надобно было написать эссе лингвистического толка. из всей истории отечественного языкознания я помню только Бодуэна, Щербу и Шахматова. темы были только по Бодуэну. доблестно отключив Интернет, я открыла лекции ИС. и задумалась.
Личность Бодуэна. Мы нечасто говорим об ученом как о человеке. В нашем сознании имена лингвистов живут как своего рода этикетки к основным понятиям науки: внутренняя форма языка – Гумбольдт, внутренняя форма слова – Потебня, форма слова – Фортунатов, двусоставность и односоставность предложения – Шахматов, знаковая теория языка – Соссюр, языковая личность – Караулов, фонема – Бодуэн. Но, как пишет Витольд Дорошевский, ученики И.А. Бодуэна де Куртенэ, поляки и русские, «одинаково питают к нему чувство благодарности как за то, чем они обязаны своему учителю в области языкознания, так и за оставленный им в их памяти образ человека, страстно стремившегося к познанию истины, отличавшегося высоким благородством чувств, живой болью реагировавшего на каждое проявление того, что им ощущалось как несправедливость» [I-30]. Он сам был личностью в самом высоком понимании этого слова и всегда отстаивал свое право быть ею.
Бодуэн никогда не был кабинетным ученым, как, впрочем, и не «играл в политику». Не мог бы стать основателем русской социолингвистики человек, закрытый для мира книжными шкафами своего кабинета. В 1922 г. нацменьшинства теперь уже независимой Польши демонстративно выдвинули его кандидатуру на пост президента (набрал 105 голосов). (с)(из лекции ИС)
тем, кто не знает ИС, сложно понять, как это про неё саму. естественно не про выборы в Польше, а про личность ученого. она всегда говорит, что она - преподаватель. если бы она написала хотя бы часть своих замыслов о наших работах, она б стала мега известным ученым. ей не лень сидеть и читать статьи по нашим диссертациям и составлять наши библиографии...