Единственно верный путь – это путь, которым вы следуете, и т.к. все описания проходят через призму субъективности индивидуальных ассоциативных оценок, очевидно, что самого пути они касаются лишь косвенно. Следуя вербальной инструкции, практик должен выйти за пределы слов и понятий, поэтому, когда вы начинаете по-настоящему касаться реальности, вы осознаете, что все ваши представления о пути не имели с ним ничего общего. Описание техники – это, своего рода, установка. В какой-то момент вы можете обнаружить, что, наконец, у вас получается то, о чем говорят писания, но при этом вы использовали свою собственную установку. На первых порах, вспоминая «правильные» слова, вы включаете определенные процессы практики. В это время концепции и подходящие книги еще могут быть полезны. Позже вы обнаруживаете самого себя в непрерывном естественном присутствии за пределами понятий, без использования каких-либо искусственных методов.
В уме человека присутствует непрерывное сомнение в том, что происходящее правильно. Это сомнение заставляет, как бы проверять реальность, все привычные ментальные опоры путем непрерывного отвлечения на мысли. На тонком уровне это похоже на неуверенность и страх за правильность происходящего. Сомневаясь в реальности, человек вспоминает «события», непрерывно просматривает, и анализирует воображаемую реальность. Эта реальность полна конфликтов и противоречий, каждый ответ порождает все новые вопросы, во всем присутствует непрерывное разделение. Так человек погружается в сон, в реальность мысли, в которой его постоянный дискомфорт и неудовлетворенность немного притупляются. Любая мысль – двойственна, несет собой частичку удовлетворения и ответа на сомнение и беспокойство, вызванное предыдущей мыслью. Но, по-прежнему, ограничивая полное понимание, текущая мысль отражает бесконечно малую часть знания, неминуемо вызывая свою толику страха и сомнения.
Когда внимание приковано к мыслям, первое, на что его необходимо перенаправить – это дискомфорт, который заставляет вас быть поглощенным этими мыслями. Этот тонкий дискомфорт в голове может напоминать некое магнитное поле, содержащее в себе беспокойство и напряжение одновременно. Для обывателя проще всего вытеснить это переживание в подсознание, и забыться во сне разума, воображая реальность на уровне мыслей. Но, на определенном этапе, когда нас перестает устраивать иллюзия, мы обретаем готовность - увидеть все как есть.
Тонкий дискомфорт на уровне головы – это блоки, на основе которых строится эго. Этот дискомфорт, словно нервный комок между иголок, без основы – он постоянно в волнении, заставляет ум пребывать в непрерывном движении, чтобы забыться, как-то отвлечься от самого себя, найти мимолетное пристанище в мыслях. Это – причина умственного волнения. По сути, это переживание является тонким напряжением, и устраняется, как уже ни раз говорилось, соответственно, благодаря тонкому расслаблению. Чтобы осуществить подобное расслабление вы созерцаете это переживание, причину мыслей. Подобное смелое созерцание постепенно растворяет этот дискомфорт, успокаивая ум. Помимо прочего, в это время возникает удовлетворение от осознания того факта, что причина всей этой ментальной кутерьмы противоречий достаточно проста, и разрешима путем простого созерцания.
Если вы переживаете что-то наподобие «невозможности» продолжать практику созерцания, вы просто включаете ощущение этой «невозможности» в общую непрерывность происходящих на фоне вашего сознания явлений. Сложно описать это словами. Возникает ощущение, словно вы вывернули явление наизнанку, и теперь, вместо привычного замыкания мыслями, вы используете энергию дискомфорта для подпитки тонкого наблюдающего сознания. Ощущение, словно вы, совершенно не зная как, «делаете» то, что должно делаться - удерживаетесь в безопорном состоянии между неприятием жизни умом и блаженным приятием спонтанного сознания. При углублении этого состояния появляется ощущение мощного, плотного пространства над головой в котором мысли растворяются сами собою.
На более глубоком уровне беспокойство ощущается как страх, быстротечная, тонкая энергия, которую хочется отвергнуть. Если от этого страха закрыться и снова уйти в обывательское мировосприятие, вы лишь отсрочите то, что должно быть сделано раньше, или позже, но в любом случае. Когда вы невозмутимо всматриваетесь в источник страха, прямым и открытым взором сознания - страдание уходит. Иллюзорная опора, за которой ум прятался – растворяется, страх обращается в пространство, и сознание расширяется. Так вы становитесь все ближе к собственной исконной природе чистого бытия. Подобных страхов у эго может быть множество и по мере практики, вы растворяете их, открываетесь истине на все более тонком и глубинном уровне, постигая таинство настоящего.
Когда мысли более-менее успокоены, вы продолжаете углублять расслабление, отыскивая причины напряжений, тончайшие волнения в теле и сознании, и растворяете их путем простого естественного созерцания - пребывания в едином потоке бытия со всеми переживаниями. Однако поиск истоков мышления не должен быть напряженным, иначе сам он становится причиной волнения. Все происходит спонтанно, расслабленно и естественно. В непрерывном расслаблении нет никакого действа. Это напоминает погружение в сон – если вы пытаетесь заснуть намеренно, то лишь будоражите ум, но если позволяете телу «действовать» самостоятельно, оно выполняет свои функции наилучшим образом. То же самое касается медитации, вы отдаете себя энергии, и она все делает сама, очищает ваше тело и сознание, устанавливает оптимальный, естественный порядок течения всех внутренних процессов. Тонкая глубокая медитация в первое время часто граничит с погружением в сон. Это нормально, однако, если засыпание в медитации все же происходит, стоит временно перейти на концентрацию и позаботиться о том, чтобы ночной сон происходил должное количество времени.
