Мы часто забываем о смерти.
15-05-2008 08:46
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
“Я лежал в кабинете скорой помощи (intеnsivе cаrе) в Сеаттлийской детской больнице, — рассказывает шестнадцатилетний мальчик Деан, у которого перестали работать почки, — как вдруг я почувствовал себя в стоячем положении, двигающимся с невероятной скоро-стью вдоль какого-то темного пространства. Я не видел вокруг себя стен, однако мне ка-залось, что это было что-то вроде туннеля. Ветра я не ощущал, однако чувствовал, что не-сусь с огромной скоростью. Хотя я не понимал, куда я лечу и зачем, однако чувствовал, что в том конце моего стремительного полета меня ждет что-то очень важное, и мне хоте-лось скорее достичь цели.
Наконец я попал в место, наполненное ярким светом, и тут я заметил, что кто-то на-ходится около меня. Это был некто высокого роста, с длинными золотистыми волосами, в белой одежде, перехваченной посередине поясом. Он ничего не говорил, однако я не чув-ствовал страха, потому что от него веяло большим миром и любовью. Если это не был Христос, то, наверно, был один из Его ангелов.” После этого Деан почувствовал, что он вернулся в свое тело и очнулся. Эти краткие, но очень яркие и светлые впечатления оста-вили глубокий след в душе Деана. Он стал очень религиозным молодым человеком, что благотворно повлияло и на всю его семью.
Это один из типичных рассказов, собранных американским доктором-педиатром Мелвином Морзом (Меlvin Моrsе) и опубликованных в книге Clоsеr tо thе Light [7]. Впер-вые с подобным случаем временной смерти он столкнулся в 1982-ом году, когда оживил девятилетнюю Екатерину, утонувшую в спортивном бассейне. Екатерина рассказывала, как во время своей смерти она повстречалась с некой милой “дамой,” назвавшей себя Ели-заветой, — должно быть ее Ангелом-хранителем. Елизавета очень ласково встретила душу Екатерины и беседовала с ней. Зная, что Екатерина еще не готова перейти в духовный мир, Елизавета разрешила ей вернуться в свое тело. В этот период своей врачебной карье-ры д-р Морз работал в больнице в городке Покатело штата Айдахо. Рассказ девочки про-извел на него, дотоле скептически относившегося ко всему духовному, такое сильное впе-чатление, что он решил поглубже изучить вопрос о том, что происходит с человеком сразу после его смерти. В случае с Екатериной доктора Морза особенно поразило то, что она довольно подробно описала все, что происходило во время ее клинической смерти — как в больнице, так и у нее дома — как будто она там присутствовала. Д-р Морз проверил и убедился в правильности всех внетелесных наблюдений Екатерины.
После того, как его перевели в Сеаттлийский детский ортопедический госпиталь, а потом в Сеаттлийский медицинский центр, д-р Морз занялся систематическим изучением вопроса умирания. Он расспрашивал многих детей, переживших клиническую смерть, сверял и записывал их рассказы. Кроме того, он продолжал поддерживать контакт со своими молодыми пациентами по мере того, как они взрослели и наблюдал их умственное и духовное развитие. В своей книге “Ближе к свету” доктор Морз утверждает, что все из-вестные ему дети, пережившие временную смерть, мужая, становились серьезными и ве-рующими, морально чище обычных молодых людей. Все они воспринимали, пережитое ими как милость Божию и указание свыше, что надо жить для добра.
Еще до сравнительно недавнего времени подобные рассказы загробной жизни поме-щались лишь в специальной религиозной литературе. Светские журналы и научные книги, как правило, избегали подобных тем. Подавляющее количество докторов и психиатров отрицательно относились ко всяким духовным явлениям и не верили в существование ду-ши. И вот каких-то двадцать лет тому назад, при самом, казалось бы, триумфе материа-лизма, некоторые доктора и психиатры серьезно заинтересовались вопросом бытия души. Толчком к этому послужила нашумевшая книга д-ра Раймонда Муди (Rаymоnd Мооdy) “Жизнь после жизни” (Lifе Аftеr Lifе) [1], вышедшая в 1975 году. В этой книге д-р Муди собрал ряд рассказов от лиц, переживших клиническую смерть. Рассказы некоторых зна-комых побудили Муди заинтересоваться вопросом умирания, и когда он стал собирать сведения, то к своему удивлению обнаружил, что существует немало людей, которые во время своей клинической смерти имели внетелесные видения. Однако они не рассказыва-ли об этом, чтобы их не осмеяли и не объявили бы сумасшедшими.
Вскоре после появления книги д-ра Муди падкая на сенсации пресса и телевидение широко раструбили собранные им данные. Началось оживленное обсуждение темы жизни после смерти и даже публичные диспуты на эту тему. Тогда ряд докторов, психиатров и духовных лиц, посчитавших себя задетыми некомпетентным вторжением в их специаль-ность, задались целью проверить данные и выводы д-ра Муди. Велико было удивление многих из них, когда они убедились в достоверности наблюдений д-ра Муди, — а именно в том, что и после смерти человек, не прекращает своего существования, но его душа про-должает видеть, слышать, мыслить и чувствовать.
Среди серьезных и систематических исследований вопроса умирания следует указать на книгу д-ра Михаила Сабома (Мichаеl Sаbоm) “Воспоминания о смерти” (Rеcоllеctiоns оf Dеаth) [5]. Д-р Сабом является профессором медицины при университете Эмори и штатным врачом в госпитале для ветеранов в городе Атланта. В его книге можно найти подробные документальные данные и глубокий анализ данного вопроса.
Ценно также систематическое исследование психиатра Кэннета Ринга (Кеnnеth Ring), опубликованное в книге “Жизнь при смерти” (Lifе аt Dеаth) [6]. Д-р Ринг составил стан-дартный лист для опроса людей, переживших клиническую смерть. Имена других врачей, занимавшихся этим вопросом, приведены нами в отделе библиографии. Многие из них начинали свои наблюдения, будучи скептиками. Но видя все новые случаи, подтвер-ждающие существование души, меняли свое мировоззрение.
В этой брошюре мы приведем несколько рассказов людей, переживших клиническую смерть, сравним эти данные с традиционным христианским учением о жизни души в том мире и сделаем соответствующие заключения. В приложении рассмотрим теософское уче-ние о перевоплощении.
Что душа видит
в “том” мире
Смерть не такая, какой многие себе ее представляют. Всем нам в час смерти придется увидеть и пережить многое, к чему мы не подготовлены. Цель настоящей брошюры — не-сколько расширить и уточнить наше понимание когда-то неизбежного разлучения с брен-ным телом. Для многих смерть — это что-то вроде сна без сновидений. Закрыл глаза, за-снул, и ничего больше нет. Тьма. Только сон утром кончится, а смерть — это навсегда. Многих больше всего страшит неизвестность: “А что со мной будет?” Вот и стараемся о смерти не думать. Но где-то в глубине всегда есть ощущение неизбежного и смутная тре-вога. Каждому из нас придется перейти через этот рубеж. Следовало бы подумать и подго-товиться.
Могут спросить: “А о чем думать и к чему готовиться? От нас не зависит. Придет на-ше время — умрем, и все. А пока еще есть время, нужно взять от жизни все, что она может дать: есть, пить, любить, добиваться власти, почета, зарабатывать деньги и так далее. Нужно не думать ни о чем трудном и неприятном и уж, конечно, не допускать мыслей о смерти.” Так многие и делают.
И все-таки каждому из нас иногда приходят в голову и другие беспокойные мысли: “А что, если это не так? А что, если смерть не конец, и после смерти тела я неожиданно для самого себя вдруг окажусь в совершенно новых условиях, сохранив способность ви-деть, слышать и чувствовать?” И самое главное: “А что, если наше будущее за порогом в какой-то мере зависит от того, как мы прожили нашу жизнь и какими мы были до того, как перешагнули смертный порог?”
