В течение XVII века гардероб любого уважающего себя европейца состоял из одежды, щедро декорированной вышивкой, различной тесьмой, драгоценными камнями. Шилась эта роскошь из дорогих тканей самых разных цветов и фактур: парча, шёлк, бархат.
[показать]
XIX век внёс в наряд мужчины немало изменений: пальто и костюм стало принято шить из тёмной шерсти, а сорочки — из снежно-белого хлопка. Всё богатство фактур и цвета отступило за кулисы — роскошь позволялась лишь в незаметных мелочах (галстуки, подтяжки, жилеты и домашний, скрытый от посторонних глаз наряд: халат, «курительная шапочка» и туфли).
Девизом денди XIX века было стремление к «заметной незаметности» — одеваться элегантно, сдержанно, скромно, уделяя больше внимания личной гигиене. Ценились не яркость и дороговизна материала, а крой и качество пошива.
Такой аскетизм в публичной одежде с лихвой компенсировался изысканностью и роскошью домашнего наряда. Конечно, этот наряд видел не только сам мужчина, но и его приглашённые друзья: в эпоху романтизма домашние приёмы товарищей в неформальной обстановке были очень модны. Дома радушный хозяин демонстрировал свой утончённый вкус и положение в обществе.
«Комплект» домашней одежды любого представительного мужчины того времени состоял из халата, так называемой «курительной шапочки» и вышитых домашних туфель.
Халаты шили из шёлка, фланели, бархата. Часто для дополнительного тепла их снабжали стёганой подкладкой. Особой популярностью пользовались «турецкие» халаты.
Курительная шапочка часто была изящно вышитой, но помимо эстетической функции имела и более практическое назначение: защищала волосы от табачного дыма. Иногда её надевали и просто для тепла. Часто в качестве «курительной шапочки» была феска.
Завершающая часть костюма — вышитые туфли. Очень часто они были без задников (мули). Тапочки оптом тогда, естественно, были бы «дивом дивным»: каждую туфлю приходилось вручную декорировать вышивкой и лентами и весь процесс занимал немало времени и сил.
Вообще, мода на «турецкий стиль», любовь к курительным трубкам, табаку и всему восточному пришли в Европу в конце XVIII века, чему немало способствовал Джордж Байрон, посетивший Турцию. Не остались в стороне от новых веяний в моде и мужчины Российской империи.
"К окну поспешно он садится,
Надев персидский архалук;
В устах его едва дымится
Узорный бисерный чубук" (М. Лермонтов)
Как пишет Р. М. Кирсанова в своей книге "Костюм - вещь и образ в русской литературе XIX века": "Архалук - в России XIX в. мужской кафтан без пуговиц и не имеющий плечевых швов, т.е. сшитый не из раскроенных кусков ткани, а из сложенного вдвое материала, в котором первоначальная ширина полотнища и определяет, как будут вшиты рукава. Архалуки шили из плотной шелковой или хлопчатобумажной ткани, как правило, с орнаментом в виде разноцветных полос.
В середине XIX в. название архалук обозначало уже всякий полосатый халат, а не только одежду определенного покроя". Потом из него ушли не только крой, но и полоски, а название осталось. В таком архалуке изображен А.С. Пушкин на своем известном портрете.
В конце XIX века, благодаря английскому премьер-министру Бенджамину Дизраэли повсюду вошел в обиход еще один вид мужской домашней одежды "пиджак для курения"
Название "смокинг" в том смысле, в котором мы его понимаем сегодня - черный формальный пиджак с атласными отворотами - на самом деле называется "пиджак для вечера" или словом "tuxedo", но как-то зацепился у нас названием "smoking". Настоящий "smoking jacket" выглядит так (в современном варианте)
После обеда джентльмен шел в курительную комнату, снимал "пиджак для вечера" и надевал специальный "курительный пиджак".
Функция такого жакета состояла в том, чтобы избавить вечерний пиджак от табачного запаха, и не прожечь пеплом.
Шили его из персидского шелка, бархата, шерсти рисунка "пейсли", кашемира.
Лацканы часто обшивали стеганым атласом - с него пепел соскальзывал, не оставляя следов. Также популярны были на таких пиджаках отделка шнурами.
После курения джентльмен снова надевал вечерний пиджак и возвращался к дамам.
Фото курительные шапочки, архалуки, туфли тех времен
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]