Приближается великий праздник - День Победы!
Наши народы встречают его уже в 65-й раз. К сожалению с каждым годом ветеранов становится всё меньше и меньше и боюсь, что следующий юбилей Великой Победы мы (если сами доживём) будем праздновать уже без этих героических старичков, которые так и не насладились плодами своего героического подвига: сломили хребет мировому фашизму!
Мой отец умер в 1985-м году в полной уверенности, что уж оставшиеся ещё увидят хорошую, обеспеченную и спокойную жизнь...
Пару лет назад, наводя порядок в документах, я наткнулся на записи воспоминаний моего отца, литературно обработанные таким же ветераном, его другом. Записки практически были готовы к печати, но...
В прочем, и сейчас я не смогу издать их, но смогу разместить в своём дневнике. Это воспоминания одного из миллионов, принявшего участие в этой страшной войне и своими записками очевидца пытающегося передать это потомкам.
Я рад, что в последние годы жизни отца имел возможность возить его на встречи друзей - партизан и однополчан. 10-е апреля (день освобождения Одессы) и 9-е мая были его любимыми праздниками. Я привозил его на место встречи и слушал беседы старичков (они были тогда чуть старше, чем я сегодня!) и удивлялся: как они всё ЭТО вынесли! И не обиделись на страну. И надеются на лучшее (нет, уверенны в этом!).
Вот так мой отец выглядел в 60 лет (1907 - 1985 г.г. жизни).
И так к делу: я специально ничего не менял в тексте. Пусть сохранится атмосфера мемуарной литературы 70-х, 80-х годов прошлого века.
Чайчук Роман Данилович
С БАЯНОМ В РАЗВЕДКЕ
(из воспоминаний Терещенко Пантелеймона Павловича)
1. Начало
В родословной Пантелея Павловича Терещенко из поколения в поколение передавалась любовь к охоте. Прадед его, Фёдор Кириллович, вручая своему внуку, двухметровое курковое ружьё утверждал, что оно приобретено ещё во времена Екатерины Ⅱ и передаётся по мужской линии. Отец его Павел всю зиму охотился на зайцев, лисиц и волков. Иногда он брал с собой и Пантелея в качестве загонщика. В 12 лет мальчик уже метко стрелял по птицам, зайцам, но зарядить ружьё ещё не мог: не знал мерки, да и руки были коротковаты. Он наблюдал как отец обычно насыпал в руку порох и забивал его пеньковой паклей, а затем в ту же руку набивал дробь, засыпал её в длинный ствол и, только потом, подняв курок, медленно, осторожно спускал его. Пантюша не скоро схватил это ремесло. Он знал, что отец стрелять не торопился. Бывало, сорвётся из-под самых ног заяц, отец положит ружьё на колено, перекрестится, ну, а затем берёт на прицел и стреляет. Заяц, обычно, после его выстрела летел кубарем.
Пантелей любил охоту. Никто из парней села не мог победить его в меткости стрельбы. В 15 лет он уже был лучшим стрелком Константиновки Гарбузинского района на Николаевщине. Всё же постепенно верх брала любовь к музыке. За 10 – 15 км ходил он по соседним сёлам, чтобы послушать игру на баяне и пение Захария Кушковенко. Тяга к музыке возрастала неудержимо, и Пантелей не переставал думать о баяне. А средств на приобретение его не было. Далеко не залечены были раны, нанесённые гражданской войной и интервенцией.
В засушливый голодный1921 год Пантелей остался сиротой. К тому времени беда постигла и любимого музыканта. Попав в железнодорожную катастрофу, Захарий потерял зрение. Горе сблизило музыканта и его поклонника. Между ними был заключён негласный договор: на протяжении пяти лет Пантелей будет помогать З.Кушковенко вести домашнее хозяйство, а музыкант обучит его игре на баяне. И вот наступил 1926 год. В переполненном зале Гарбузинского райсельбуда состоялся концерт в двух отделениях: учителя и ученика. Играли они на одном и том же инструменте. Оба пели под собственный аккомпанемент. В первом отделении выступал Захарий Кушковенко, во втором – Пантелей Терещенко. Под гром аплодисментов ученику за замечательную игру в награду преподнесли баян. Наконец, сбылась его мечта.
2. Война
С баяном Пантелей никогда не расставался. Много раз он выходил победителем в художественной самодеятельности. С ним он прошёл по конкурсу в Одесскую эстраду, а затем и в филармонию. С этим же баяном застала его Великая Отечественная война на гастролях в глубинных районах Полтавской области. В своих воспоминаниях П.П.Терещенко писал: «Война застала меня во время гастролей на Полтавщине. На меня, как на специалиста была наложена «бронь», которая освобождала от мобилизации в армию. А фронт звал всех молодых и сильных. Шли по призыву, шли добровольно. Я тоже был молодым и сильным. Умел отлично стрелять, грудь украшал значок «Ворошиловский стрелок». Но мою «бронь» после настоятельной просьбы сумел снять только прокурор».[i]
В сложной обстановке начального периода Отечественной войны, когда наши отступали на всех участках фронта, П.П.Терещенко был направлен в 270-ю стрелковую дивизию, формировавшуюся в г. Мелитополе, а затем переведен в армейский ансамбль песни и пляски, которым руководил мужественный, отважный, находчивый организатор Борис Михайлович Краснов.[ii]
В условиях непрерывных бомбёжек и обстрелов, когда наша армия вела тяжёлые оборонительные бои, ансамбль ежедневно выступал на передовых позициях, поднимал дух бойцов. «Мы со своим ансамблем на открытых площадках, составленных из 2-3 машин, - вспоминает П.П.Терещенко, - давали концерты. Хотя наши губы обжигались ледяными инструментами, дыхание у певцов перехватывало от холодного воздуха, а выступления наши нередко проходили под аккомпанемент бомбёжек или миномётного обстрела, мы не прерывали концертов».[iii]
Ансамбль перебрасывали в различные части и, прежде всего те, которые находились в наиболее тяжёлом положении. Так мы попали в мешок «Изюм – Барвенково» Харьковского направления. Завязалась неравная битва. Участники ансамбля вместе с бойцами днём занимали оборону, а поздними ночами продвигались к реке Донцу. Всё чаще и чаще приходилось менять музыкальные инструменты на гранаты, автоматы, пулемёты и противотанковые ружья.
Вражеское кольцо сжималось. В ходе тяжёлых боёв редели не только отряды бойцов, но и ряды ансамбля. Несмотря на исключительные организаторские способности начальника Б.М.Краснова, удержать ансамбль в его прежнем составе (35 человек) было невозможно. Многие его участники сражались на передовой. В одной из горячих схваток начальник ансамбля дал П.Терещенко задание разыскать солиста Евгения Шахбендера, который несколько дней не появлялся на концертах. Оказалось, что Евгений находился на переднем крае, в траншее. Оставить траншею – означало сдать её противнику. Пантелей пробивается туда и вместе с Шахбендером продолжает отбиваться от фашистов. Внезапно появились два танка. Подпустив их на близкое расстояние, П.Терещенко бросил две гранаты. Танк, охваченный пламенем, продолжал двигаться прямо на него. Противотанковая граната, брошенная из соседней траншеи, остановила танк, но своей взрывной волной контузила и солиста и баяниста.
[i] Одесский областной партийный архив, ф.11, оп.45, ед.хр.51, л.27.
[ii] ПАОО, ф.11, оп.45, ед.хр.51,л28.
[iii] Там же, ф.11, оп.45, ед.хр.51, л.38.
[480x480]