Из сопоставления множества рассказов людей, переживших клиническую смерть, вы-рисовывается следующая картина того, что видит и испытывает душа, разлучаясь с телом. Когда в процессе умирания человек достигает своего предельного изнеможения, он слы-шит, как доктор объявляет его умершим. Потом он видит своего “двойника” — бездыхан-ное тело — лежащим внизу, а доктора и сестер пытающимися его оживить. Эти неожи-данные картины производят в человеке большой шок, потому что он впервые в своей жизни видит себя со стороны. И тут он обнаруживает, что все его обычные способности — видеть, слышать, мыслить, чувствовать и т.д. — продолжают нормально действовать, но теперь совершенно независимо от его внешней оболочки. Оказавшись парящим в воз-духе несколько выше людей, находящихся в комнате, человек инстинктивно пытается дать о себе знать: что-то сказать или дотронуться до кого-нибудь. Но к своему ужасу он обнаруживает, что он отрезан от всех: ни голоса его никто не слышит, ни прикосновения его никто не замечает. При этом его удивляет необыкновенное чувства облегчения, уми-ротворения и даже радости. Нет больше той части “я,” которая страдала, чего-то требовала и все время на что-то жаловалась. Почувствовав такое облегчение, душа умершего обычно не хочет вернуться в свое тело.
В большинстве зафиксированных случаев временной смерти душа, после нескольких мгновенных наблюдений происходящего вокруг, возвращается в свое тело, и на этом по-знания о том мире обрываются. Но иногда бывает, что душа движется дальше в духовный мир. Это состояние некоторые описывают, как движение в темном туннеле. После этого души одних людей попадают в мир большой красоты, где они иногда встречаются со своими родственниками, умершими раньше. Другие попадают в область света и здесь встречаются со светлым существом, от которого веет великой любовью и пониманием. Одни утверждают, что это — Господь Иисус Христос, другие — что это ангел. Но все со-гласны с тем, что он полон добра и сострадания. Некоторые же попадают в мрачные “пре-исподние” места и, вернувшись, описывают виденные ими отвратительные и жестокие существа.
Иногда встреча с таинственным светлым существом сопровождается “просмотром” жизни, когда человек начинает вспоминать свое прошлое и дает нравственную оценку своим поступкам. После этого некоторые видят нечто вроде ограды или рубежа. Они чув-ствуют, что, перейдя его, они не смогут вернуться в физический мир.
Не все люди, пережившие временную смерть, испытывают все перечисленные здесь фазы. Значительный процент людей, возвращенных к жизни, ничего не может вспомнить о том, что произошло с ними “там.” Приведенные этапы виденного помещены здесь в по-рядке их относительной частоты, начиная с тех, которые чаще случаются, и кончая теми, которые случаются реже. По данным д-ра Ринга приблизительно один из 7-ми помнящих свое пребывание вне тела испытал видение света и разговаривал со светлым существом.
Благодаря прогрессу медицины, реанимация умерших стала почти стандартной про-цедурой во многих современных госпиталях. Раньше она почти не применялась. Поэтому существует некоторое различие между рассказами о загробном мире в древней, более тра-диционной, и в современной литературе. Религиозные книги более старого времени, пове-ствуя о явлении душ умерших, рассказывют о виденном в раю или в аду и о встречах в том мире с ангелами или демонами. Эти повествования можно назвать описаниями “дальнего космоса,” поскольку они содержат картины отдаленного от нас духовного мира. Совре-менные же рассказы, записанные врачами-реаниматорами, напротив, описывают преиму-щественно картины “ближнего космоса” — первые впечатления души, только вышедшей из тела. Они интересны тем, что дополняют первые и дают нам возможность полнее по-нять, что ожидает каждого из нас. Среднее положение занимает описание К. Икскуля, опубликованное архиепископом Никоном в “Троицких Листках” в 1916 году под названи-ем “Невероятное для многих, но истинное происшествие,” которое охватывает оба мира — ближний и дальний. В 1959 году Свято-Троицким монастырь переиздал это описание отдельной брошюрой. Приводим его здесь в сокращенном виде. Этот рассказ охватывает элементы более древней и современной литературы о загробном мире.
К. Икскуль был типичным молодым интеллигентом дореволюционной России. Он был крещен в детстве и вырос в православной среде, но, как было принято тогда среди ин-теллигентов, равнодушно относился к религии. Иногда он заходил в храм, отмечал празд-ники Рождества и Пасхи, даже раз в год причащался, но многое в Православии считал ус-тарелым суеверием, в том числе учение о загробной жизни. Он был уверен, что со смер-тью бытие человека кончается.
Однажды он заболел воспалением легких. Болел долго и серьезно и наконец был по-ложен в больницу. О приближающейся смерти он не думал, а надеялся скоро выздороветь и приняться за свои обычные дела. Как-то утром он вдруг почувствовал себя совсем хо-рошо. Кашель исчез, температура упала до нормы. Он подумал, что наконец он поправил-ся. Но к его удивлению врачи забеспокоились, принесли кислород. А потом — озноб и полная безучастность к окружающему. Он рассказывает:
“Все мое внимание сосредоточилось на самом себе… и как бы раздвоение… появился внутренний человек — главный, у которого полное безразличие к внешнему (к телу) и к тому, что с ним происходит … Удивительно было все видеть, и слышать, и в то же время чувствовать ко всему отчужденность. Вот доктор задает вопрос, а я слышу, понимаю, но не отвечаю, — мне незачем говорить с ним… И вдруг меня со страшной силой потянуло вниз, в землю… Я заметался. “Агония,” — сказал доктор. Я все понимал. Не испугался. Вспомнил, что читал, что смерть болезненна, но боли не чувствовал. Но мне было тяжко, томно. Меня тянуло вниз… Я чувствовал, что что-то должно отделиться… Я сделал уси-лие освободиться, и вдруг мне стало легко. Я почувствовал покой.
Дальнейшее я помню очень ясно. Я стою в комнате, посредине ее. Справа от меня по-лукругом стоят врачи и сестры, вокруг кровати. Я удивился — что они там делают, ведь я не там, а здесь. Я подошел ближе, посмотреть. На кровати лежал я. Увидев моего двойни-ка, я не испугался, а был только удивлен — как это возможно? Я хотел потрогать самого себя — моя рука прошла насквозь, как через пустоту. Дотянуться до других я тоже не мог. Пола я не чувствовал… Я позвал доктора, но тот не реагировал. Я понял, что совершенно одинок, и меня охватила паника.”
Посмотрев на свое тело, я подумал: “Не умер ли я?” Но это было трудно себе пред-ставить. Ведь я был живее, чем прежде, я все чувствовал и сознавал … Через некоторое время доктора вышли из палаты, оба фельдшера стояли и толковали о перипетиях моей болезни и смерти, а сиделка, повернувшись к иконе, перекрестилась и громко высказала обычное пожелание мне: “Ну, Царство ему Небесное, вечный покой.” И едва она произ-несла эти слова, как подле меня явились два Ангела. В одном из них я сразу узнал моего Ангела-хранителя, а другой был мне неизвестен. Взяв меня под руки, Ангелы вынесли ме-ня прямо через стену из палаты на улицу. Смеркалось уже, шел большой, тихий снежок. Я видел это, но холода или перемены температуры не чувствовал. Мы стали быстро поды-маться вверх.” Несколько ниже мы продолжим рассказ Икскуля.
Благодаря новым исследованиям в области реанимации и сопоставлению множества рассказов людей, переживших клиническую смерть, есть возможность составить довольно подробную картину того, что испытывает душа вскоре после своего разлучения с телом. Конечно, каждый случай имеет свои индивидуальные особенности, которые отсутствуют у других. И это естественно ожидать, потому что, когда душа попадает в тот мир, она — словно новорожденный младенец с неразвитыми еще слухом и зрением. Поэтому первые впечатления людей, “вынырнувших” в “тот” мир, носят сугубо субъективный характер. Однако в своей совокупности они помогают нам создать довольно полную, хотя не во всем понятную нам, картину
Приведем здесь самые характерные моменты потустороннего опыта, почерпнутые из современных книг о жизни после смерти.
1. Видение двойника. Умерев, человек не сразу отдает себе отчет в этом. И только после того как он видит своего “двойника,” бездыханно лежащим внизу и убеждается, что он беспомощен дать о себе знать, он догадывается, что его душа вышла из тела. Иногда случается после внезапной аварии, когда разлучение с телом происходит мгновенно и со-всем неожиданно, что душа не узнает свое тело и думает, что видит кого-то другого, по-хожего на него человека. Видение “двойника” и невозможность дать о себе знать произ-водят в душе сильный шок, так что она не уверена сон ли это или действительность.
