Иллюстрация и духовное производство. Часть 1.
11-08-2008 20:33
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
ВНИМАНИЕ!
НЕ ЧИТАЙТЕ ЭТОТ ТЕКСТ!,
потому что он способен необратимо изменить ваше сознание.
Даже если вы просто прочитаете его, не выполняя упражнений, - всё равно вы уже не будете прежним. Поэтому лучше остановитесь. Прямо сейчас. Больше ни одной буквы.
Хорошо, что вы всё-таки не остановились. То, что вы дошли до этого места означает, что вы прочитаете всё до конца, и у вас достаточно решимости и моральной силы, чтобы воспринять всю изложенную здесь информацию.
В этом тексте я говорю об иллюстрации и рисовании в целом с таких позиций, с которых говорят нынче очень редко.
Принципы, изложенные здесь, применимы также и в повседневной жизни. Я не рассказываю о приёмах, я рассказываю об установках сознания, формирующих Вас и ваше Творчество.
Я рассказываю о том, как заниматься своим Делом и получать от этого огромный кайф.
Возможно я даже упомяну о вещах, косвенно способствующих коммерческой успешности вашего продукта.
здесь НЕ будет сложных теорий, мудрых слов и расплывчатых объяснений. Всё просто, внятно, легко усваивается. Имеющий уши да слышит.
=============================================================
ЧАСТЬ 1: О РИСОВАНИИ ИЛЛЮСТРАЦИЙ КАК ТАКОВОМ
=============================================================
1. ЗАЧЕМ?
Определение иллюстрации вы посмотрите в любом словаре. И так все знают, что такое иллюстрация - это картинка в книжке или на сайте. Давайте лучше скажем, для чего она нужна.
Варианты ответов:
а) для красоты - детские книжки с картинками
б) пояснительное изображение
в) .... (ваш вариант)
Всё это верно, но главная причина, перекрывающая или включающая в себя все остальные, - ДЛЯ УДОВОЛЬСТВИЯ.
Иллюстрация должна приносить зрителю кайф, она должна нравиться. Ребёнок получает радость, когда разглядывает нарисованную улицу со всеми прохожими, занимающимися своими делами, со всеми машинами и вывесками (вот вам ещё жемчужина небесной мудрости - дети любят разглядывать, поэтому рисуйте детские иллюстрации с большим количеством персонажей и деталей). Фанат фолк-металла получает радость, когда видит скелет в кольчуге и с мечом на обложке диска, и даже суровый маркетолог, надо думать, получает радость, когда видит коряво нарисованную левой пяткой бизнес-иллюстрацию в экономическом журнале.
Это непростое дело, приходится вкалывать, приходится иметь дело с людьми, которые ничего не смыслят в рисовании, но смело критикуют, иногда мозги плавятся, а глаза лезут на лоб. Но я всё равно выбрал этот путь, хотя мог бы стать профессиональным политиком, жиголо или рок-звездой. Потому что иллюстрирование мне приносит кайф.
Про наших заказчиков. В последнее время культура заказчика значительно возросла. Но раньше встречалось всякое. Вот история из жизни. Один мой друг подрядился делать картинки для детской книжки, объясняющей понятие смерти (!) детям 5ти - 6ти лет (!). Пошёл на переговоры с мужем авторши потому, что именно муж собирался платить за работу. Муж сказал следующее: "Надо сделать реальные рисунки". На вопрос - что значит РЕАЛЬНЫЕ рисунки? он ответил:
- Ну ты смотрел кино "Бригада?". Вот типа как там. Сделай под "Бригаду".
В результате должна была получиться книга про смерть для 6-ти летних детей с картинками как в Бригаде.
Давайте сейчас ещё раз напишем простую до неприличия основную мысль главы -
ИЛЛЮСТРАЦИЯ НУЖНА ДЛЯ УДОВОЛЬСТВИЯ
и перейдём к рассмотрению самого интересного вопроса - как добиться, чтобы она приносила это удовольствие?
2. ЯЗЫК ИСКУССТВА
Май нейм из Вася, а ты чего за жук?
Ай кен ту спик инглиш, ай лёрн ит фром зе бук!
(группа Кирпичи и Вася Васин)
Определение искусства и его функций вы посмотрите в любой книжке по искусствоведению. Для нас сейчас важно только то, что искусство - способ общения, способ передачи информации. Поясняю на примере. Вот информационно насыщенный текст:
Завтра в Волго-вятском районе ожидается температура воздуха минус пять (-5) градусов по цельсию, атмосферное давление столько-то миллиметров ртутного столба, ветер порывистый 17 метров в секунду, обильные осадки в виде снега.
