• Авторизация


Художественные инструменты 13-05-2008 19:22 к комментариям - к полной версии - понравилось!


IMPERIUM OPUS CREATIVIUM

Художественные кисти


Кисть - это не более, чем простейший инструмент, помогающий художнику выполнить задуманное. Но как и с каждым инструментом с кистями надо тоже уметь обращаться.

масло Вначале ознакомимся с устройством кисти, являющимся общим почти для всех типов.
Кисти состоят из трех основных частей:
- волосяного пучка
- металлической обоймы (капсюля)
- деревянной ручки

- Волосяной пучок, собственно рабочая часть кисти - это натуральные или синтетические волосы, собранные в пучок определенной формы и размера.
- Обойма служит для придания формы, сохранности пучка и соединения его с ручкой. Обойма изготавливается из металла и других материалов. Цельнотянутые обоймы наиболее удобны в работе и внешне более привлекательны.
- Ручку хорошего качества можно сделать лишь из твердой древесины лиственных пород деревьев (бук, береза и т.д.)

По форме кисти разделяются на:
Круглые. Одна из наиболее универсальных кистей. Предназначается для нанесения краски линией с неизменной толщиной, либо линией, варьирующейся по толщине. Это прекрасная кисть для рисунка, создания фактуры, работы над деталями. С помощью круглой кисти вы сможете проникнуть в самые "недоступные" участки картины.

Плоские. Плоские кисти изготовляются путем сдавливания обоймы так, чтобы образовался пучок плоской формы. Такими кистями наносят широкие ровные мазки: ими хорошо работать на крупных участках холста. Благодаря густоте и длине волоса, кисть удерживает много краски.

Контурные. Этот вид кистей близок плоским: оба вида обладают схожей формой, однако пучок у этих кистей короче, что придает кисти большую упругость и улучшает контроль над качеством плоских мазков. Кроме этого, более короткий волос облегчает создание плавного перехода одного цвета в другой и хорошо выделяет контур.

Кошачий язык. Это - плоская кисть с купольным или овальным очертанием. Ее применение весьма разнообразно - ей можно писать как обычной плоской кистью и, в то же время, в перпендикулярном положении к поверхности - как круглой. Это - постоянный лидер среди кистей, используемых для перехода одного цвета в другой.
 


Ретушные. Если вам необходимо нанести очень точный мазок, лучшей кисти не найти. Она похожа на подрезанную под угол плоскую кисть с коротким ворсом. Поскольку кончик кисти позволяет быстро и уверенно изменять объем волоса или щетины, несущих краску, данная часть - превосходный инструмент для создания перехода одного цвета в другой в труднодоступных, узких, мелких участках картины.

Трафаретные. Кончик волоса данной кисти тупой и плоский, а краска наносится на поверхность вертикальными ударами. Кисти служат для нанесения ровного слоя через трафарет. Кроме этого, они прекрасно подходят для лессировок или свободно положенных слоев краски.

Флейц. Кисти предназначены для свободной живописи заливками; используются, главным образом, с акварелью и производятся практически всегда из мягкого беличьего волоса. Они оправдывают свое название, поскольку могут удерживать много краски. Сухая кисть "шор" дает прекрасные результаты при работе поверх влажной краски - особенно по маслу - для размывки и смягчения контуров.

Шрифтовые. Используется с жидкими красками и является вариацией круглых кистей с очень длинным волосом. Ими наносят тонкие ровные линии. Видимая часть волоса служит резервуаром для краски. Поэтому есть возможность провести длинную линию без повторного наполнения кисти. Работа с этими кистями требует некоторой практики. Как следует из их названия, они прекрасно подходят для нанесения надписей.

Линейные. Это младшая сестра шрифтовых кистей. Они короче последних, но длиннее круглых, оставляют точные линии, длинные мазки и также годятся для нанесения надписей.

Веерные. Плоские кисти, имеющие негустой пучок в форме веера. С их помощью удается сделать утонченную цветовую растяжку. Вы также сможете смягчить контраст контуров и фактуру.

Кисти обладают общими конструктивными характеристиками; кроме этого, они имеют ряд общих свойств в отношении формы. Форма пучка и назначение кисти связаны напрямую.
Плоские кисти, в отличие от круглых, более эластичны, дают возможность получать более определенную плоскую форму мазка, поэтому они удобны для изображения травы, земли, листьев, архитектурных деталей и всего того, что требует точных очертаний.

По виду волоса кисти разделяются на щетинные, песчаниковые, барсуковые, медвежьи, колонковые, беличьи, ушные (коровьи), а так же синтетические.

Свиная щетина. Прекрасный выбор среди лучших кистей для масла и акрила. Кисть из свиной щетины также хорошо подходит для работы с густой краской, как колонковая кисть - для акварели. Лучшие щетинные кисти изготавливаются из волоса китайского ангкингского борова. Упругая, крепкая щетина этого животного (волос длиной до 20 см) подвергается обработке - щетина кипятится и отбеливается и только белый волос идет на изготовление кистей профессионального качества. Вслед за упругостью, важнейшей характеристикой свиного волоса является его расщепленный кончик - он способствует хорошей наполненности кисти и ровному нанесению краски на поверхность основы. Самые лучшие кисти содержат около 80% расщепленных волосков.

Барсук. Кисть из барсучьего волоса мягче щетинной, она идеальна при работе умеренно разбавленными красками. Ей нет равных при замесе масла или акрила. Волос этой кисти имеет коническую форму, а "брюшко" волоса расположено ближе к кончику. Поэтому кисть очень пушистая. Самые лучшие кисти из барсучьего волоса имеют кончик белого цвета и темную полосу в средней части. Производители порой имитируют их, окрашивая свиную щетину или кисть из козьего волоса. Однако последние не могут сравниться с кистью из барсучьего волоса по своим рабочим свойствам. Если вы не уверены в подлинности кисти, обратите внимание на следующее: если у волоса нет "брюшка" и кончика, а вдоль его длины имеются скрученные и завитые волоски, то это кисть из козьего волоса; если есть расщепленные волоски, это свиная щетина.

Синтетические кисти. Синтетический волос на основе сложных полиэфиров выпускается в широком диапазоне диаметров и различной степени эластичности. Он хорошо ведет себя с маслом и акрилом - как густым, так и разведенным. Одним словом, щетина или синтетическая кисть с упругим волосом может эффективно использоваться при работе с краской прямо из тубы. Если наносить краску прямо из тубы или перед этим умеренно ее разбавить, то подойдет волос средней жесткости синтетической или натуральной (барсук) кистей. Более разбавленной краской работайте мягкой синтетической кистью или кистью из натурального волоса.

Кисти песчаниковые изготавливаются из обработанного волоса хвоста песчаника. По форме выпускаются только плоские с удлиненной или укороченной волосяной частью. Волос очень мягкий, малоэластичный. Применяется в основном для работы темперой, гуашью и акварелью, при работе масляными красками, для лессировок, лаковых покрытий, для нанесения тонкого живописного слоя и т. д.

Кисти медвежьи изготавливаются из обработанного волоса белого медведя. По форме выпускаются только плоские с удлиненным или укороченным волосяным пучком. Эти кисти отличаются меньшей жесткостью, но большей эластичностью по сравнению со щетинными, они обладают высокой упругостью и мягкостью. Применяются для работы масляными красками, а также темперой, гуашью и акварелью.

Кисти колонковые изготавливаются из обработанного волоса хвоста колонка. По форме бывают круглые и плоские, с удлиненной или укороченной волосяной частью. Эти кисти отличаются исключительной упругостью и эластичностью при удовлетворительной мягкости они применяются во всех видах живописи и совершенно незаменимы в работе гуашью и акварелью тогда, когда от кисти требуется большая упругость. В масляной живописи, главным образом при выполнении мелких деталей, в стенописи для проведения длинных контурных линий применяются круглые кисти, для нанесения тонких живописных слоев - плоские. Колонковые кисти удобны для лессировки по сырому.

Кисти беличьи изготавливаются из обработанного волоса хвоста белки. По форме выпускаются только круглые. Беличьи кисти отличаются большой мягкостью и эластичностью. Практические применения кистей зависит от индивидуальных требований того или иного мастера, от того, в какой технике он решает те или иные живописные задачи.


Выбор кистей


Вероятно, вы заметили, что подходящую кисть подобрать не так уж сложно. Вот еще несколько советов, которые помогут сделать правильный выбор.
Не покупайте кисти наугад. Сначала следует тщательно проверить пучок. На рынок поставляется много кистей, снабженных защитными колпачками. Если колпачки были сняты и затем снова возвращены на место или заменены, есть вероятность, что пучок кисти поврежден. После этого, попробуйте акварельную кисть в деле. Любой серьезный продавец предоставит вам немного воды и место для испытания.
Помните об основных показателях: тонком кончике, упругости и контроле над текучестью. Перед тем, как набрать кистью воды, удалите с пучка защитные элементы, по инструкции, предусмотренные производителем. Теперь наполните кисть водой. Новая кисть в контакте с водой ведет себя иначе, нежели бывшая в употреблении или поврежденная. Пусть новая кисть "подержит" воду в течение нескольких минут перед испытанием. Наберитесь терпения - возможно, понадобится наполнить кисть водой несколько раз перед тем, как пучок примет необходимую форму. Далее, слегка постучите черенком по руке. Кончик пучка хорошей кисти должен заостриться. Теперь можно попробовать кисть на рабочей поверхности. Также при испытании сгибают конец волосяного пучка, пучок должен принять снова правильную форму и не топорщиться.
При выборе круглых кистей № 1, № 2, № 3 для прорисовки мелких деталей - так же кисть смачивается и на ладони пробуют нарисовать знак восьмерки. Если кончик эластичен и кисть изготовлена правильно - волос не топорщиться, собраны в остриё и четко повторяют контуры движения.
И обратите внимание, по мере высыхания или расхода воды, кисть не изменяет форму, гибкость и эластичность. При отрыве от ладони принимает исходную форму, а не остается с согнутым острием.
Общее правило для всех кистей - убедитесь, что обойма надежно закреплена на ручке. При выборе щетинных кистей внимательно проверьте щетину - много ли в ней волосков с расщепленным кончиком? Проведите синтетической кистью по пальцам - почувствуйте, какова относительная упругость ее волоса? Подходит ли она для работы с густой краской?
Также надо затронуть размер кисти. В художественном салоне вы наверняка столкнетесь с такой проблемой: размеры кистей у разных производителей значительно отличаются. На некоторых предприятиях размер акварельной кисти определяется диаметром отверстия обжимной обоймы. Это означает, что диаметр обоймы кисти №12 составляет 12 мм. Данный метод, казалось бы, должен способствовать установлению унифицированного подхода к определению размеров кистей всеми производителями. Однако сложность заключается в том, что в некоторых странах нет соответствия между величинами диаметра латунных и медных трубок, используемых в производстве обойм. Кроме этого, в каждой стране используются разные исторически сложившиеся стандарты определения номера кисти. В конечном счете, вам придется "на глаз" сравнивать размеры кистей независимо от указанного номера.


Мойка кистей


При ежедневной работе, если кисти не были вымыты, их оставляют в банке с керосином. Перед работой кисти должны быть тщательно вытерты тряпкой. Для мытья кистей существуют специальные кистемойки, которые представляют собой коническое ведерко с дырчатым или в виде сетки дном. Это коническое ведерко вставляют в ведерко с налитым керосином. Для отмывания кистей от краски их трут о сетчатое дно вставленного ведерка. Краска отмывается от кистей и осаждается на дно ведерка с керосином. Кисти в керосине можно оставлять на несколько дней. Размеры кистемойки: диаметр 130 мм, высота 190 мм.
Хорошо кисти отмываются и в мыльной пене, только не мойте кисть мылом, которое бы вы не решились использовать на собственных волосах.
При длительном перерыве в работе, кисти следует тщательно вымыть в керосине, затем в мыльной пене и начисто промыть теплой водой. После этого кисти нужно опустить в банку с льняным маслом так, чтобы волос их не касался дна банки.


Хранение кистей


Запасные кисти следует хранить в сухом месте пересыпанными нафталином, обработанными специальной жидкостью от моли или покрытыми крахмальным клейстером.


 


ТУШЬ
Тушь представляет собой жидкость черного цвета, которую в зависимости от используемой рецептуры можно приобрести на рынке художественной продукции в виде двух основных видов: водостойкой и водорастворимой. Производители выпускают тушь различных видов черного цвета в зависимости от процентного содержания пигмента в составе других компонентов. Наиболее существенное Различие между ними заключается в степени их светостойкости. Водостойкостью тушь обязана добавляемому в ее состав шеллаку (материалу в виде тонких пластин или хлопьев, который используется в производстве лаков). Эта тушь наиболее долговечна. Она может быть разбавлена водой, водостойкие характеристики проявляются только после полного высыхания.
Водорастворимая тушь также хорошо смешивается с водой (например, в заливках тональных градаций), но после высыхания смывается водой и особо не долговечна; ее нежелательно использовать в комбинации с другими водоосновными средствами. Если вы намерены в каких-либо целях комбинировать водный раствор туши, например, в заливках с акриловой или акварельной красках, берите водостойкую тушь.
Как правило, тушь продается в стеклянных или пластиковых банках со специальными насадками- пипетками, которые позволяют без труда наполнять тушью любой инструмент, не опасаясь случайного разлива. При покупке туши можно заметить, что некоторая часть пигмента оказалась на дне банки в виде осадка. Хорошо встряхните ее и проверьте качество материала на бумаге - линия должна быть однородной, блестящего черного цвета. Существует общее правило - не покупайте тушь, если со дня ее изготовления прошло более двух лет. При использовании так называемых рапидографов, вам понадобятся светостойкие, специально разработанные для этих инструментов виды туши . Речь идет о водостойких и водорастворимых видах туши; они не засоряют инструмент и свободно "ложатся" на рабочую основу плотными линиями.
Некоторые виды туши для графических работ (в особенности, основанные не на пигменте, а на красителе) имеют тенденцию к выцветанию; поэтому выбирайте светостойкий материал. Помимо плотности туши, а также способности не засорять инструмент, она должна быть водостойкой.


ЦВЕТНАЯ ТУШЬ
В каталогах художественной продукции представлено более дюжины видов цветной туши, но большинство из них изготавливается на основе мало светостойких красителей. Данная тушь пригодна лишь в тех случаях, когда не требуется светостойкость (например, в работах, предназначенных для репродукций). Кроме того, можно использовать другие жидкие средства. Например, акриловые краски для аэрографа и акварельные краски (прозрачные краски для рапидографов).


ПЕРО
Перья используются для графических работ, рисования, письма. Перо для графики представляет собой довольно гибкий инструмент, что дает возможность наносить линии различной толщины. Перьевые ручки широко рекламируются производителями художественных материалов - потребитель может выбирать инструменты нескольких размеров и форм в зависимости от выполняемых функций.
Продолжительность службы перьевых ручек зависит в первую очередь от ухода за ними. Старайтесь избегать накопления на пере осадка, поскольку это непосредственно затрагивает качество проводимых линий. Перо хорошо очищается обычным споласкиванием в проточной воде (из-под крана) Наиболее важный момент очистки - вначале необходимо вынуть перо; в особенности, если ручка имеет металлический зажим для фиксации. Металл подвержен коррозии: если не вынуть перо, его неизбежно заклинит в зажиме. После полной очистки пера и зажима их следует насухо вытереть салфеткой или куском хлопчатобумажной ткани.


ПЕРО ВОРОНА
Инструменты, составным и ключевым элементом которых является птичье перо (например, перо ворона, ястреба), имеют сверхтонкий наконечник, что обусловливает их успешное применение на детализированных участках рисунка, - такие перья создают линию толщиной в волос. Меньший размер перьев диктует выбор специальных корпусов-ручек, необходимых для надежного закрепления пера. С помощью этих инструментов художник может наносить линии разнообразного характера.
Птичье перо обладает острым наконечником, способным легко повредить поверхность бумаги, об этом не следует забывать. Поверхностные волокна бумаги холодной прессовки и бумаги средних сортов засоряют - или, как говорят, "забивают" наконечник пера, поэтому работайте на бумаге с прочной и гладкой поверхностью.
Птичье перо требует периодического наполнения. При этом следует помнить о том, что объем туши на пере влияет на характер линии. Это, конечно, не означает, что высыхающее от туши перо не годиться для дальнейшей работы: попросту, чем больший объем туши находиться на кончике пера, тем насыщенней характер линии.
В процессе рисования полностью заправленным пером следует быть осторожным: резкие, стремительные штрихи или внезапное прекращение движения руки могут вызвать случайный разлив туши, брызги, капли и пятна краски на бумаге. Если вы собираетесь выполнить набросок с помощью птичьего пера, уделите достаточно времени проверке его возможностей: необходимым условием успешного этюда является безукоризненное качество "работы" пера. Всегда держите под рукой чистую, влажную тряпку, чтобы периодически удалять с пера остатки высохшей туши.


ПЕРО ДЛЯ КАЛЛИГРАФИИ
Основная функция этого вида перьев - помочь художнику в написании букв. Перо для письма по сравнению с обычным для графических работ имеет более широкий наконечник; производители художественных материалов предлагают такие перья в самом широком диапазоне размеров и форм: плоские наконечники, наконечники в форме стамески и косые срезы наконечников, позволяющих работу как левой, так и правой руками; овальные и круглые наконечники.
Перо для письма, конечно же, было разработано не для выполнения набросков; однако с помощью него художник может создавать замечательную подвижную линию, а в графическом рисунке его действие характеризуется большой мобильностью. Кроме того, это перо в зависимости от ширины и формы наконечника может создавать целую гамму разнообразных по характеру штрихов. Линия, нанесенная пером для письменных работ, всегда шире, "весомее". Некоторые перья снабжены металлическими зажимами, служащими резервуаром для туши; в этом случае нанесение линии и подача красителя осуществляется более ровно. В процессе работы держите ручку с пером в наиболее естественном положении_ как обычный карандаш.
Для работы данным видом ручек пригоден целый ряд материалов: различные виды бумаги, пергамент, калька. Традиционно успешно выполняются работы на поверхностях твердых, гладких или слабо фактурных основ (бумага горячей прессовки). Тем не менее, пробуйте экспериментировать с различными видами бумаги - вполне вероятно, среди них может оказаться подходящий и близкий вам материал.


РАПИДОГРАФЫ
Рапидограф - инструмент для выполнения точных работ, помогающий экономить время. В отличие от обычных ручек он не нуждается в постоянном наполнении краской. В нем есть встроенный резервуар для туши, что облегчает его заправку и очистку. Тонкая проволочная нить внутри гарантирует стабильную подачу краски в течение продолжительного времени, сводя к минимуму эффект трения инструмента о поверхность бумаги.
С точки зрения художников-графиков, рапидограф по сравнению с традиционной ручкой предоставляет возможность более полного контроля в процессе работы. Линии высочайшего качества наносятся в перпендикулярном положении инструмента к основе. Производители позаботились о многообразии размеров наконечника, который изготавливается из нержавейки, вольфрама или драгоценных металлов. В отличие от перьевых ручек, наконечник рапидографа дает линию одной толщины на всем ее протяжении, который варьируется в диапазоне от 0,13 мм до 2 мм. Упомянем некоторые популярные торговые марки производителей рапидографов: Faber Castell, Rapidograph? Koh-I-Noor, Pentel.Поскольку этот инструмент достаточно дорог, должный уход и обращение с ним являются обязательным условием его длительной безупречной работы. ( Не нажимайте сильно на рапидограф - есть риск обломить или согнуть тончайший наконечник.) Существуют три основных вида рапидографов:
Рапидографы с возможностью многократной заправки.
Инструменты данного класса имеют пластмассовый картридж, который можно заполнить любой тушью. Среди большого количества инструментов можно выделить наиболее популярные экземпляры: Koh-I-Noor и Staedtler Marsmatic 700. Оба инструмента можно приобрести в диапазоне более чем 12 различных размеров наконечника.
Рапидографы с одноразовым картриджем.
Вместо повторной заправки пластмассовых картриджей у вас есть возможность приобретения емкостей, заправленных промышленным способом - необходимо просто вставить новый картридж. Недостатки работы этими инструментами заключаются в том, что (поскольку они предназначены для чертежных работ) выбор размера наконечника для них наполовину уступает рапидографам повторной заправки. Кроме того, выбор туши также ограничен.
Одноразовые рапидографы.
Ручки данного типа попросту выбрасываются, когда прекращается подача туши из встроенной емкости. Для данных инструментов характерны мягкость в работе; они прекрасно соответствуют неторопливому методу работы. Однако до настоящего момента такие рапидографы производятся с наконечником всего лишь нескольких размеров.


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАПИДОГРАФОВ


Перезаправка
В инструкциях, сопровождающих инструменты для графических работ, подробно рассказывается о том, как заправить картридж тушью. Заполняйте тушь только до ограничительной линии на стенке картриджа, оставляя небольшое пространство для воздуха. Очистите все конструктивные элементы инструмента бумажной салфеткой, включая участок вокруг соединения наконечника и корпуса рапидографа. Во избежание "катастрофических" последствий, не заправляйте инструмент тушью поблизости от рисунка.


Подача туши
Держите инструмент наконечником вниз и слегка постучите пальцем по корпусу (верхний торец). Попробуйте провести линию на бумаге. Если подачи туши нет, расположите рапидограф горизонтально и слегка встряхните его. Снова попробуйте провести линию. Если и на этот раз тушь не поступает, переверните инструмент наконечником вверх и осторожно постучите корпусом о твердую поверхность. Если наконечник засорен, такая процедура должна принести положительный эффект. Не трясите инструмент: этим вы лишь осложните положение.
Если эти действия не привели к нормальной подаче туши на наконечник. То по всей вероятности в нем просто нет туши или рапидограф нуждается в тщательной очистке.
Расположение рапидографа к руке.
Работайте рапидографом, располагая его либо под небольшим наклоном к поверхности основы, либо вертикально - пользуйтесь наиболее удобным для себя вариантом. Угол наклона. При котором в рапидографе осуществляется нормальная подача туши, варьируется в зависимости от размера наконечника. В отличие от обычных ручек, рапидограф можно свободно перемещать по бумаге в любом направлении.
Наилучшими основами для рапидографа являются твердые, гладкие виды бумаги (горячей прессовки) их качества способствуют созданию чистых, ясных и точных линий. Разновидность туши, специально разработанные для рапидографа, характеризуются хорошей текучестью, предоставляя художнику значительную свободу в работе. Они дают четкие ровные линии, быстро высыхают (водостойкие виды туши не размазываются и не загрязняют поверхность основы), создавая плотную линию черного цвета - превосходный фундамент для печати репродукций.


Уход за рапидографом
Любые виды туши, включая так называемые "не засоряющие" типы, в конечном итоге вызовут засор инструмента, если регулярно не проводить его очистку - при общем аккуратном обращении с ним и должным уходе. Необходимо соблюдать следующие несложные правила:


если рапидограф не используется более одной минуты, закрывайте его колпачком. Внутри колпачка находится "подушечка", которая герметически запечатывает наконечник, что предотвращает высыхание частиц туши внутри него.


Обратите внимание на то, что если вы рисуете на мягких или волокнистых материалах, возможность засорения тонких наконечников значительно увеличивается.


Конструктивно рапидограф - довольно прочный инструмент, однако его наконечник может быть легко поврежден при неаккуратном обращении с ним (например, при падении не пол).


В процессе сборки рапидографа после очистки плотно затяните пластмассовые части корпуса. Будьте осторожны: при завертывании достаточно хрупкая пластмасса может треснуть. Не используйте ключ, который входит в комплектацию рапидографа, за исключением случаев, когда какая-нибудь часть инструмента не поддается отвертыванию вручную.


Чем чаще работаете рапидографом, тем реже приходится его чистить. Вот лишь самый общий пример: используя инструмент только раз в неделю, промывайте его с той же периодичностью. Если же вы отложили рапидограф на какое-то время, сперва его необходимо очистить. Кроме того, инструмент следует очищать перед каждой новой заправкой.


Очистка рапидографа
Инструкции по очистке легко выполнимы: нужно открутить детали корпуса и осторожными постукивающими движениями удалить излишки туши из задней его части на бумажную салфетку. Отвернуть наконечник от основания корпуса и вымыть оба компонента в теплой проточной воде или специальном растворе для очистки рапидографов. При использовании водостойких видов туши раствор для очистки рапидографов эффективнее обычной воды. Прополоскайте детали в чистой воде, стряхните остатки жидкости, затем насухо протрите бумажной салфеткой наконечник и детали корпуса, наконец, соберите инструмент.
Недорогим и эффективным средством очистки, способным удалить остатки воды и очищающего раствора сквозь отверстие наконечника, является шприц. Укрепите корпус и наконечник рапидографа на шприц и погрузите в чистую воду. Промойте наконечник под давлением несколько раз. Когда он станет достаточно чистым, повторите процесс, используя вместо воды раствор для очистки рапидографа. Наконец, промойте рапидограф водой, чтобы удалить остатки очищающего раствора. Стряхните остатки жидкости и насухо вытрите детали бумажной салфеткой.
Есть еще одно средство для очистки рапидографа: его действие особенно эффективно в случае, если регулярно очистку инструмента не проводили, в результате рапидограф был крайне засорен. Это - ультразвуковой очиститель. В каталогах упоминаются несколько моделей, цена которых колеблется в диапазоне от 35$ до 160$ . Если вы планируете большие объемы графических работ тушью, ультразвуковой очиститель оправдает затраты.



ШАРИКОВАЯ РУЧКА
Большим преимуществом шариковых ручек является то, что они доступны практически всегда. Источник красителя встроен в корпус и, кроме того, паста хорошо воспринимается всеми типами бумаги. Подача пасты-красителя в шариковой ручке осуществляется мгновенно, в результате чего линия приобретает непосредственный, легко текущий характер.
Шариковая ручка коренным образом отличается от рапидографа. Для того чтобы линия была четкой, чистой и аккуратной, рапидограф следует держать в строго вертикальном положении. Линию наносят медленным, рассчитанным движением. А поскольку хорошо известно, что проток для туши в рапидографе время от времени засоряется, инструмент нуждается в заботливом отношении.
Вместе с тем шариковая ручка - прочный, доступный и недорогой инструмент. С помощью шариковой ручки линия наносится очень быстро; сама же ручка занимает в руке удобное, комфортное положение. Основной ее недостаток заключается в долгом высыхании пасты-красителя - иногда на это уходит до двух дней. Поэтому во избежание опасности рисунка, накройте его листом чистой бумаги. Кроме того, уголком этого защитного экрана можно снимать излишки чернил с наконечника ручки. В противном случае паста, накопленная на кончике стержня, может испачкать рисунок, или линия приобретет небрежный вид.
Среди художников большой популярностью пользуется ручка Paper Mate с тонким наконечником (для набросков); однако выбор ручек со средним или тонким наконечниками зависит от выполняемого рисунка. Наброски более крупных размеров требуют ручку с наконечником средней величины; небольшие - следует выполнять ручкой с тонким наконечником. Как правило, наилучшие результаты приносит следующая практика: нанесите несколько линий на бумагу, чтобы увидеть реальную толщину линий.
Штриховка шариковой или перьевой ручкой выполняется серией частых вертикальных или горизонтальных линий, либо их комбинациями (перекрестная штриховка). Чем меньше расстояние между линиями, тем насыщеннее будет оттенок.



ФЛОМАСТЕРЫ И МАРКЕРЫ
Со времени изобретения фломастеры и маркеры постоянно совершенствовались и претерпели существенные конструктивные изменения - их рабочие качества улучшились. Они стали прочными благодаря более долговечным и стойким материалам - таким, как фетр, нейлон, пластмасса и пенообразные материалы. Наконечники остаются острыми и твердыми в течение долгого времени, а подача красителя ровная и плавная, что выражается в превосходном качестве линии.
Наконечники варьируются по характеристикам толщины и формы; популярные ручки с тонким наконечником и более "тяжелые" маркеры с наконечником в форме долота или клина. Они хорошо подходят для письменных работ и графического рисунка. Маркеры AD даже обладают сменными наконечниками; некоторые из них (в форме клина) для получения разнообразных линий можно подрезать острым лезвием. Маркеры с двумя наконечниками удобны для проведения широких и тонких линий с помощью всего лишь одного инструмента. Наконечник маркера в форме кисти изготавливается из мягкого пеноматериала и может применяться как кисть и обычный маркер.
Некоторые инструменты заправляются водостойкими видами чернил, они обладают высокой светостойкостью и высыхают практически мгновенно. Однако эти красители созданы на основе спиртов и рассматриваются специалистами как токсичные; работать ими следует только в проветриваемом помещении.
Маркеры, заправленные водорастворимыми видами чернил, нетоксичны и без запаха. Некоторые из них, тем не менее, не светостойкие, и тушь может размазываться на основе, если попытаться слегка растереть какой-либо фрагмент работы. Для предотвращения подобного "бедствия" пользуйтесь способом маскирования бумаги. Кроме того, эти чернила, по мнению многих экспертов, высыхают довольно медленно.
Гамма производимых сегодня маркеров - это калейдоскоп разнообразных цветовых оттенков. Они включают яркие, пастельные и флуоресцентные разновидности. Еще один инструмент водорастворимого типа - маркер с наконечником в виде кисти - такой, как, например, модель Marsgraphic 3000 Brush marker , которая обладает мягким, эластичным наконечником из пеноматериала. Инструмент может быть использован и как маркер, и как кисть - им можно наносить тонкие и широкие, решительные мазки, а также создавать плавные тональные переходы и штриховки.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Художественные инструменты | IMPERIUM_OPUS_CREATIVIUM - IMPERIUM_OPUS_CREATIVIUM | Лента друзей IMPERIUM_OPUS_CREATIVIUM / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»