2.Непрерывность сознания. Все, пережившие временную смерть, свидетельствуют о полном сохранении своего “я” и всех своих умственных, чувствительных и волевых спо-собностей. Более того, зрение и слух даже становятся острее; мышление приобретает от-четливость и становится необыкновенно энергичным, память проясняется. Люди, давно лишившиеся каких-либо способностей вследствие какой-то болезни или возраста, вдруг чувствуют, что они снова приобрели их. Человек понимает, что он может видеть, слы-шать, думать и т.д., не имея телесных органов. Замечательно, например, как один слепой от рождения, выйдя из тела, видел все, что делали с его телом врачи и сестры и позже рас-сказал о происходившем в больнице во всех деталях. Вернувшись в тело, он оказался опять слепым. Врачам и психиатрам, отождествляющим функции мышления и чувств с химико-электрическими процессами в мозгу, надо учесть эти современные данные, соб-ранные врачами-реаниматорами, чтобы правильно понять природу человека.
3. Облегчение. Обычно смерти предшествуют болезнь и страдания. Выйдя из тела, душа радуется, что больше ничего не болит, не давит, не душит, мысль действует ясно, чувства умиротворены. Человек начинает отождествлять себя с душой, а тело кажется чем-то второстепенным и более ненужным, равно как и все материальное. “Я выхожу, а тело — пустая оболочка,” — объяснял один мужчина, переживший временную смерть. Он смотрел на операцию своего сердца, как “посторонний наблюдатель.” Попытки оживить тело его нисколько не интересовали. Видимо, с прошлой земной жизнью он мысленно распрощался и был готов начать новую жизнь. Однако оставалась у него любовь к род-ным, забота о покидаемых детях.
При этом нужно отметить, что коренных изменений в характере личности не проис-ходит. Личность остается той же, что и была. “Предположение, что, сбросив тело, душа сразу же все знает и понимает — неверно. Я явился в этот новый мир таким, каким ушел из старого,” — рассказывал К. Икскуль.
4. Туннель и свет. После видения своего тела и окружающий обстановки некоторые переходят в другой мир, чисто духовный. Впрочем некоторые, минуя или не замечая пер-вой фазы, попадают во вторую. Переход в духовный мир некоторые описывают как путе-шествие по темному пространству, напоминающему туннель, в конце которого они попа-дают в область неземного света. Существует картина 15-го века Иеронима Босха “Восхо-ждение в Эмпириан,” которая изображает подобное прохождение души через туннель. Должно быть, еще тогда это было кое-кому известно.
Вот два современных описания этого состояния: “ … Я слышал, как доктора объяви-ли меня мертвым, а я в это время как бы плыл в каком-то темном пространстве. Нет слов, чтобы описать это состояние. Вокруг было совершенно темно, и только далеко-далеко виднелся свет. Он был очень ярким, хотя сначала казался малым. Однако по мере того, как я приближался к нему, он увеличивался. Я несся к этому свету и чувствовал, что от него веет добром. Будучи христианином, я вспомнил слова Христа, сказавшего: “Я свет миру,” и подумал: “Если это — смерть, то я знаю, Кто ждет меня там” [1, стр. 62].
“Я знал, что умираю, — рассказывал другой человек, — а ничего сделать не мог, что-бы сообщить об этом, так как меня никто не слышал … Я находился вне моего тела — это несомненно, потому что я видел свое тело там, на столе в операционной. Моя душа вышла из тела. Поэтому я чувствовал себя потерянным, но потом засиял этот особый свет. Сперва он был несколько тусклым, а потом засветил очень ярким лучом. Я чувствовал от него те-пло. Свет покрывал все, но не мешал мне видеть операционную, и докторов, и сестер, и все другое. Сперва я не понимал, что происходит, но потом голос из света спросил меня, готов ли я умереть. Он говорил, подобно человеку, но никого не было. Спрашивал именно Свет … Теперь я понимаю, что Он знал, что я еще не готов к смерти, но как бы проверял меня. С того момента, когда Свет начал говорить, мне стало очень хорошо; я чувствовал, что я в безопасности и что Он любит меня. Любовь, шедшая от Света, была невообрази-мой, неописуемой” [1, стр. 63].
Все, кто видели и потом пытались описать потусторонний Свет, не могли найти под-ходящих слов. Свет был иным, чем тот, который мы знаем здесь. “Это был не свет, а от-сутствие тьмы, полное и совершенное. Этот свет не создавал теней, он не был виден, но он был всюду, душа пребывала в свете” [5, стр. 66]. Большинство свидетельствуют о нем, как о нравственно-добром существе, а не как о безличной энергии. Люди религиозные прини-мают этот Свет за Ангела, или даже за Иисуса Христа — во всяком случае за кого-то, не-сущего мир и любовь. При встрече со Светом они не слышали членораздельных слов на каком-либо языке. Свет беседовал с ними путем мысли. И тут все было так ясно, что ута-ить что-либо от Света было совершенно невозможно.
5. Просмотр и суд. Некоторые, пережившие состояние временной смерти, описывают стадию просмотра прожитой ими жизни. Иногда просмотр происходил во время видения неземного Света, когда человек слышал из Света вопрос: “Что ты сделал доброго?” При этом человек понимал, что вопрошающий спрашивает не для того, чтобы узнать, а для то-го, чтобы побудить человека вспомнить свою жизнь. И вот непосредственно после вопро-са перед духовным взором человека проходит картина его земной жизни, начиная с ранне-го детства. Она движется перед ним в виде серии быстро сменяющих друг друга картин жизненных эпизодов, в которых человек видит очень детально и отчетливо все случив-шееся с ним. В это время человек снова переживает и морально переоценивает все то, что он говорил и делал.
Вот один из типичных рассказов, иллюстрирующих процесс просмотра. “Когда при-шел Свет, Он спросил меня: “Что ты сделала в своей жизни? Что ты можешь показать Мне?” — или что-то в этом роде. И тогда начали появляться эти картины. Они были очень ясные, трехмерные, в красках, и они двигались. Передо мной прошла вся моя жизнь… Вот я еще маленькая девочка и играю у ручья со своей сестрой … Потом события в моем доме … школа … А вот я вышла замуж … Все быстро чередовалось перед моими глазами во всех мельчайших подробностях. Я снова переживала эти события … Я видела случаи, ко-гда я была самолюбива и жестока. Мне было стыдно за себя, и я хотела, чтобы этого нико-гда не случилось. Но переделать прошлое было невозможно … “ [1, стр. 65-68].
Из совокупности многих рассказов людей, испытавших просмотр, следует заключить, что он всегда оставлял в них глубокий и благотворный след. Действительно, во время просмотра человек вынужден переоценить свои поступки, подвести итог своему прошло-му и этим как бы совершить над собой суд. В повседневной жизни люди скрывают отри-цательную сторону своего характера и как бы прячутся за маской добродетели, чтобы ка-заться другим лучшими, чем они на самом деле. Большинство людей так привыкают ли-цемерить, что перестают видеть свое подлинное я — часто гордое, самолюбивое и похот-ливое. Но в момент смерти эта маска спадает, и человек начинает видеть себя таким, каков он на самом деле. В особенности во время просмотра обнаруживается каждый его тща-тельно скрываемый поступок — во всей панораме, даже в красках и трех-размерно, — слышится каждое сказанное слово, по-новому переживаются давно забытые события. В это время все достигнутые в жизни преимущества — социальное и экономическое поло-жение, дипломы, титулы и т.д. — теряют свое значение. Единственно, что подлежит оцен-ке, это моральная сторона поступков. И тогда человек судит себя не только за сделанное, но и за то, как он своими словами и делами повлиял на других людей.
Вот как один человек описал просмотр своей жизни. “Я почувствовал себя вне моего тела и парящим над зданием, а тело мое я видел, лежащим внизу. Потом со всех сторон окружил меня свет, и в нем я увидел как бы двигающееся видение, в котором показыва-лась вся моя жизнь. Мне стало невероятно стыдно, потому что многое из этого я раньше считал нормальным и оправдывал, а теперь я понимал, что это дурно. Все было чрезвы-чайно реально. Я чувствовал, что надо мной происходит суд и какой-то высший разум ру-ководит мной и помогает мне видеть. Больше всего меня поразило то, что он показывал мне не только то, что я сделал, но и то, как мои дела отразились на других людях … Тогда я понял, что ничего не стирается и не проходит бесследно, но все, даже каждая мысль, имеет последствия … “ [2, стр. 34-35].
Следующие два отрывка из рассказов людей, переживших временную смерть, иллю-стрируют, как просмотр научил их по-новому относиться к жизни. “ … Я никому не рас-сказывал о том , что я испытал в момент моей смерти, но, когда я вернулся к жизни, меня беспокоило одно жгучее и всепоглощающее желание сделать что-то доброе для других. Мне было так стыдно за себя.” “ … Когда я вернулся, я решил, что мне необходимо изме-ниться. Я чувствовал раскаяние, и моя прошлая жизнь меня совершенно не удовлетворяла. Я решил начать совсем другой образ жизни” [2, стр. 25-26].
Теперь представим себе закоренелого преступника, причинившего в течение своей жизни множество горя другим, — обманщика, клеветника, доносчика, грабителя, убийцу, насильника, садиста. Постигает его смерть, и он видит свои злодеяния во всех их жутких подробностях. И тут его давно заснувшая совесть под воздействием Света неожиданно для него самого просыпается и начинает нещадно укорять его в сделанных им злодеяниях. Ка-кие невыносимые муки, какое отчаяние должно охватить его, когда он уже не может ниче-го ни исправить, ни забыть! Это поистине будет для него началом невыносимых внутрен-них мучений, от которых он никуда не сможет уйти. Сознание сделанного зла, искалечен-ной своей и чужой души, станет для него “червем неумирающим” и “огнем неугасимым.”
6. Новый мир. Некоторое различие в описаниях пережитого во время смерти объяс-няется тем, что тот мир совершенно не похож на наш, в котором мы родились и в котором сформировались все наши понятия. В том мире пространство, время и предметы имеют совсем иное содержание чем те, к которым привыкли наши органы восприятия. Душа, впервые попавшая в духовный мир, испытывает нечто подобное тому, что может испы-тать, например, подземный червь, когда он впервые выползает на поверхность земли. Он впервые ощущает солнечный свет, чувствует тепло от него, видит красивый пейзаж, слы-шит пение птиц, обоняет благоухание цветов (допуская, что у червя могут быть эти орга-ны чувств). Все это столь ново и прекрасно, что не найти ему ни слов, ни примеров, чтобы рассказать об этом жителям подземного царства.
Подобным образом и люди, оказавшиеся во время своей смерти в том мире, видят там и ощущают многое такое, чего не в состоянии описать. Так, например, люди перестают ощущать там привычное для нас чувство расстояния. Некоторые утверждают, что они могли без труда, одним действием своей мысли, перенестись с одного места на другое, как бы далеко оно от них не отстояло. Так, например, один солдат, тяжело раненный во Вьет-наме, во время операции вышел из тела и наблюдал, как врачи пытались вернуть его к жизни. “Я был там, а доктор как бы был и в то же время как и не был. Я тронул его и вро-де прошел просто насквозь через него … Потом я внезапно оказался на поле боя, где меня ранили, и увидел санитаров, подбирающих раненых. Я хотел было помочь им, но вдруг оказался снова в операционной… Это будто вы по желанию материализуетесь то тут, то там — словно моргнув глазом … “ [5, стр. 33-34]. Есть и другие подобные рассказы вне-запного перемещения. Получается “чисто мыслительный и приятный процесс. Захотел — и я там.” “ … У меня большая проблема. То, что я пытаюсь передать, я вынужден описы-вать в трех измерениях … Но то, что на самом деле происходило было не в трех измере-ниях” [1, стр. 26].
Если спросить человека, испытавшего клиническую смерть, как долго длилось это со-стояние, то обычно он не может ответить на этот вопрос. Люди совершенно не ощущали течения времени. “Это могло быть и несколько минут, и несколько тысяч лет, нет никакой разницы” [2, стр. 101; 5, стр. 15].
Другие, из переживших временную смерть, очевидно попадали в миры более отда-ленные от нашего вещественного мира. Они видели природу “на той стороне” и описыва-ли ее в терминах холмистых лугов, яркой зелени такого цвета, какого на земле не бывает, поля, залитого чудесным золотым светом. Есть описание цветов, деревьев, птиц, живот-ных, пения, музыки, лугов и садов необычайной красоты, городов … Но они не находили нужных слов, чтобы вразумительно передать свои впечатления.
7. Облик души. Когда душа покидает своё тело, она не сразу узнаёт себя. Так, напри-мер, исчезает отпечаток возраста: дети видят себя взрослыми, а старики — молодыми [3, стр. 75-76]. Члены тела, например, руки или ноги, утраченные по той или иной причине, снова появляются. Слепые начинают видеть.
Один рабочий упал с рекламной доски на высоковольтные провода. В результате ожогов он потерял обе ноги и часть руки. Во время операции он испытал состояние вре-менной смерти. Выйдя из тела, он сразу даже не узнал собственное тело, настолько оно было поврежденным. Однако он заметил что-то еще более его поразившее: его духовное тело было совершенно здорово [3, стр. 86].
На полуострове Лонг-Айланд в штате Нью-Йорк жила семидесятилетняя старушка, которая с восемнадцати лет потеряла зрение. С ней случился сердечный припадок, и, по-пав в больницу, она пережила временную смерть. Оживленная какое-то время спустя, она рассказала, что видела во время реанимации. Она подробно описала разные аппараты, ко-торые применяли врачи. Самым замечательным является то, что только сейчас в больнице она впервые видела эти аппараты, так как во время ее молодости, до слепоты, их еще не существовало. Еще она рассказала своему доктору, что она видела его в голубом костюме. Конечно, ожив, она осталась слепой, какой была и раньше [3, стр. 171].
8. Встречи. Некоторые рассказывали о встречах с уже умершими родственниками или знакомыми. Эти встречи происходили иногда в земных условиях, а иногда в обста-новке нездешнего мира. Так, например, одна женщина, переживавшая временную смерть, слышала доктора, сказавшего ее родным, что она умирает. Выйдя из тела и поднявшись вверх, она увидела умерших родственников и подруг. Она узнала их, а они радовались, что встретили ее. Другая женщина видела своих родственников, которые приветствовали ее и пожимали ей руки. Они были одеты в белое, радовались и выглядели счастливыми… “и вдруг повернулись ко мне спиной и стали удаляться; а моя бабушка, обернувшись через плечо, сказала мне: “Мы увидим тебя позже, не в этот раз.” Она умерла в 96-тилетнем воз-расте, а тут она выглядела, ну, лет на 40-45, здоровой и счастливой” [1, стр. 55].
Один человек рассказывает, что когда он умирал от сердечного приступа в одном конце больницы, в то же время его родная сестра была при смерти от приступа диабета в другом конце больницы. “Когда я вышел из тела, — рассказывает он, — я вдруг повстре-чался с моей сестрой. Я очень обрадовался этому, потому что очень любил ее. Разговари-вая с ней, я хотел идти за ней, но она, повернувшись ко мне, повелела мне остаться там, где я нахожусь, объяснив, что мое время еще не настало. Когда я очнулся, я рассказал мо-ему доктору, что я повстречался с моей только что скончавшейся сестрой. Доктор не по-верил мне. Однако по моей настойчивой просьбе он послал проверить через медицинскую сестру и узнал, что она недавно умерла, как я ему и говорил” [3, стр. 173].
Душа, перешедшая в загробный мир, если встречает там кого-либо, то преимущест-венно тех, кто был ей близок. Здесь что-то родственное притягивает души друг к другу. Так, например, один престарелый отец увидел в том мире своих умерших шестерых детей. “У них там нет возраста,” — рассказывал он. Здесь надо пояснить, что души умерших лю-дей не скитаются по своей воле где им хочется. Православная Церковь учит, что после смерти тела Господь каждой душе определяет место ее временного пребывания — или в раю или в аду. Поэтому встречи с душами умерших родственников надо принимать не как правило, а как исключения, разрешенные Господом для пользы людей, которым предсто-ит еще пожить на земле. Возможно, что не столько встречи, сколько видения. Приходится признать, что здесь есть многое недоступное нашему пониманию.
В основном рассказы людей, попавших по “ту сторону завесы,” говорят об одном и том же, но детали различны. Иногда люди видят то, что ожидали увидеть. Христиане ви-дят ангелов, Богоматерь, Иисуса Христа, святых. Люди нерелигиозные видят какие-то храмы, фигуры в белом или юношей, а иногда ничего не видят, но чувствуют “присутст-вие.”
9. Язык души. В духовном мире беседы происходят не на известном человеку языке и даже не на какой-либо другой членораздельной речи, а, по-видимому, посредством од-ной мысли. Поэтому, когда люди возвращаются к жизни, им бывает трудно передать ка-кими точно словами с ними беседовал Свет, Ангел или кто-либо другой, с кем они по-встречались [1, стр. 60]. Следовательно, если в том мире все мысли “слышны,” то нам нужно научиться здесь всегда думать правильное и доброе, чтобы там не стыдиться того, что мы невольно подумали.
10. Граница. Некоторые люди, оказавшись в том мире, рассказывают о видении чего-то, напоминающего границу. Одни описывают ее как забор или решетку на границе поля, другие как берег озера или моря, иные как ворота, поток или облако. Разница в описаниях вытекает, опять же, из субъективного восприятия каждого. Поэтому невозможно опреде-лить точно, что представляет собой эта граница. Важно, однако, то, что все понимают ее именно как границу, переступив которую, им нет больше возврата в прежний мир. После нее начинается путешествие в вечность [1, стр. 73-77; 5, стр. 51].
11. Возвращение. Иногда недавно умершему дается возможность выбора остаться “там” или вернуться к земной жизни. Голос Света может спросить, например: “Готов ли ты?” Так, солдат, тяжело раненный на поле боя, видел свое искалеченное тело и слышал голос. Он думал, что с ним говорил Иисус Христос. Ему была дана возможность вернуться в земной мир, где он будет калекой, или остаться в загробном мире. Солдат предпочел вернуться.
Многих притягивает назад желание закончить какую-то свою земную миссию. Вер-нувшись, они утверждали, что Бог разрешил им вернуться и жить потому, что дело их жизни не было закончено. При этом они выражали уверенность, что возвращение было результатом именно их собственного выбора. Этот выбор был удовлетворяем потому, что он вытекал из сознания долга, а не из эгоистических мотивов. Так, например, некоторые из них были матерями, которые хотели вернуться к своим малолетним детям. Но были и такие, которых вернули вопреки их желанию остаться. Душа уже преисполнилась чувст-вом радости, любви и мира, ей там хорошо, но ее время еще не пришло; она слышит го-лос, приказывающий ей вернуться. Попытки сопротивляться возвращению в тело не по-могали. Какая-то сила их тянула назад.
Вот случай из рассказа одной пациентки д-ра Муди: “У меня был сердечный приступ, и я оказалась в черной пустоте. Я знала, что я покинула мое тело и умираю… Я просила Бога помочь мне, и я скоро выскользнула из тьмы и увидела впереди серый туман, а за ним людей. Их фигуры были такие, как на земле, и я видела что-то похожее на дома. Все это было залито золотистым светом, очень нежным, не таким грубым, как на земле. Я ис-пытывала неземную радость и хотела пройти через туман, но вышел мой дядя Карл, умер-ший много лет тому назад. Он преградил мне дорогу и сказал: “Иди назад. Твое дело на земле еще не закончено. Сейчас же иди назад.” Так, против своего желания она вернулась в тело. У нее был маленький сын, который без нее бы пропал.
Возврат в тело иногда происходит моментально, иногда совпадая с применением электрического шока или других реанимационных приемов. Все восприятия исчезают, и человек сразу чувствует себя снова в кровати. Некоторые чувствуют, что входят в тело как бы толчком. Сперва чувствуют себя неуютно и холодно. Иногда перед возвращением в те-ло бывает короткая потеря сознания. Врачи-реаниматоры и другие наблюдатели отмеча-ют, что в момент возвращения к жизни человек часто чихает.
12. Новое отношение к жизни. С людьми, побывавшими “там,” обычно происходит большая перемена. По утверждению многих из них, вернувшись, они стараются жить лучше. Многие из них стали крепче верить в Бога, изменили свой образ жизни, стали серьезнее и глубже. Некоторые даже переменили профессию и стали работать в больницах или старческих домах, чтобы помогать тем, кто нуждается. Все рассказы людей, прошед-ших через временную смерть, говорят о феноменах совершенно новых для науки, но не для христианства. Далее мы рассмотрим современные случаи видения потустороннего ми-ра в свете Православного учения .
Оценка рассказов
о жизни после смерти
После ознакомления с современными книгами на тему о жизни после смерти у читателя создается впечатление, что смерть совершенно нестрашна, что человека, перешедшего в “тот” мир автоматически ожидают приятные ощущения умиротворенности, радости и пребывание во вселюбящем и всепрощающем Свете; что поэтому нет различия между праведными и грешными, верующими и неверующими. Это обстоятельство заставило не-которых христианских мыслителей насторожиться и отнестись с недоверием к такого ро-да литературе. Стали спрашивать: “Не являются ли эти видения света хитрым дьяволь-ским обольщением, направленным на усыпление бдительности христиан? — Живи, как хочешь, все равно попадешь в рай.”
По этой причине исследователи Джон Анкенберг и Джон Уэлдон отрицательно отно-сятся ко всей современной литературе о предсмертных состояниях, (Nеаr Dеаth Еxpеriеncеs) видя в ней лишь оккультные трюки [9]. Все же внимательное рассмотрение современных рассказов людей, переживших клиническую смерть приводит к убеждению, что большинство из них имело подлинные видения, а не дьявольские обольщения. Глав-ная проблема обстоит не в предсмертнх видениях, а в их интерпретации врачами и психи-атрами, далекими от христианства.
Во-первых, далеко не все временно умершие удостаиваются видеть Свет. Мы уже упоминали о тщательном исследовании д-ра Ринга, из которого ясно, что сравнительно небольшой процент временно умерших людей удостаивается видения Света. Д-р М. Рау-лингз (Маuricе Rаwlings) [4], который лично реанимировал многих умирающих, утвер-ждает, что в процентном отношении столько же людей видят мрак и ужасы, сколько видят Свет. Это же мнение разделяет д-р Чарлс Гарфильд (Chаrlеs Gаrfiеld), ведущий исследова-тель в области предсмертных состояний. Он пишет: “Не каждый человек умирает прият-ной и спокойной смертью … Среди пациентов, опрошенных мной, почти столькие же ис-пытывали неприятное состояние (встречи с демоно-подобными существами), сколькие испытывали приятное. Некоторые же из них испытывали оба состояния” [10, стр. 54-55].
Есть основание предполагать, что многие люди иногда сознательно, а иногда несоз-нательно умалчивают о своих неприятных посмертных видениях. По мнению д-ра Рау-лингз некоторые видения бывают настолько ужасными, что подсознание людей, увидев-ших их, автоматически стирает эти картины из памяти. В своей книге д-р Раулингз приво-дит примеры такой амнезии. Психиатры, лечащие людей, испытавших в детстве сильные душевные травмы (например, насилия или побои), знают о подобном селективном забве-нии. Кроме того, люди, пережившие светлые видения, будут охотнее о них рассказывать, чем люди, пережившие жуткие видения. Ведь то, что человек видит “там,” должно соот-ветствовать тому, что он заслужил своей добродетельной или грешной жизнью. Таким об-разом, два фактора дают перевес одностороннему репортажу: а) процесс селективной ам-незии и б) нежелание разглашать о себе дурное.
Карл Озис (Каrl Оsis) свидетельствует, что при исследовании вопроса умирания среди индусов выяснилось, что приблизительно одна треть испытывает при умирании страх, де-прессию и большое волнение от явлений “ямдутса” (yаmdооts) — индусского ангела смер-ти и других потусторонних страшилищ. (еsr Оsis, Каrl аnd Hаrаldsоn, Еrlеndur, “Аt thе Hоur оf Dеаth,” Nеw Yоrk, Аvоn Bооks, 1972, стр. 90). Очевидно, индусская религия со своим языческим мистицизмом может содействовать сближению человека с потусторонними темными силами, что проявляется потом в страшных предсмертных видениях.
Из святоотеческой литературы мы знаем, что дьявольские обольщения — это реаль-ная опасность. Апостол Павел предупреждает, что “сатана принимает вид Ангела света” (2 Кор. 11:14). В то же время дьявол не имеет власти обольщать всякого, когда он хочет и как он хочет: его действия ограничены Богом. Если человек горд и жаждет увидеть что-то сверхъестественное, чудесное, чего не удостаиваются увидеть прочие люди, то он нахо-дится в большой опасности принять беса за ангела. В духовной литературе это состояние называется “прелестью” (от слова “прельщение”). В опасности впасть в “прелесть” нахо-дятся своенравные послушники, самодовольные подвижники, самозваные пророки и це-лители, а также люди, занимающиеся нездоровой мистикой, как то: трансцендентной ме-дитацией, йогой, спиритизмом, оккультизмом и т.д. Из рассказов людей, претерпевших временную смерть, не видно, чтобы они чем-либо подобным занимались. В большинстве случаев они были обыкновенными людьми, которые в силу той или другой физической болезни умерли, но благодаря стараниям врачей и успехам современной медицины были реанимированы. Они не ожидали никаких сверхъестественных видений и то, что им дано было увидеть, очевидно, было делом милости Божией, чтобы они стали серьезнее отно-ситься к своей жизни. Трудно согласиться с мыслью, что Господь допускал сатане оболь-щать этих страдальцев, неискушенных в духовной жизни. Кроме того, согласно рассказам, собранным д-ром Морзом [7], этот же Свет видели многие дети, которые в силу своей чистоты и невинности находятся под покровом Всевышнего.
В православных книгах о жизни после смерти есть рассказы о явлениях демонов уми-рающим и о прохождении душ через фазу “мытарств” (об этом мы расскажем ниже). Од-нако из этих же книг видно, что обычно демоны начинают стращать душу уже после того, как ангел-хранитель пришел к ней и начал сопровождать ее на пути к Престолу Божию. Кроме того, в присутствии ангела демоны вынуждены являть себя в своем настоящем гнусном виде.
Относительно современных описаний Света остается еще непонимание, как согласо-вать их с традиционными христианскими рассказами. В православной литературе царство Света описывается в связи с приближением к Небу, в то время как в современной литера-туре, люди видели Свет, еще не перешагнув через таинственную черту, отделяющую тот мир оф нашего. Нам думается, что люди, пережившие временную смерть, еще не побыва-ли в настоящем раю или в аду, а лишь созерцали и предвкушали те состояния. Когда анге-лы являлись святым, они излучали от себя свет, на Фаворе апостолы видели духовный Свет, хотя еще физически находились в этом мире. Бог по Своей милости являет этот дивный Свет именно для поощрения к праведной жизни. Соприкосновение с этим Светом неизменно вливает чувство неземного мира и радости. Дьявольский свет же, напротив, не-сет с собой чувство какого-то смутного беспокойства. Он внушает человеку чувство пре-восходства, сулит знания, но в нем нет любви, это холодный свет.
К сказанному надо добавить, что просмотр жизни, который люди испытали во время соприкосновения со Светом, когда они вынуждены были морально переоценить свои по-ступки, а также последовавшее исправление образа их жизни — все это побуждает думать, что их видения Света были добрыми видениями, а не обольщениями. Ведь “по плодам их узнаете их.” Ведь дьявол старается отвести человека от Бога. Возможно ли, чтобы он по-могал людям стать более верующими и добродетельными?
Тем не менее в более широком плане верующему человеку надо быть очень осторож-ным со всякими видениями и мистическими опытами. Так, в связи с появлением большого количества случаев оживления людей после их клинической смерти некоторые врачи и психиатры стали предлагать создать новую отрасль науки о душе и о жизни после смерти. Нет сомнений, что всегда возможно сравнивать, обобщать и систематизировать сведения о том, что души видели в “том” мире. Однако надо понять, здесь роль врачей и психиатров обречена на компиляцию отдельных случаев. Поскольку мы, живые, отрезаны от непо-средственного контакта с духовным миром, нет возможности планировать и контролиро-вать посмертные состояния наподобие лабораторных экспериментов.
При этом надо помнить, что жизнь человека находится в руках Божиих. Только Он определяет как самый момент смерти, так и участь души после ее разлучения с телом. По-этому попытки производить эксперименты в этой области входят в конфликт с волей Бо-жией и приводят экспериментатора в контакт с потусторонними падшими духами. В ре-зультате этого собираемые им сведения будут неверны и заключения неправильны. Иеро-монах Серафим Роуз так пишет об этом: “Многие современные исследователи признают или по крайне мере с симпатией относятся к оккультному учению в области внетелесных состояний по той единственной причине, что оно основано на эксперименте, который также лежит в основе науки. Но экспериментирование в материальном мире существенно отличается от “экспериментирования” в области внетелесных состояний. В материальном мире изучаемые предметы и законы природы являются морально нейтральными и потому могут быть объективно исследуемы и проверены другими. Но в данном случае изучаемые объекты скрыты от людей, очень трудно уловимы и часто обнаруживают собственную во-лю с целью обмануть наблюдателя” [8, стр. 127-128]. Это происходит потому, что близкая к нам сфера духовного мира наполнена сознательно злыми существами, демонами, кото-рые являются специалистами в области обольщения. Они охотно примут участие во вся-ких экспериментах и дадут им соответствующее направление.
Поэтому предостережение иеромонаха Серафима надо принять очень серьезно. Так, в наше время ряд исследователей, начав с достоверных медицинских случаев клинической смерти, перешли к личным опытам внетелесных состояний. Не руководствуясь христиан-ским учением и многовековым опытом Православной Церкви, они стали изучать состоя-ния “астрального” тела и попали в дебри оккультизма. К сожалению, это случилось с д-ром Муди, с женщиной психиатром Е. Кublеr-Rоss и некоторыми другими. Д-р Муди, на-пример, написавший три ценных книги с достоверными данными, потом стал эксперимен-тировать по рецептам теософии и трансцендентальной медитации. Недавно на эту тему он издал книгу, озаглавленную “Возвращение назад” (Cоmming Bаck), в которой приводит типичные индусские бредни о перевоплощении. (Смотри в приложении разбор этого уче-ния).
Рассказы самоубийц
В то время как души людей, умерших естественным путем, испытывают в том мире об-легчение и даже радость, души самоубийц, напротив, попав в тот мир, испытывают там смятение и страдание. Один специалист в области самоубийства выразил этот факт сле-дующей меткой фразой: “Если вы расстаетесь с жизнью с мятущейся душой, то и в тот мир вы перейдете с мятущейся душой.” Самоубийцы накладывают на себя руки, чтобы “покончить со всем,” а оказывается, что там-то все для них только начинается.
Вот несколько современных рассказов, иллюстрирующих потустороннее состояние самоубийц. Один мужчина, горячо любивший свою жену, покончил с собой, когда она умерла. Он надеялся так соединиться с ней навсегда. Однако оказалось совсем иначе. Ко-гда врачу удалось его реанимировать, он рассказал: “Я попал совсем не туда, где находи-лась она … То было какое-то ужасное место … И я сразу понял, что сделал огромную ошибку” [1, стр. 143].
Некоторые возвращенные к жизни самоубийцы описывали, что после смерти они по-падали в какую-ту темницу и чувствовали, что здесь они останутся на очень долгий срок. Они сознавали, что это наказание им за нарушение установленного закона, согласно кото-рому каждому человеку надлежит претерпть определенную долю скорбей. Самовольно свергнув с себя возложенное на них бремя, они должны в том мире нести еще большее.
Один мужчина, переживший временную смерть, рассказывал: “Когда я попал туда, я понял, что две вещи абсолютно воспрещаются: убить себя и убить другого человека. Если бы я решил покончить с собой это означало бы бросить в лицо Богу данный Им ныне дар. Лишить же жизни другого человека — значило бы нарушить Божий план о нем” [1, стр. 144].
Общее впечатление врачей-реаниматоров таково— самоубийство очень сурово нака-зывается. Доктор Брус Грэйсон (Brucе Grеysоn), психиатр при отделе скорой помощи при Коннектикутском университете, обстоятельно изучивший этот вопрос, свидетельствует, что никто из переживших временную смерть ни за что не хочет ускорять конец своей жизни [3, стр. 99]. Хотя тот мир несравненно лучше нашего, но здешняя жизнь имеет очень важное подготовительное значение. Только Бог решает, когда человек достаточно созрел для вечности.
Сорокасемилетняя Беверли рассказывала, как она счастлива, что осталась живой. Бу-дучи еще ребенком, она переносила много горя от своих жестоких родителей, которые ежедневно издевались над ней. Уже будучи в зрелом возрасте, она не могла без волнения рассказывать о своем детстве. Однажды в 7-милетнем возрасте, доведенная своими роди-телями до отчаяния, она бросилась головой вниз и разбила себе голову о цемент. Во время клинической смерти ее душа видела знакомых детей, окруживших ее бездыханное тело. Вдруг вокруг Беверли засиял яркий свет, из которого неизвестный голос сказал ей: “Ты сделала ошибку. Твоя жизнь не тебе принадлежит, и ты должна вернуться.” На это Бевер-ли возразила: “Но ведь никто не любит меня и никто обо мне не хочет заботиться.” – “Это правда, — ответил голос, — и в будущем никто не будет заботиться о тебе. Поэтому нау-чись сама заботиться о себе.” После этих слов Беверли увидела вокруг себя снег и сухое дерево. Но тут откуда-то повеяло теплом, снег растаял, и сухие ветки дерева покрылись листьями и спелыми яблоками. Подойдя к дереву, она стала срывать яблоки и с удоволь-ствием есть их. Тут она поняла, что как в природе, так и в каждой жизни есть свои перио-ды зимы и лета, которые составляют единое целое в плане Творца. Когда Беверли ожила, она стала по-новому относиться к жизни. Став взрослой, она вышла замуж за хорошего человека, имела детей и была счастлива [7, стр. 184].
Православное учение
о жизни после смерти
Хотя ежедневный опыт говорит, что смерть — это непреложный удел каждого человека и закон природы, однако Священное Писание учит, что первоначально смерть не входила в планы Бога о человеке. Смерть не есть Богом установленная норма, а скорее уклонение от нее и величайшая трагедия. Книга Бытия повествует, что смерть вторглась в нашу природу вследствие нарушения первыми людьми Божией заповеди. Согласно Библии, целью при-шествия в мир Сына Божия было вернуть человеку утраченную им вечную жизнь. Здесь речь не о бессмертии души, потому что она по своей природе не подлежит уничтожению, а именно о бессмертии человека в целом, состоящем из души и тела. Восстановление единства души с телом должно осуществиться для всех людей одновременно при всеоб-щем воскресении мертвых.
В некоторых религиях и философских системах (например, в индуизме и стоицизме) проводится мысль, что главное в человеке — это душа, а тело лишь временная оболочка, в которой душа развивается. Когда душа достигает известного духовного уровня, тело пере-стает быть нужным и должно быть сброшено, как сносившаяся одежда. Освободившись от тела, душа восходит на более высокую ступень бытия. Христианская вера не разделяет та-кое понимание человеческой природы. Давая предпочтение духовному началу в человеке, она все же видит в нем принципиально двухсоставное существо, состоящее из друг друга дополняющих сторон: духовной и материальной. Существуют и простые бестелесные су-щества, как ангелы и бесы. Однако у человека другое устройство и назначение. Благодаря телу его природа не только сложнее, но и богаче. Богом определенный союз души и тела — это вечный союз.
Когда после смерти душа покидает свое тело, она попадает в чуждые для себя усло-вия. Действительно, она не призвана существовать как призрак, и ей трудно приспосабли-ваться к новым и неестественным для нее условиям. Вот почему для полного упразднения всех разрушительных следствий греха Богу угодно было воскресить созданных им людей. Это произойдет при втором пришествии Спасителя, когда по Его всемогущему слову душа каждого человека вернется в свое восстановленное и обновленное тело. Надо повторить, что она войдет не в новую оболочку, а соединится именно с телом, которое принадлежало ей раньше, но обновленное и нетленное, приспособленное для новых условий бытия.
Что касается временного состояния души со времени ее разлучения с телом и до дня всеобщего воскресения, то Священное Писание учит, что душа продолжает жить, чувство-вать и мыслить. “Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы,” — сказал Христос (Матф. 22:32; Екк. 12:7). Смерть, будучи временным разлучением с телом, в Священном Писании именуется то отшествием, то разлучением, то успением (2 Пет. 1:15; Фил. 1:23; 2 Тим. 4:6; Деяния 13:36). Ясно, что слово успение (сон) относится не к душе, а к телу, которое после смерти как бы отдыхает от своих трудов. Душа же, разлучившись с телом, продолжает свою сознательную жизнь, как и раньше.
Справедливость этого утверждения видна из притчи Спасителя о богатом и Лазаре (Лук. 16 гл.) и из чуда на Фаворе. В первом случае Евангельский богач, находившийся в аду, и Авраам, находившийся в раю, обсуждали возможность послать душу Лазаря на зем-лю к братьям богача, чтобы предостеречь их от ада. Во втором случае жившие задолго до Христа пророки Моисей и Илия беседуют с Господом о Его предстоящих страданиях. Еще Христос сказал иудеям, что Авраам увидел Его пришествие, очевидно, из рая и возрадо-вался (Иоанн 8:56). Эта фраза не имела бы смысла, если бы душа Авраама пребывала в бессознательном состоянии, как учат некоторые сектанты о жизни души после смерти. Книга Откровения в образных словах повествует о том, как души праведников на Небе реагируют на события, происходящие на земле (Апок. 5-9 главы). Все эти места Писания учат нас верить, что действительно деятельность души продолжается и после ее разлуче-ния с телом.
При этом Писание учит, что после смерти Бог назначает душе место ее временного пребывания в соответствии с тем, что она заслужила, живя в теле: рай или же ад. Опреде-ление в то или иное место или состояние предваряется так называемым “частным” судом. Частный суд надо отличать от “всеобщего” суда, который состоится в конце мира. О част-ном суде Писание учит: “Легко для Господа в день смерти воздать человеку по делам его” (Сирах 11:26). И дальше: “Человеку надлежит однажды умереть, а потом суд,” — очевид-но индивидуальный (Ев. 9:27). Есть основание предполагать, что в начальной стадии по-сле смерти, когда душа впервые попадает в совершенно новые для нее условия, она нуж-дается в помощи и руководстве своего Ангела-хранителя. Так, например, в притче о бога-том и Лазаре рассказывается, что Ангелы взяли душу Лазаря и отвели ее на Небо. Соглас-но учению Спасителя, Ангелы заботятся о “малых сих” — о детях (в прямом и перенос-ном смысле).
О состоянии души до всеобщего воскресения Православная Церковь учит так: “Веру-ем, что души умерших блаженствуют или мучаются по делам своим. Разлучившись с те-лом, они тотчас переходят или к радости, или к печали и скорби. Впрочем, не чувствуют ни совершенного блаженства, ни совершенного мучения, ибо совершенное блаженство или совершенное мучение каждый получит после всеобщего воскресения, когда душа со-единится с телом, в котором жила добродетельно или порочно” (Послание восточных пат-риархов о Православной вере, член 18).
Таким образом, Православная Церковь различает два состояния души в загробном мире: одно для праведников, другое для грешников — рай и ад. Она не признает римско-католического учения о среднем состоянии в чистилище, поскольку в Священном Писа-нии нет никакого указания на среднее состояние. При этом Церковь учит, что мучения грешников в аду могут быть облегчены и даже могут быть сняты по молитвам за них и по добрым делам, совершаемым в их память. Отсюда обычай подавать помянники за Литур-гией с именами живых и умерших.
Душа на своем
пути к Небу
Мы уже приводили несколько современных рассказов об этапе “просмотра,” который не-которые проходят сразу после своего разлучения с телом. Очевидно, эта фаза имеет нечто общее с “частным судом,” или с приготовлением к нему.
В житиях святых и в духовной литературе существуют рассказы о том, как после смерти человека Ангел-хранитель сопровождает его душу к Небу для поклонения Богу. Нередко на пути к Небу бесы, увидев душу, окружают ее с целью напугать и увлечь с со-бой. Дело в том, что согласно Священному Писанию после своего изгнания с Неба, взбун-товавшиеся ангелы как бы завладели пространством, если можно его так назвать, между Небом и землей. Поэтому апостол Павел именует сатану “князем, господствующим в воз-духе,” а его бесов “поднебесными” духами злобы (Еф. 6:12, 2:2). Эти поднебесные ски-тающиеся духи, видя душу, ведомую Ангелом, обступают ее и обвиняют в грехах, совер-шенных ею во время земной жизни. Будучи чрезвычайно наглыми, они стараются напу-гать душу, довести до отчаяния и завладеть ею. В это время Ангел-хранитель ободряет душу и защищает ее. Из этого не следует думать будто бесы имеют какое-то право над душой человека, ведь они-то сами подлежат суду Божию. Поощряет их на дерзость то, что во время земной жизни душа кое в чем была послушна им. Их логика простая: “Раз ты по-ступала, как мы, то тебе и место с нами.”
