
вот эта миграция в значении слова меня как-то удивляет, хотя конечно не только это слово поменяло значение, но как-то уж радикально
Kettuna 21-01-2009-17:42 удалить
FrInBi, ну, с обольщением или прельщением у церкви всегда были особо сложные отношения...
FrInBi 21-01-2009-17:49 удалить
Kettuna,

Да, смирение верующих это такое состояние души и тела, что не всякому дано не только исполнить, но даже понять в полной мере. имхо
Kettuna 21-01-2009-17:56 удалить
FrInBi, ну, с этим не поспоришь.


Комментарии (26): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник О прелестях | FrInBi - Найти смысл в жизни - это счастье, найти счастье в жизни - это смысл | Лента друзей FrInBi / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»