Можно пробовать созерцать физическую, эмоциональную и ментальную сферу в целом, как единое «тело». При таком непрерывном осознании, возникает ощущение, словно вы подвешены в реальности, в точке без координат, и вокруг со всех сторон на вас мягко давит пространство. Оно вливается в вас там, где тонкие каналы чисты, вызывает вибрацию и треск там, где энергия проходит с препятствиями, и ощущение давления, там, где энергия пройти еще не может. Осознавая себя, таким образом, как единое целое, вы постепенно расслабляетесь еще глубже, мягко направляя внимание на остаточные напряжения и беспокойства, отпуская хватку за иллюзорные опоры снов разума.
На тонком уровне мы переходим на созерцание деятеля, то есть – на созерцание изначального источника иллюзии. Истина в том, что для естественного присутствия ничего не требуется. Мы всегда есть. Остаточное напряжение и помехи в естественном созерцании связаны с тем, что какая-то часть сознания по-прежнему пытается что-то делать, направлять, перестраивать и т.п. Все-все эти действия лишние. Тело формируется в утробе матери без вмешательства нашего ума. Воистину, на все воля Бога! Когда мы перестаем вмешиваться, все заботы о нашем существовании берет на себя верховная божественная природа, высшая милость! Вы просто расслабляетесь, и созерцаете остаточные попытки ума вмешаться, как часть собственной спонтанной непрерывности в едином потоке бытия, и в конце-концов полностью «сливаетесь» с настоящим, погружаетесь в то, что есть.
Тонкая деятельность и напряжение отвлекали нас от реальности, вовлекая во сны разума, в иллюзию отдельного существования. Поэтому мы отпускаем всю деятельность, позволяя быть тому, что есть. То, что есть – просто, для этого не требуются усилия, не требуются действия, истина не нуждается в опорах. Естественное присутствие – это вы, это ваша бессмертная природа, всегда чистая и свободная. Когда вы осознаете, что усилия и беспокойства более не нужны, все ваше существо переполняется блаженством и радостью. Вы достигли своего дома. Здесь нет страхов, нет скуки, нет печали, нет сомнений, нет ни потребностей, ни желаний. Есть лишь свобода и блаженство. Течение энергии продолжается, тело может говорить, ум читать, но у происходящего нет исполнителя. Когда нет «делающего», все делается само собою и делается наилучшим образом.
Все – есть спонтанная игра. Сам автор – является происходящим внутри вашего сознания, он не важней, не лучше и не хуже мириад прочих явлений, которые случаются сами собою. Свобода от авторства уносит прочь все страдания. Сомнение уходит, и каждый момент наполняется естественной божественной верой и знанием. Все – правильно, все - на своем месте. И так было всегда. Осознание этой истины дарует ни с чем несравнимое счастье.
Творец наделяет нас силой по мере нашей готовности к ней, когда мы обретаем мудрость, и направляем энергию во благо. Чем меньше в нас эгоизма, авторства малого «я», тем больше Воли Господа проходит через наше бытие и сознание. Поэтому истинное добро всегда сильней и путь святости – это путь силы и величайших возможностей. Это и ответственность, но ответственность эта перестает быть обремененной сомнением, когда мы обретаем веру, и отдаем себя Богу. Это происходит естественно т.к. в мудрости мы распознаем эгоизм индивидуальности как источник страдания.
Со временем, вы сможете осознавать то, что реально есть, даже во время обыденных действий в физической реальности. Вы всегда присутствуете сейчас, и действия, как тонкие ментальные, так и физические, словно река льются сами собой через вас, без каких-либо препятствий. То, что ощущается как препятствие для осознания реальности – это те самые тонкие напряжения, неприятие реальности в какой-то из ее плоскостей. Это действительно похоже на хватку, которой человек удерживал самого себя из страха потерять то, чего на самом деле не существует.
Для того чтобы продолжать оставаться в настоящем – ничего не нужно. Вы уже в настоящем. Эта высшая практика – медитация спонтанного присутствия. Это - самое тонкое и самое простое, настолько простое, что ум не в силах это понять, но вы, тем не менее, всегда были, и являетесь божественной бессмертной высшей реальностью. Однажды пережив это, вы запомните этот «вкус». По началу он будет проявляться в вас как некое освобождающее пробуждение в тот момент, когда ум начинает заигрываться, и со временем, по мере успокоения тонких напряжений реальность проявит себя как нечто совершенно естественное и простое в полной мере.
Эта интуитивная практика у каждого может происходить своим собственным индивидуальным путем. Не стоит принимать описание, как некое математически точное учение. Для текущего времени могут быть подобраны лишь относительно «правильные» слова, однако ваш путь - вне слов и правил.
© Игорь Саторин