Говоря о себе, человек говорит «Я», говоря о теле, он говорит «ОНО», говоря о душе, он говорит «ОНА». Как будто он согласен, что «Я» не тело и не душа. Такое самовосприятие свойственно подавляющему большинству людей. Но если человек-не тело и не душа, то что же тогда он такое?
Живой организм это сложнейшая самонастраивающаяся система. Без участия самого человека организм ритмично поддерживает одновременно сотни параметров, делая это днем и ночью. Все процессы в нем тесно взаимосвязаны и постоянно отражаются на давлении, ритме сердца, биохимическом составе крови и других параметрах.
Живой организм имеет уникальную способность приспосабливаться под условия, изменясь от физической или умственной деятельности. Так человек, тренируя (раздражая) группы мышц, дают заказ на те или иные характеристики этих самых мышц, делая их на выбор или сильными, или объемными, или выносливыми. У человека тренируется практически все и до очень большой степени. Можно бегать или нырять, и организм научится экономно распоряжаться кислородом в крови и повышать выносливость, можно тренировать память, слух, глазомер и пр. Организм не спрашивает как и не интересуется последними биологическими теориями. Он просто постепенно выполняет желаемую характеристику. Именно это отличает его от мертвой материи. Человек-это индивидуальное сложное биологическое существо- машина способная к саморазвитию. Однако он об этом только догадывается. Он сам не может знать своего положения: ему должны быть даны указания, которые могут привести к пониманию того, что скрытый смысл его жизни на земле состоит в создании души посредством неустанного процесса Самовоспоминания.
Человек осознает в каждый момент времени только одну вещь. Он может осознавать или собеседника, или свои слова; или окружающую обстановку, или свои мысли. Таким образом, все сознание человека в обычном состоянии можно определить как отождествление, ибо сознавая какое либо внешнее явление он утрачивает сознание себя, а сознавая что-либо в себе, теряет сознание внешнего мира, то есть оказывается отождествленным одной вещью, внутренней или внешней, исключая все остальное. Самовоспоминание в своей наивысшей форме сложный невербальный процесс имеющий три аспекта: разделенное внимание, самонаблюдение и самосознание.
Разделенное внимание-это намеренное усилие, целью которого является осознавание двух или более вещей одновременно. Это противоположно отождествлению, при котором внимание сосредоточено в чем-то одном. У этого состояния есть несколько особенностей. Во-первых, никто не может практиковать его до тех пор, пока ему не скажут о нем и не объяснят его. Во-вторых, как только это произошло, у любого нормального человека обнаруживается достаточно воли и энергии, чтобы уловить мгновенный проблеск того, что это обозначает. Если он захочет, он сможет в тот же момент, когда услышал о нем, осознать себя в своем окружении. Жизнь любого человека содержит спонтанные моменты разделенного внимания. И не будь этого, мы не могли бы развиваться. Они впечатываются в памяти человека и формируют обрывки индивидуальной души. К примеру: яркие вспоминания картин детства, переживание первой любви, когда происходит напряженное самосознание и одновременно осознание другого человека. Обычный человек в обычных обстоятельствах не делает усилий, чтобы поддерживать воспоминания живыми или просто обращать на них внимание. Несмотря на всю их сладость или болезненность они со временем обычно исчезают. А если появляются то в виде воображения или лжи, которые ничего общего не имеет с тем, что действительно случилось. Таким образом проходит вся жизнь. Разделенное внимание невозможно повторить или поддержать ничем иным, кроме как сознательным усилием. Оно не может произойти само по себе и стать привычкой. В тот момент, когда эта идея забыта, все усилия, какими бы искренними они не были, вновь превращаются в отождествление-осознание одной вещи в один момент времени. Еще одна особенность разделенного внимания связана с моментом, когда человек впервые о нем услышит. Если он свяжет его с чем-то, что он слышал или читал раньше, с какими-то религиозными, философскими, научными или мистическими понятиями, которые ему известны, эта идея для него немедленно исчезает, теряет всякую силу. Она может открыть новые возможности, как только совершенно новая идея. Если она связывается со знакомыми ассоциациями, ей немедленно будет приклеен ярлык, как любому другому фрагменту знания, и возможность будет потрачена впустую и в дальнейшем только с огромным трудом человек может вернутся к утраченной возможности. Если человек принимает эту идею серьезно, то перед ним немедленно открывается целый мир новых возможностей. Он не может понять, почему он никогда раньше об этом не думал. Он чувствует, что должен делать именно это и все, что он раньше считал недостижимым, станет для него возможным и простым. Вся жизнь его преобразиться. Практика разделенного внимания, даже если с первого взгляда кажется простой и легкой, требует перестройки всей жизни человека с его точки зрения как на себя, так и на других людей. Потребуется немало лет борьбы и страданий пока человек придет к психологическому факту, что разделить внимание на две части невероятно трудно и гораздо легче разделить его на три части. Практика разделения внимания связана с попыткой создать определенное явление-осознание себя. Когда это начинает происходить человек обнаруживает три фактора-собственный организм, обстановку которая окружает организм и нечто постоянное, пребывающее на высшем уровне по сравнению с двумя первыми и определяющее связь между ними. Этот третий фактор каждый человек обязан найти для себя и выявить его форму. Это может быть цель, принципы, Солнце, Высшая сила, Бог, Абсолют. С разделенным вниманием он видит объекты окружающие его, и себя, глядящего на объекты, и Солнце беспристрастно сияющее им обоим. Необходимо отметить, что усиленное внимание приложенное к выполнению какого либо задания, к физическому осознанию своего тела, различным умственным упражнениям, наблюдением за объектами, эмоциями само по себе воспоминанием себя не является. Все это можно делать и с неразделенным вниманием, то есть настолько отождествиться с объектом, проблемой или моментом, что невозможно разделить внимание между деятелем и наблюдателем с самом человеке.