А
Автопортрет (от греч. autos — “сам”, англ. self-portrait, франц. autoportrait, нем. Selbstbidnis) — изображение художника, выполненное им самим с помощью одного или нескольких зеркал. Различают живописный, графический или скульптурный автопортрет. Как правило, с помощью автопортрета художник стремился обозначить свою роль в общественной и культурной жизни, а также отразить свои творческие принципы. При этом автор мог представить себя в различных обличьях и одеждах разных времен, гармонично вписать свое изображение в групповой портрет или в жанровую картину.
Акварель (франц. aquarelle, от лат. aqua — “вода”) — название одной из живописных техник, основанной на использовании специальных красок (как правило, с добавлением клея), разводимых водой. Акварельная живопись отличается нежной прозрачностью красок, сквозь которые просвечивает основа (в качестве последней обычно применяется бумага). Техника акварели дает возможность художнику отразить в своей работе самые трудноуловимые изменения природы. Первые акварельные произведения появились в XV веке (А. Дюрер). Утверждение же акварели как вида живописной техники произошло гораздо позже: на рубеже XVII-XVIII веков. Среди художников, писавших в акварельной технике, в первую очередь следует назвать таких мастеров, как К.П. Брюллов, А.А. Иванов, Дж.М.У. Тёрнер.
Б
Барокко (от итал. barokko — “странный, причудливый”) — стиль в живописи, доминирующий в европейском искусстве с конца XVI до середины XVIII века. Его характерными чертами являются пышность, парадность и торжественность. Художники, работающие в стиле барокко, в основном заостряли внимание на живой и изменчивой природе и на человеке как ее неотъемлемой части. Созданные ими образы людей отличаются напряженностью и необыкновенной эмоциональной выразительностью. Живописная манера строится на резком противопоставлении масштабов и цветов, причудливом сочетании реальности и фантазии. Крупнейшими представителями стиля барокко являются П. Рубенс, А. ван Дейк, Я. Йорданс, Ф. Снейдерс. В России барокко слилось с классицизмом. В портретах первой половины XVIII века парадность композиции сочетается с точностью характеристики персонажа (А.Н. Антропов, И.Н. Никитин).
Блик — отблеск света. В соответствии со шкалой градаций светотени, используемой в графике и живописи, под бликом понимают самое яркое световое пятно на выпуклых участках предмета, повернутых в сторону источника света. Сила света, форма и фактура предмета (разнородные материалы поглощают и отражают лучи света неодинаково) определяют интенсивность блика.
В
Выразительность — под данным термином подразумевают сочетание таких характеристик художественного произведения или натуры, как сила воздействия, впечатления, высокая смысловая содержательность.
Г
Гравюра (франц. gravure — “вырезать”) — один из видов графического искусства, заключающийся в печатном воспроизведении рисунка, предварительно вырезанного или вытравленного на деревянной или металлической основе. Достоинством гравюры является неограниченная возможность ее тиражирования. К разновидностям гравюры относятся ксилография (выпуклая гравюра на дереве), литография (плоская гравюра, печатную форму для которой изготавливают из известняка), офорт (углубленная гравюра на металле).
Градация (лат. gradatio — “постепенное повышение”, от gradus — “ступень”) — нерезкое, постепенное изменение цвета, тона, светотени в рамках одного художественного произведения.
Групповой портрет — вид портрета, на котором изображено три или более персонажей, находящихся в одной обстановке (в помещении или на пейзажном фоне), связанных единством действия.
Гуашь — название одной из живописных техник, основанной на использовании особых красок, которые так же, как и акварель, разводятся водой, но, в отличие от последней, непрозрачны. В качестве основы применяется бумага, картон, фанера или плотный шелк. В Средние века гуашью выполнялись книжные миниатюры, в эпоху Возрождения — эскизы, портретные миниатюры. В XX веке технику гуаши в сочетании с самыми разнообразными материалами использовали в своей работе живописцы объединения “Мир искусства”.