Это информация научная. Кто что понял из текста? Я лично понял только то, что завтра в Волго-Вятском районе будет сильная метель, но сначала мне пришлось напрячься, чтобы перевести научную информацию на человеческий язык и соотнести её со своим опытом.
А вот второй текст, информация в нём ТА ЖЕ САМАЯ, но передана ДРУГИМ СПОСОБОМ:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя.
Улавливаете? Здесь Пушкин изложил данные таким образом, что они прямо обращаются к нашим эмоциям. И у нас сразу возникает ОБРАЗ бури. Напрягаться не надо! Сразу всё понятно, даже как-то прохладней стало. Это самый органичный, самый естественный для человека язык.
Так работает искусство.
3. ПОЛУЧАЙ УДОВОЛЬСТВИЕ.
Шафер хихикнул и с удовольствием
стукнул молодого человека перстнем по затылку.
(Чехов, рассказ "Гордый человек")
Теперь, когда мы выяснили, что искусство (а, значит, и иллюстрация) - способ общения, мы можем смело уподобить его разговору.
Вспомните, когда собеседнику ИНТЕРЕСНО вас слушать? Когда он ПОЛУЧАЕТ РАДОСТЬ от общения? В основном в трёх случаях:
1. когда у вас общие интересы
2. когда вы говорите с человеком о нём самом (это в иллюстрации малоприменимо, хотя бывают исключения)
3. когда ВЫ сами ПОЛУЧАЕТЕ РАДОСТЬ от общения, когда вам нравится тема разговора и вам нравится об этом говорить, когда вам приятно даже просто произносить слова.
У каждого из нас есть любимая тема, на которую мы можем говорить часами. Я люблю холодное оружие средневековья, а ещё один толковый парень знает всё об устрицах. Это первое. А вот второе: когда я встречаюсь с друзьями, я абсолютно расслаблен, я не слишком обдумываю слова, говорю то, что приходит в голову, говорю обо всём. То есть наоборот - ни о чём. И нам весело.
Отсюда правило номер один:
ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ЗРИТЕЛЮ ПОНРАВИЛАСЬ ВАША КАРТИНКА, ОНА ДОЛЖНА НРАВИТЬСЯ ВАМ САМИМ.
это правило не железное. Бывают случаи, когда вы сами считаете картинку неинтересной и проходной, но зрителям она нравится. Но в большинстве случаев это правило работает, так что ориентируйтесь на него.
Отсюда же правило номер два:
ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ КАРТИНКА ПРИНОСИЛА УДОВОЛЬСТВИЕ ЗРИТЕЛЮ, ВЫ ДОЛЖНЫ ДЕЛАТЬ ЕЁ С УДОВОЛЬСТВИЕМ, ПРОЦЕСС РИСОВАНИЯ ДОЛЖЕН ПРИНОСИТЬ РАДОСТЬ!
Так мы пришли к первой установке сознания. Выглядит она следующим образом:
ПРОЦЕСС ДОЛЖЕН ПРИНОСИТЬ РАДОСТЬ
Это применимо ко всем областям жизни. Любой человек, достигший успеха, умеет не циклиться на цели. Цель всегда в поле зрения, но она не отвлекает от удовольствия, которое доставляет процесс достижения.
Скалолаз мог бы продать снаряжение, на эти деньги нанять вертолёт или стратостат и подняться на нём на вершину, но вместо этого он упрямо ползёт по склонам. Его привлекает процесс.
Короче говоря, если хотите стать иллюстратором, вам должно нравиться рисовать.
Может возникнуть вопрос - как понять, нравится мне или нет? Ведь иногда бывает трудно разобраться в противоречивой внутренней жизни. А ещё бывает так, что одни вещи рисовать интересно, другие - нет. Я люблю рисовать людей, но не люблю рисовать траву и деревья. Что делать?
Понять, нравится или нет, можно по ощущениям в теле. Доверяйте своему телу, умейте прислушиваться к нему. Если есть какой-то дискомфорт, выясните, какова его причина. Может быть, стул неудобный? или свет плохой? или инструмент плохой? или материалы не те, что нужны? Это надо устранить.
Если же не любите рисовать траву, то выход только один - найти способ, приём. Такой приём, который не вызовет у вас дискомфорта. Который будет отвечать вашему вкусу и физиологии (потому что и руки растут у всех по-разному).
неплохая статья
суть - Доверяйте своему телу, умейте прислушиваться к нему и получайте удовольствие от рисования.
Это же целая феерия чувств - сам процесс творчества, а не каторга.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote