Случайно наткнулась на определение натюрморта. Цитата из энциклопедии:
"Все живое, естественное, природное становится в натюрморте неодушевленным, мертвым (франц. «натуре морте» – букв. «мертвая натура») и приравнивается к вещам. Так, чтобы стать предметом натюрморта плоды и фрукты должны быть сорваны, звери и птицы – убиты, рыбы, морские животные – выловлены, цветы – срезаны. Вещи в натюрморте целенаправленно сгруппированы в единой среде, образуя мир искусственной реальности, в той или иной степени преображенной человеком."
То есть, чтобы создать что-то красивое, надо сначала убить это что-то красивое. Убивать, чтобы есть - это еще куда ни шло. Получается, что мы убиваем, чтобы любоваться. И чтобы есть, и чтобы одеваться...Нет, от кожаных, к примеру, туфель, отказываться еще рано, это все-таки вещь насущная.
Но ведь завораживает голландский натюрморт - сама стою перед ними, как соляной столп, оторваться не могу. Разглядываю дохлых лебедей, рыбу, срезанные цветы. А вот пейзажи не так увлекают. Нивы там, рощи всякие. Пасторальки опять же. Интересно, почему?
Может, соединение несоединимого в естественной среде? Рыба с недопитым бокалом, фазаны с чищеными апельсинами, пионы с селедкой?
Человек - не просто хищник, он хищник самовлюбленный, наслаждающийся процессом и результатом, сделавший из этого культ. Сытый зверь не охотится, а голодный человек не наслаждается искусством. Мы убиваем, когда сытые, ради искусства и эстетики.
"...И тогда наложен был мазок, и кончик кисти едва коснулся очей на холсте; и на миг художник застыл в восхищении пред тем, что он создал; но в следующее мгновенье, все еще не сводя глаз с портрета, он затрепетал и весь побелел, вскричал, объятый ужасом: «Да ведь это сама жизнь!» — и поспешно оборотился к любимой.
Она была мертва!
И тогда художник промолвил еще:
— Но разве это — смерть?" ( По, "В смерти - жизнь" )
[555x366]