Д
Декоративность (от лат. decoro — “украшаю”) — способ выражения красоты, применяемый в изобразительном искусстве и определяемый цветовым и композиционным строем произведения. Первоначально значение декоративности проявилось в орнаменте, в основе которого лежит предметная форма, сначала трансформирующаяся в символ, а затем в декоративный мотив (солнечный диск, изгибы морской волны и т.д.). Вторичный смысл декоративность приобретает в процессе слияния различных искусств, когда пространственное взаимодействие предметов происходит через отношения частей и целого.
Дивизионизм (от франц. divison — “разделение”) — система в живописи, основывающаяся на методической раскладке сложного цветового тона на чистые цвета. На полотне выражается с помощью четко различимых мазков в виде точек, прямоугольников. При зрительном восприятии картины, написанной в такой технике, с определенного расстояния происходит оптическое смешение мазков. Дивизионизм лег в основу художественного метода неоимпрессионистов. Большой вклад в теоретическую разработку данной системы в 1880–1890-х годах внесли французские художники Ж. Сёра и П. Синьяк. В дальнейшем дивизионизм получил широкое распространение в творчестве французских, итальянских, бельгийских и русских живописцев (А.Э. Кросса, Дж. Сегантини, Т. ван Рейселберге, Н.В. Мещерякова).
Динамика (от греч. dynamis — “сила”) — передача движения, временных изменений, внутренней энергии в произведениях изобразительного искусства при помощи особых приемов (в живописи — характер мазка), создающих воспринимаемый во времени определенный ритм.
Ж
И
К
Колорит (от лат. color — “цвет, краска”) — одно из наиболее важных средств эмоциональной выразительности в изобразительном искусстве. Колорит представляет собой единую систему цветовых тонов определенного художественного произведения, передает цветовое богатство окружающего мира. Как правило, характер колорита зависит от эпохи, стиля, живописной манеры художника, своеобразия его мироощущения, а также от общего замысла произведения. Доминирующие в колорите краски определяют его как теплый (красные, желтые, оранжевые тона) или холодный (зеленые, синие, фиолетовые), спокойный (созвучное сочетание тонов) или напряженный (контрастные сочетания), яркий (интенсивные, звучные тона) или блеклый (выбеленные тона). Кроме того, колористическая система основывается на локальных тонах (имеющих символическое значение) и тонах, отражающих реальную, естественную цветовую картину мира (пространство, свет и тени, материальная сущность предмета в его взаимосвязи с окружающей средой).
Композиция (от лат. compositio — “составление”) — структура художественного произведения. Определяет взаиморасположение его частей, их подчиненность друг другу и единому целому. От композиции, представляющей собой систему элементов, зависит специфика жанра, стиля, содержания произведения, а также авторская манера письма. В живописи под композицией подразумевают сюжет, способ передачи пространственных и временных отношений, точку зрения и т.д. Композиция очень важна для восприятия произведения. Например, фрагментарность, неожиданные ракурсы, нарочитая небрежность в живописи импрессионистов создают ощущение как бы случайно подсмотренной сценки и подчеркивают непосредственность мгновенного впечатления.
Контраст (франц. contraste — “резкое различие, противоположность”) — это художественный прием в изобразительном искусстве, в основе которого лежит противопоставление двух соотносимых качеств с целью их усиления. С помощью цветовых и светотеневых контрастов моделируются объемы и выражаются пространственные отношения.
Контур (франц. contour, итал. contorno) — линия, с помощью которой создается силуэт предмета или его отдельной детали. Контур обладает большой художественной выразительностью, способствует появлению экспрессии и динамизма в произведении.