В церковной литературе эта встреча с бесами называется “мытарствами” (Из Отцов Церкви на эту тему говорят свв. Ефрем Сирин, Афанасий Великий, Макарий Великий, Ио-анн Златоуст и др.). Наиболее подробно развивает эту мысль св. Кирилл Александрийский в “Слове на исход души,” печатаемом в Следованной псалтыри. Картинное изображение этого пути представлено в житии преподобного Василия Нового (10-ый век), где явившая-ся усопшая блаженная Феодора рассказывает, что она видела и испытала после своего раз-лучения с телом. Повествования о мытарствах можно еще найти в книге “Вечные загроб-ные тайны.” Читая эти рассказы, надо учитывать, что в них много образного, потому что фактическая обстановка духовного мира совсем не похожа на нашу).
Подобная встреча с поднебесными духами злобы описана К. Икскулем, повествова-ние которого мы начали несколько выше. Вот что произошло после того, когда два Ангела пришли за его душой. “Мы стали быстро подниматься вверх. И по мере того как мы под-нимались, моему взору открывалось все большее и большее пространство, и, наконец, оно приняло такие ужасающие размеры, что меня охватил страх от сознания моего ничтоже-ства перед этой бесконечной пустыней. В этом, конечно, сказывались некоторые особен-ности моего зрения. Во-первых, было темно, но я видел все ясно; следовательно, зрение мое получило способность видеть в темноте; во-вторых, я охватывал взором такое про-странство, которое, несомненно, не мог бы охватить моим обыкновенным зрением.
Идея времени погасла в моем уме, и я не знаю, сколько мы еще подымались вверх, как вдруг послышался сначала какой-то неясный шум, а затем, выплыв откуда-то, к нам с криком и гамом стала приближаться толпа каких-то безобразных существ. “Бесы!” — с необычайной быстротой сообразил я и оцепенел от какого-то особенного, неведомого мне дотоле ужаса. Окружив нас со всех сторон, они с криком и гамом требовали, чтобы меня отдали им, они старались как-нибудь схватить меня и вырвать из рук Ангелов, но, очевид-но, не смели этого сделать. Среди этого невообразимого и столь же отвратительного для слуха, как сами они были для зрения, воя и гама я улавливал иногда слова и целые фразы.
— “Он наш: он от Бога отрекся,” — вдруг чуть не в один голос завопили они и при этом уж с такой наглостью кинулись на нас, что от страха у меня на мгновение застыла всякая мысль. — “Это ложь! Это неправда!” — опомнившись, хотел крикнуть я, но ус-лужливая память связала мой язык. Каким-то непонятным образом мне вдруг вспомнилось ничтожное событие, относившееся к моей юности, о котором, кажется, я и вспомнить не мог.
Мне вспомнилось, как еще во времена моего учения, собравшись однажды у товари-ща, мы, потолковав о своих школьных делах, перешли затем на разговор о разных отвле-ченных и высоких предметах, — разговоры, какие велись нами зачастую.
— “Я вообще не любитель отвлеченностей, — говорил один из моих товарищей, — а здесь уж совершенная невозможность. Я могу верить в какую-нибудь, пусть и неисследо-ванную наукой, силу природы, то есть я могу допустить ее существование, и не видя ее явных проявлений, потому что она может быть очень ничтожной или сливающейся в сво-их действиях с другими силами, и оттого ее трудно уловить; но веровать в Бога, как Суще-ство личное и всемогущее, верить — когда я не вижу нигде ясных проявлений этой Лич-ности — это уже абсурд. Мне говорят: Веруй. Но почему должен я веровать, когда я оди-наково могу верить и тому, что Бога нет. Ведь правда же? И может быть, Его и нет?” — уже в упор ко мне обратился товарищ.
— “Может быть, и нет,” — проговорил я.
Фраза эта была в полном смысле слова “праздным глаголом:” бестолковая речь приятеля не могла вызвать во мне сомнений в бытии Бога. Я даже не особенно следил за разгово-ром, — и вот теперь оказалось, что этот праздный глагол не пропал бесследно, мне над-лежало оправдываться, защищаться от возводимого на меня обвинения … Обвинение это, по-видимому, являлось самым сильным аргументом моей погибели для бесов, они как бы почерпнули в нем новую силу для смелости своих нападений на меня и уж с неистовым ревом завертелись вокруг нас, преграждая нам дальнейший путь.
Я вспомнил о молитве и стал молиться, призывая на помощь тех Святых, которых знал и чьи имена пришли мне на ум. Но это не устрашало моих врагов. Жалкий невежда, христианин лишь по имени, я чуть ли не впервые вспомнил о Той, Которая именуется За-ступницей рода христианского.
Но, вероятно, горяч был мой призыв к Ней, так преисполнена ужаса была моя душа, что едва я, вспомнив, произнес Ее имя, как вокруг нас вдруг появился какой-то белый ту-ман, который и стал быстро заволакивать безобразное сонмище бесов. Он скрыл его от моих глаз, прежде чем оно успело отделиться от нас. Рев и гогот их слышался еще долго, но по тому, как он постепенно ослабевал и становился глуше, я мог понять, что страшная погоня отставала от нас.
Испытанное мною чувство страха так захватило меня всего, что я не сознавал даже, продолжали ли мы и во время этой ужасной встречи наш полет, или она остановила нас на время; я понял, что мы движемся, что мы продолжаем подыматься вверх, лишь когда пре-до мною снова разостлалось бесконечное воздушное пространство.
Пройдя некоторое его расстояние, я увидел над собой яркий свет; он походил, как ка-залось мне, на наш солнечный, но был гораздо сильнее его. Там, вероятно, какое-то царст-во света. Да, именно царство, полное владычество Света, — предугадывая каким то осо-бым чувством еще не виденное мною, думал я, — потому что при этом свете нет теней. “Но как же может быть свет без тени?” — сейчас же выступили с недоумением мои зем-ные понятия.
И вдруг мы быстро внеслись в сферу этого Света, и он буквально ослепил меня. Я за-крыл глаза, поднес руки к лицу, но это не помогло, так как руки мои не давали тени. Да и что значила здесь подобная защита!
Но случилось иное. Величественно, без гнева, но властно и непоколебимо, сверху раздались слова: “Не готов!” — И затем … затем мгновенная остановка в нашем стреми-тельном полете вверх — и мы быстро стали опускаться вниз. Но прежде чем покинули мы эти сферы, мне дано было узнать одно дивное явление. Едва сверху раздались означенные слова, как все в этом мире, казалось, каждая пылинка, каждый самомалейший атом ото-звались на них своим изволением. Словно многомиллионное эхо повторило их на неуло-вимом для слуха, но ощутимом и понятном для сердца и ума языке, выражая свое полное согласие с последовавшим определением. И в этом единстве воли была такая дивная гар-мония, и в этой гармонии столько невыразимой, восторженной радости, перед которой жалким бессолнечным днем являлись все наши земные очарования и восторги. Неподра-жаемым музыкальным аккордом прозвучало это многомиллионное эхо, и душа вся загово-рила, вся беззаботно отозвалась на него пламенным порывом слиться с этой дивной гар-монией.
Я не понял настоящего смысла относившихся ко мне слов, то есть не понял, что дол-жен вернуться на землю и снова жить так, как раньше. Я думал, что меня несут в какие-либо иные места, и чувство робкого протеста зашевелилось во мне, когда предо мною сначала смутно, как в утреннем тумане, обозначились очертания города, а затем и ясно показались знакомые улицы и моя больница. Я не понял настоящего смысла относивших-ся ко мне слов, то есть не понял, что должен вернуться на землю и снова жить так, как раньше. Я думал, что меня несут в какие-либо иные места, и чувство робкого протеста за-шевелилось во мне, когда предо мною сначала смутно, как в утреннем тумане, обозначи-лись очертания города, а затем и ясно показались знакомые улицы и моя больница. По-дойдя к моему бездыханному телу, Ангел Хранитель сказал: `Ты слышал Божие определе-ние? И, указывая на мое тело, повелел мне: `Войди в него и готовься! После этого оба Ан-гела стали невидимы для меня.”
Дальше К. Икскуль рассказывает о своем возвращ
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote