[250x201]Бухара – один из древнейших городов Средней Азии, совсем недавно она отпраздновала юбилей – две с половиной тысячи лет.
Большинство едет в Бухару полюбоваться великолепной средневековой архитектурой. Но и в повседневной жизни этого восточного города тоже есть много интересного и необычного.
С самого вечера мужчины начинают готовить плов, чтобы на заре после утреннего намаза угостить друзей, знакомых и соседей. Так в Бухаре начинается свадьба.
[250x200]Приготовление свадебного плова – целое искусство. В Узбекистане им занимаются только мужчины. Процессом руководит опытный повар. Ему помогает несколько человек.
— Здравствуйте! Как вас зовут?
— Меня зовут Алим…
— Меня Ирина. А давно вы готовите плов?
— С 67-го года…
— Чем свадебный плов от обычного отличается?
— Когда попробуете, узнаете…
[250x197]На утренний плов в Бухаре обычно приходит тысяча или даже больше человек. Примерно на такое количество порций и рассчитан казан, в котором готовят свадебный плов.
Плов уже почти готов, его осталось залить раскаленным маслом… А наверху уже начали собираться гости.
Приготовление плова – дело очень ответственное, особенно при таких объемах. Одного только риса на этот плов пошло 80 килограммов, а еще 30 килограммов мяса, морковки и изюма.
Мне трудно понять, как можно в восемь утра с таким удовольствием поедать жирный плов. У узбеков своя логика: плов – пища тяжелая, поэтому есть его лучше пораньше.
8 утра, а все уже поели…
С утра на плов приходят только мужчины. То есть плов – это своего рода мальчишник перед свадьбой, на котором жених прощается с холостой жизнью…
Вечером многие из утренних гостей придут на свадьбу уже вместе со своими семьями. Я тоже сюда вернусь, а пока прогуляюсь по Бухаре.
[250x205]С древних времен Бухара богатела и процветала благодаря караванам, которые двигались по Великому шелковому пути, главной торговой артерии, некогда соединявшей Восток с Западом.
На вырученные торговлей деньги возводились сияющие голубыми куполами мечети и медресе.
Бухаре повезло. Ее старая часть осталась практически нетронутой. Новостройки возводились в стороне. Многие уголки старого города выглядят почти так же как, и пятьсот лет назад!
[250x202]Древний город был построен вокруг огромной цитадели Арк. Арк в Средней Азии то же, что Кремль, – центральная городская крепость.
Самые ранние сведения об Арке относятся к I веку. Но скорее всего цитадель на этом месте была заложена еще на 1000 лет раньше.
По преданию, крепость построил юноша Сиявуш, за которого тогдашний владыка Бухары не хотел выдавать замуж свою дочь. Он поставил перед юношей непосильную задачу – построить крепость на ослиной шкуре. Но Сиявуш оказался сообразительным.
Он разрезал шкуру на тонкие полоски, соединил их и внутри этого круга построил крепость Арк.
[250x202]Древняя цитадель заключала в себе целый город. В центре располагался дворец эмира с обширным внутренним двором, где стоял его трон. Отсюда владыки Бухарского ханства правили своими землями.
За этими стенами крепость Арк оставалась неприступной в течение нескольких сотен лет, пока 2 сентября 1920 года не пала под ударами Красной Армии, которая была вооружена тяжелой артиллерией и аэропланами…
Во время штурма в Арке было разрушено 80% зданий. С тех пор бухарцы, мягко говоря, недолюбливают красного командарма Фрунзе, руководившего штурмом города.
[250x203]Старый город очень маленький, его можно обойти пешком. А я решила объехать его на ослике. Хотя найти его в Бухаре было непросто! Но! Поехали!
Осликом управлять очень просто: для того чтобы он поехал, нужно сказать «хр». Чтобы ослик остановился нужно сказать «ищь». В принципе этот ослик очень послушный, все понимает!
С давних времен главным занятием бухарцев была торговля. И старый город строился в соответствии с нуждами местных и иноземных купцов.
Я подъехала к средневековым торговым рядам. Ворота здесь есть со всех четырех сторон света, чтобы груженые караваны спокойно могли входить на территорию рядов.
[250x200]Самая древняя постройка Бухары – мавзолей Исмаила Самани — великого эмира и основателя целой династии Саманидов. Построен он 1100 лет назад – это первое в Средней Азии здание из обожженного кирпича.
В отличие от большинства своих современников Мавзолей Саманидов пережил нашествие Чингисхана, который имел обыкновение сравнивать с землей все города, которые попадались ему на пути. При приближении завоевателя местные жители засыпали мавзолей песком, поэтому Чингисхан увидел только песочный курган. Потом его снова раскопали.
[250x200]В сотне метров от мавзолея Исмаила Самани раскинулся рынок. Торговля идет здесь уже несколько столетий.
Правда, название досталось рынку от не столь уж далекого прошлого — между собой бухарцы называют его «колхозкой».
Надпись над рыночной площадью гласит: «Родина свята, как мать».
Я пришла в часть рынка, где продают праздничную национальную одежду. Она вся сделана вручную.
[250x205]А вот такое золотое шитье делают только в Бухаре.
— Можно померить?
— Да, конечно.
— По-моему, он мне великоват.
Темно-синие подбитые ватой халаты в Узбекистане носят и по праздникам, и в повседневной жизни. В них и зимой не холодно и летом не жарко.
Это халат или платье называется — чапан.
[250x205]— А для женщин что-нибудь есть? Можно померить?
— Да, конечно.
— По-моему, мне идет! Мой размер… Я как настоящая узбечка теперь! Ну что – я беру. Заверните! А сколько стоит? 25 тысяч сум! Я возьму за 20! Договорились…
20 тысяч сум – это значит 40 бумажек по пятьсот. Сумы – очень мелкие деньги, неудобно считать, зато чувствуешь себя настоящим королем. Все ходят с большими пачками денег. 20 тысяч сумов – это примерно 500 рублей. В общем, недорого.
[250x205]В Бухаре, куда ни пойдешь, обязательно выйдешь на небольшую площадь, которая на протяжении столетий была центром древнего города. Площадь называется Пойи-Калян, что означает «Подножие Великого».
Это символ города – минарет Калян. Только пишется он через «А», а не через «О», как многие могли подумать. Это самое высокое здание в городе, в древности на него ориентировались караваны, которые шли в сторону Бухары.
В высоту Калян чуть не дотягивает до 50 метров. Фундамент минарета уходит под землю на целых 10 метров. Это помогло ему выдержать все нередкие здесь землетрясения.
[250x203]В древности с этого минарета сбрасывали неугодных эмиру. Последнюю жертву отсюда сбросили в 1884 году. Хорошо, что сейчас эта традиция осталась в прошлом…
Минарет построили 900 лет назад. А гораздо позже, в начале XVI века, у подножия минарета была сооружена мечеть Калян.
Это одна из самых больших мечетей в Средней Азии, в ее дворе могут одновременно молиться 12 000 верующих.
[250x202]В арабских странах меня бы даже на порог мечети не пустили, а в Узбекистане к этому относятся намного спокойнее.
Здания в Средней Азии любили украшать замысловатыми узорами – они создают впечатление, что стены резные и просвечивают на фоне неба.
Среднеазиатский орнамент зачастую несет в себе определенный смысл.
Это не просто орнамент – это стилизованная арабская вязь.
Бухара – типичный восточный город, торговля здесь идет повсюду, где только можно. В том числе и у самых стен мечети Калян.
[250x202]Большего всего места тут занимает рынок ковров… Ковер – совершенно незаменимая вещь в среднеазиатском доме.
В древности мастера вкладывали особый смысл в цвет, рисунок и месторасположение орнамента на ковре. Со временем смысл был забыт, и рисунок воспринимается просто как традиционный.
Как и в старину, в наши дни в центре ковра часто помещают фигуру, которая символизирует источник жизни – солнце.
[250x204]— Это ваши ковры? А сколько стоят?
— Много… дешевле дешевле, сколько хочешь так возьми.
Покупателей на рынке ковров немного – продавцов заметно больше. Но это вполне естественно: ведь не каждый же день люди покупают себе ковер.
Все эти ковры сделаны на фабрике, и их можно купить и в Москве, разве что обойдутся они раза в три дороже. Но есть и такие ковры, которые можно купить только в Бухаре.
Я зашла в магазин, где продаются шерстяные и шелковые ковры ручной работы.
[250x202]Шелковые ковры — дорогое удовольствие. Ковер среднего размера будет стоить примерно 1,5 тыс. долл. Что и неудивительно — мастерица ткет такой ковер около четырех месяцев!
В той же лавке, где ковры продают, расположилась и небольшая ковровая мастерская…
Ковер делают так: навязывают на натянутые на станок нити основы разноцветные узелки… обрезают лишнее… Потом навязанные узелки старательно уплотняют, выравнивают.
Узелки должны быть совсем мелкими, так как качество ковра знатоки оценивают, подсчитывая их количество на один квадратный сантиметр. Если их 100 и больше – ковер хороший, можно брать!
Отличить фабричный ковер от домотканого очень просто – нужно перевернуть его наизнанку. Фабричный ковер не имеет рисунка с изнанки, а домотканый повторяет рисунок лицевой стороны. А еще можно посмотреть на бахрому: у домотканого она является частью основы, а у фабричного это просто приделанное украшение.
Настоящий бухарский ковер прослужит десятки, а то и сотни лет – он не вытирается, не тускнеет и не рвется…
[250x202]В Бухаре голодным вы не останетесь точно… Можно зайти в одно из бесчисленных заведений, где вам подадут плов, манты, лагман и другие традиционные блюда… А можно перекусить и прямо на улице, на ходу.
Прямо на тротуаре вдоль дороги стоят печки, они называются тандыры. В них готовят самсу.
— Здравствуйте! Можно мне одну? Зря вы ее завернули, я ее сейчас буду пробовать. Ну, пожалуй, такого в России вы не найдете, очень вкусно! Спасибо!
[250x202]— Так исторически сложилось, что в стране практически все владеют тремя языками – государственным узбекским, таджикским – он в большом ходу в качестве разговорного, — и русским.
Вывески в Бухаре, как и в других городах Узбекистана, очень часто пишут не на одном, а на нескольких языках.
Русский язык широко распространен в Узбекистане со времен Советского Союза.
Еще одно наследие советских времен – автоматы с газированной водой. Говорят, что они еще работают – только летом, когда жарко.
[250x201]Советская власть принесла в Узбекистан не только сильную до сих пор дружбу народов, но и гонения на ислам, которые прекратились с распадом СССР…
Ислам утвердился на земле бухарского оазиса в начале VIII века. А 200 лет спустя здесь распространилось мистическое направление ислама – суфизм.
Бухара считается одним из священных городов суфизма. Город помнит многих великих суфиев. Один из самых почитаемых – Бахаутдин Накшбанд.
Мавзолей суфийского святого Бахаутдина Накшбанда считается среднеазиатской Меккой. Сюда, как и в Мекку, приезжают верующие из разных мусульманских стран, чтобы попросить исполнения желаний и отвращения грехов. Считается, что молитвы из святого места до Аллаха доходят лучше всего…
[250x201]Суфийских праведников очень почитают. Считается, что при жизни они путем медитации и аскезы нашли путь к Аллаху и после смерти. На Востоке верят, что могилы праведников-суфиев и другие связанные со святыми места и реликвии наделены сверхъестественной силой.
Мусульмане считают, что это дерево обладает чудодейственными свойствами, потому что оно выросло из посоха Бахаутдина Накшбанди. Его нужно обойти три раза и подлезть под него или положить немножко денег – тогда загаданное желание обязательно сбудется.
[250x204]В Бухаре традиции суфизма хранятся и поддерживаются.
Основная суфийская практика, которая жива в современном Узбекистане, называется «зикр». «Зикр» означает поминание Аллаха…
Для овладения зикром существует целая система упражнений.
Например, ученики повторяют за муфтием хадисы – изречения о деяниях пророка Мухаммеда – и при этом особенным образом дышат.
Добившись, чтобы такое дыхание стало автоматическим и привычным, ученик каждым своим вздохом будем возносить хвалу Создателю.
[250x202]Зикр бывает внешним, то есть высказанным вслух, и внутренним — произнесенным в сердце. В идеале внутренний зикр нужно творить постоянно.
Религиозная школа Мир-Араб была единственным действующим медресе в Бухаре в советское время.
Мусульманские традиции постепенно возрождаются. Но ислам здесь еще не имеет прежнего значения, и узбекская свадьба выглядит совершенно светским мероприятием.
Сегодня свадьбу празднуют сразу две пары – счастливые родители в один день женят сына и выдают замуж дочь. Делается это во многом ради экономии. Ведь свадьба на тысячу-полторы гостей – дело разорительное.
[250x201]Для молодых приготовлено место в центре зала, там они, из почтения к гостям ни разу не присев, будут стоять несколько часов до самого окончания праздника.
Узбекский ЗАГС расписывает молодых прямо в праздничном зале – его представитель приезжает на место с необходимыми документами и кольцами.
На свадьбе ведущий-тамада – главное действующее лицо. Он блещет красноречием на протяжении всего праздника. Перед тем как передать микрофон мне, он сказал много красивых слов о дружбе русского и узбекского народов…
— Я хочу обратиться к молодым. Вам действительно очень повезло. Чтобы в этом убедиться, просто посмотрите друг на друга. И еще – сейчас здесь очень много гостей, которые пришли на ваш праздник, – ваши друзья родные, близкие, все, кто вас очень любит. Но еще вместе с нами на этой свадьбе несколько миллионов телезрителей программы «Вокруг света», которые вместе со мной желают вам счастья и здоровья и большой удачи. Спасибо!