Л
Локальный цвет (от франц. local — “местный”) — термин в живописи, обозначающий основной постоянный цвет, определяющий окраску предмета. Окраску можно передать посредством однородных цветовых пятен различной светосилы или сочетанием важнейших цветовых оттенков, возникающих под воздействием освещения, воздушной среды, рефлексов от окружающих предметов. Локальный цвет был широко распространен в живописи на ранних этапах древневосточного и античного искусства. В дальнейшем гармоничные сочетания пятен локального цвета использовались в средневековых росписях, витражах. В эпоху Возрождения некоторые живописцы применяли традиционные цвета, наделяя их символическим смыслом, другие же пытались передать всю изменчивость и сложность цвета в условиях его взаимоотношений со светотенью и средой. В XX веке вновь возродился интерес к проблеме локального цвета. Представители различных направлений в живописи обращаются к его символическому значению (синтетизм) или используют как материал для звучных колористических построений (А. Матисс, Ф. Леже). Часть художников видит в нем то общее, что сближает живопись с яркой окраской современных машин (С. Дейвис, Ч. Шилер).
М
Манера (итал. maniera, франц. maniere, нем. Мanner, Manier, Art und Weise) — термин, обозначающий совокупность всех приемов, характеризующих стилистические и технические особенности целого направления или творчества одного художника.
Масляная живопись (англ. oil-painting, франц. peinture, нем. Olmalerei) — разновидность живописной техники, подразумевающая использование растительного масла (отбеленного льняного, орехового, подсолнечного) в качестве главного связующего вещества, а также специальные приемы работы с красками. Основой для масляной живописи служат материалы, требующие предварительной грунтовки: например, холст, картон, дерево, металл. Красочный слой при такой живописной технике может быть тонким и густым (пастозным), прозрачным и плотным, блестящим и матовым, светлым и темным. Масляная живопись бывает многослойной с обязательным перерывом для высыхания каждого слоя или, наоборот, роспись ведется “по сырому”, и тогда от художника требуется закончить работу до того, как подсохнут краски. Главным достоинством масляных красок является то, что после высыхания они долго сохраняют свой цвет. Масляная живопись обладает большими возможностями для передачи авторского замысла, создания богатых оттеночных сочетаний, воспроизведения пространства и объема. Произведения, созданные с помощью масляной живописи, появляются уже в античную эпоху. Однако широкое распространение эта техника получила только в конце XIV — начале XV века (творчество Я. ван Эйка). В XVI веке большая часть европейских художников работала в технике масляной живописи. До XIX века было принято многослойное письмо с обязательным добавлением лаков, делающих краску более жидкой, и заключительной лакировкой живописной поверхности. В дальнейшем мастера все чаще и чаще стали прибегать к живописи “алла прима” — “по сырому”. При таком способе краска наносилась непосредственно на грунт или легкий подмалевок.
Метод художественный (от греч. methodos — “путь исследования, способ изложения”) — исторически сложившаяся система принципов художественно-образного мышления в изобразительном искусстве. Метод напрямую зависит от уровня и характера развития общества, его философских, социальных, научных, религиозных, этических и эстетических идеалов. Он включает в себя принципы художественного отбора, способы художественного обобщения, критерии эстетической оценки мира с позиций свойственного для данного временного периода представления о прекрасном, приемы воплощения предметов и явлений действительности в художественные образы.
Моделировка (от итал. modellare — “лепить”), моделирование — воспроизведение объемно-пластических и пространственных качеств предметов в произведении изобразительного искусства при помощи светотеневых и цветовых градаций, оптических свойств теплых и холодных тонов, красочных мазков.
Модель (франц. modele, итал. modello, от лат. modulus — “мера”) — человек, позирующий художнику во время его работы над художественным произведением. Моделью может быть профессиональный натурщик или портретируемый. В качестве модели также могут выступать существа и предметы, используемые живописцем в качестве натуры.
Модерн (франц. moderne — “новейший, современный”) — стиль в изобразительном искусстве Европы и Америки второй половины XIX — начала ХХ века. Во Франции его называли “ар нуво”, в Германии — “югендстиль”, в Австрии — “сецессион”, в Италии — “либерти”, в Испании — “модернисмо”. Модернизм возник на основе неоромантизма — течения в живописи, в котором возродились к жизни романтические идеи (противоборство общества и личности, особая миссия художника и ведущая роль прозрения в создании произведений искусства). Теоретики модерна отводили красоте роль главного средства преобразования мира и выступали за слияние всех видов искусства, считая, что лишь таким способом можно решить поставленную задачу. Характерными чертами живописи в стиле модерн являются плоскостная композиция, орнаментальность, появляющаяся из гармонии целого и натуралистических или иллюзионистических элементов. Сочетание цветовых, иногда практически монохромных плоскостей и изощренных контурных линий, представляющих собой диковинное переплетение, напоминающее ажурное кружево, обуславливает декоративность произведений модерна. В стиле модерн работали такие художники, как П. Гоген, М. Дени, П. Боннар, Э. Вюйар, П. Серюзье во Франции, Г. Климт в Австрии, Э. Мунк в Норвегии, Ф. Ходлер в Швейцарии, М.А. Врубель, В.М. Васнецов в России.
Монохромия (от греч. monos — “один” и chroma — “цвет”) — одноцветность; монохромный — выполненный оттенками одного и того же цвета.
Мотив (франц. motif, от лат. moveo — “двигаю, привожу в движение”) — в изобразительном искусстве устойчивая тема, идея в творчестве конкретного художника или целого направления. Иногда данный термин употребляют по отношению к натуре и к ее изображению.
Натура (от лат. natura — “природа”) — термин, обозначающий предметы и явления окружающего мира, а также людей и живых существ, которые могут служить художнику моделью. С натуры, как правило, выполняются наброски, зарисовки, этюды, пишутся портреты, пейзажи и натюрморты (полностью или частично). Изучать натуру и работать с ней можно в естественных условиях (пленэр) или в мастерской.
Натюрморт (англ. still life, нем. Stilleben, франц. nature morte — “мертвая натура”) — жанр изобразительного искусства, воспроизводящий неодушевленные предметы, находящиеся в реальной бытовой обстановке и связанные одним контекстом. Изображение предметов может быть реальным или фантастическим, имеющим особый символический смысл. Произведения, напоминающие натюрморты, появились в античную эпоху. Однако первым натюрмортом, полностью соответствующим всем признакам жанра, стало полотно венецианского мастера Якопо де Барбари (1504). XVII век ознаменовался расцветом данного жанра. Пышностью форм и богатством колорита отличаются картины фламандцев Ф. Снейдерса, Я. Фейта; простота и величие свойственны произведениям испанских мастеров Ф. Сурбарана, Х.С. Котана; вызывает восхищение изысканный голландский натюрморт, проникнутый ощущением домашнего уюта, в творчестве П. Класа, В. Хеды, В. Калфа, А. ван Бейерена. В XVIII веке во Франции крупнейшим мастером натюрморта был Ж.Б. Шарден, лаконичные и строгие работы которого утверждали скромную и ненавязчивую прелесть обыденной жизни. В XIX веке привычные рамки жанра значительно расширились. О. Домье сумел придать своим натюрмортам острое социальное звучание, пленяющая воздушность полотен Э. Мане великолепно передавала изменчивую красоту мира, динамичный мазок и цветовая символика В. ван Гога придавали самым обычным вещам неожиданный смысл. В XX веке многие художники с помощью натюрморта пытались выявить многоаспектность и геометрическую структуру материального мира (кубисты П. Пикассо и Ж. Брак во Франции, В.Е. Татлин, Л.С. Попова в России), выразить свое понимание действительности и собственной личности (М.С. Сарьян, П.В. Кузнецов, Р.Р. Фальк, А. Матисс, Дж. Моранди).
Неоимпрессионизм (от франц. neoimpressionnisme) — течение в живописи, сложившееся во Франции около 1885 года. Крупнейшими мастерами, работавшими в данном направлении, были Ж. Сёра и П. Синьяк, основавшие художественную технику дивизионизма. Неоимпрессионисты продолжили традиции позднего импрессионизма. Обратившись к приему разложения тонов на чистые цвета, художники пытались в изобразительном искусстве использовать научные достижения в области оптики. В то же время они стремились отойти от фрагментарности и случайности импрессионизма, создавая декоративно-плоскостные пейзажи и многофигурные панно.
Неоклассицизм — термин, которым обозначают течение в изобразительном искусстве, возникшее после классицизма XVII века. В качестве ориентира представители неоклассицизма избрали классические образцы древнегреческого и древнеримского искусства, а также великие творения эпохи Возрождения, приняв их за критерии искусства в целом. Под неоклассицизмом подразумевают направления внутри стиля модерн — ранний функционализм и ранний авангардизм (первая четверть XX века).
Нюанс (франц. nuance) — то же, что оттенок.
О
Основные цвета — три цвета (красный, синий, желтый), которые нельзя получить путем смешения других цветов. Между тем посредством сочетания их между собой или с дополнительными цветами удается воспроизвести практически все естественные природные краски.
Оттенок (франц. nuance, англ. hue, нем. Schattierung) — незначительное различие одного цветового или светотеневого тона. Хорошо разработанная система оттенков обуславливает формирование богатой цветовой гаммы, а также дает возможность художнику тонко проработать светотеневую моделировку.
П
Панно (франц. panneau) — произведение изобразительного искусства, использующееся для украшения стен и потолков помещения. Выполняется художниками на холсте масляными красками или темперой, а затем переносится на предназначенное для него место.
Пастель (франц. pastel, итал. pastello, от pasta — “тесто”) — цветные карандаши без оправы, сделанные из красочного порошка. Пастелью также называют живописное произведение и рисунок, выполненные этими карандашами. Пишут пастелью по бумаге, картону, грунтованному холсту, начиная работу жесткими карандашами, а заканчивая мягкими. Затем красочный порошок растушевывают пальцами или специальной растушевкой. Произведения, выполненные при помощи пастели, отличаются матовой поверхностью красочного слоя. Появилась пастель в XV веке. Художники Италии, Франции, Нидерландов применяли ее для подцвечивания рисунков. Широко использовалась пастель в XVIII веке в творчестве представителей французского рококо, которые с ее помощью создавали картины, отличающиеся нежной, мерцающей цветовой гаммой. В XIX веке к пастели обратились французские импрессионисты.
Пастозность (от итал. pastoso — “тестообразный”) — художественный прием, проявляющийся в утолщении красочного слоя с помощью нанесения непосредственно на грунт или на уже просохшие слои густых мазков. Под термином “пастозность” понимается рельефность, неровность красочного слоя, пластичный мазок. К данному приему живописцы прибегают в тех случаях, когда необходимо акцентировать внимание на материальной стороне предмета или придать изображению динамичность.
Пейзаж (франц. paysage, англ. landscape, нем. Landschaft) — жанр изобразительного искусства, а также его отдельное произведение, отражающее природу, передающее виды городов, сел, рек, гор, полей, лесов, исторических памятников. Различают сельский, городской, архитектурный, индустриальный пейзаж. Особой разновидностью пейзажного жанра считается изображение водной стихии — марина и речной пейзаж. Следует заметить, что пейзаж может не только воспроизводить реальность, предстающую перед художником на момент написания картины, но и быть историческим (передавать облик Земли в прошлом или отражать законы развития природы) или фантастическим (созданным воображением автора). В последнее время получил распространение космический, или астральный, пейзаж, показывающий реальное или придуманное звездное пространство, а также планеты и всевозможные естественные или искусственные космические объекты. Как самостоятельный жанр пейзаж сложился в XVI веке. В это же время появились его основные разновидности: лирический, героический, документальный пейзаж. Развитие пейзажного жанра связано с творчеством таких художников, как П. Брейгель в Нидерландах, А. Альтдорфер в Германии, П. Рубенс во Фландрии, Я. ван Гойен, Рембрандт, Я. ван Рейсдал в Голландии, Н. Пуссен, К. Лоррен во Франции, Ф. Гварди и Дж. А. Каналетто в Италии. Главное достижение XIX века в области пейзажа — пленэр — привело к появлению импрессионизма (французы Э. Мане, К. Моне, О. Ренуар). На рубеже XIX-XX веков многие пейзажисты (П. Сезанн, В. ван Гог, А. Матисс, М.С. Сарьян, А.И. Куинджи) с помощью живописи стремились решить сложные философские проблемы и расширить эмоциональные возможности пейзажа.
Пленэр (франц. plein air, букв. — “открытый воздух”) — передача в живописи природных изменений, происходящих под действием солнечного света, воздуха и атмосферных явлений. В отличие от работы в мастерской пленэрная живопись занимается изучением окружающей среды, рефлексов, цветовых и световых изменений, наблюдаемых на открытом воздухе. Основными признаками пленэрной живописи являются светлый колорит и воздушность. Ее расцвет приходится на XIX век (Дж. Констебл в Англии, К. Коро и художники-барбизонцы во Франции, С.Ф. Щедрин и А.А. Иванов в России). Наиболее последовательно и тщательно проблемы пленэра разрабатывали импрессионисты, в живописи которых свет и воздух играли самостоятельную роль.
Портрет (англ., франц. portrait, нем. Bildnis) — жанр изобразительного искусства, показывающий внешний облик человека или группы людей, а также художественное произведение этого жанра. Портрет должен передавать не только внешнее, но и внутреннее сходство с моделью и, кроме того, типичные черты, признаки эпохи и социальной среды. По характеру изображения выделяют следующие портреты: парадные (в полный рост) и камерные (поясные, погрудные, поплечные), разновидностью которых является интимный портрет, выражающий особые, доверительные отношения между автором и моделью. В качестве фона в парадном портрете, как правило, используется пейзаж или архитектурный вид, в камерном же фон чаще всего нейтральный. Портрет называется костюмированным в том случае, если художник изображает свою модель в образе литературного, театрального, аллегорического, мифологического или исторического персонажа. Кроме того, портрет может быть историческим, аллегорическим, мифологическим. В зависимости от количества моделей, показанных на одном полотне, различают двойной и групповой портреты. Если два лица изображены на разных холстах, но для таких картин характерно единство композиции, формата и колорита, эти портреты называются парными. В зависимости от размеров портреты бывают станковыми “в натуру”, малоформатными, миниатюрными и т.д. В особую группу выделяются автопортреты — изображения художником самого себя.
Постимпрессионизм (франц. postimpressionnisme, от лат. post — “после” и “импрессионизм”) — общее название главных направлений французской живописи на рубеже XIX-XX веков, возникших вслед за импрессионизмом и отрицавших его художественный метод. Многие постимпрессионисты в прошлом примыкали к импрессионизму, но со временем отошли от него, пытаясь выразить новыми средствами не мгновенное и преходящее, а длительное и существенное. Одной из характерных особенностей постимпрессионизма является взаимодействие разнообразных творческих систем (отдельных художников и целых направлений). Так, например, В. ван Гог, обратившийся к сверхчувственной выразительности формы и цвета, предопределил появление экспрессионизма; П. Сезанн в своих работах стремился отразить устойчивость и материальность мира; П. Гоген в произведениях, посвященных быту и легендам Полинезии, сделал попытку воплотить в жизнь мечту о гармонии мира, о единении человека и природы, предвосхитив тем самым возникновение символизма и модерна. Постимпрессионистами были последователи П. Гогена — художники понт-авенской школы и участники группы “Наби” (М. Дени, П. Серюзье, Э. Вюйар, П. Боннар и др.), А. де Тулуз-Лотрек, чья живопись сделала его предшественником стиля модерн, и неоимпрессионисты Ж. Сёра, П. Синьяк.
Пуантилизм (от франц. pointiller — “писать точками”) — то же, что дивизионизм.