1. Предмет дисциплины “История эстетических учений”.
2. История эстетических учений — эволюция и развитие форм эстетико-художественного освоения реальности.
3. История эстетических учений как познание исторических форм эстетического сознания.
4. Миф и его эстетическое значение.
5. Эстетическая Вселенная Платона.
6. Платон о роли и месте искусства в жизни.
7. Аристотель о предмете искусства.
8. Аристотель о “мимесисе” и “катарсисе”.
9. “Аполлоническое” и “дионисийское” в античной культуре и эстетике.
10. Общий характер эстетики Средневековья.
11. Августин Блаженный об абсолютном совершенстве творца.
12. Специфика Красоты в отличие от Истины и Добра в учении Фомы Аквинского.
13. Религиозное и “карнавальное” искусство. Народная культура Средневековья.
14. Общие принципы эстетики Возрождения.
15. Гуманизм и артистизм возрожденческой эстетики.
16. Природа творчества и “обратная сторона титанизма”.
17. Основные черты и особенности византийской эстетики. Эстетика “исихазма”.
18. Синтез языческого и христианского в древнерусской эстетике.
19. Эстетические принципы Нового Времени.
20. Философия Рене Декарта и классицизм.
21. Эстетика Просвещения: достижения и неудачи.
22. Структура реальности и объективные законы красоты.
23. Пафос романтической эстетики.
24. Эстетический синтез культуры в мировоззрении романтиков.
25. Личность художника в мировоззрении романтиков.
26. Кризис романтической модели сознания и становление реализма.
27. Реализм — отражение и типизация действительности в художественных образах. Социально-критический пафос реализма.
28. Немецкая классическая эстетика — духовная вершина западной философско-теоретической мысли.
29. И. Кант о природе эстетического воображения.
30. Красота как конкретно-чувственный Абсолют в философии Шеллинга.
31. Место искусства в “философии духа” Г. Гегеля.
32. К. Маркс об эстетическом как проявлении универсальной природы человека.
33. А. Шопенгауэр: искусство, художник, творчество. Их смысл и предназначение.
34. Ф. Ницше: “Сверхчеловек” и его художественно-эстетический смысл.
35. А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Гоголь — три пути русского художественного духа.
36. Основные принципы философии и эстетики славянофилов.
37. Религиозный смысл искусства в воззрениях славянофилов.
38. “Западники”: искусство — отражение действительности.
39. Искусство и его общественная роль.
40. Художественный опыт Л. Н. Толстого.
41. Соотношение этического, эстетического и религиозного во взглядах “позднего” Толстого.
42. Ф. Достоевский: эстетико-религиозная концепция человека и “спасение мира Красотой”.
43. Истина, Добро и Красота в учении Вл. Соловьева.
44. “Феноменологическая редукция” и проблема эстетического в философии Э. Гуссерля”.
45. Эстетика экзистенциализма: основные проблемы и принципы.
46. Свобода и одиночество человека перед “абсурдом бытия”.
47. З. Фрейд: искусство — способ сублимации глубинных влечений человека.
48. Художник — творец и художник — человек.
49. Авангардизм как культурно-историческое явление.
50. Основные черты эстетики авангардизма.
51. Специфические особенности постмодерна как культурного типа.
52. Постмодернизм — “неклассическое” истолкование классического наследия.
53. Человек, творчество, свобода в философии Н. Бердяева.
54. В. В. Розанов: человек между небом и землей, Богом и полом.
55. Трагедия человека, противоречия между наукой, искусством, религией, между рациональным и иррациональным в мировоззрении Л. Шестова.
56. Символический мистицизм А. Блока.
57. А. Белый: творчество жизни и тайна человеческой личности.
58. А. Лосев и проблема природы эстетического.
59. М. М. Бахтин о специфике гуманитарного и художественного сознания.
60. Д. С. Лихачев о духовном богатстве русской культуры и русского искусства.