«Несовместимых мы всегда полны желаний:
В одной руке бокал, другая – на Коране.
И так вот мы живем под сводом голубым,
Полубезбожники и полумусульмане».
Омар Хайям.
Прочитав эти стихи, я подумал: наверное, они написаны сегодня. Настолько они актуальны.
Совершенно гармонично в современном мире уживаются понятия, которые должны быть в антагонизме. Произошло такое сильно смешение, что в единстве находятся полные противоположности.
До сих пор помню случай, произошедший в одном из киосков Махачкалы. Человек зашел и попросил колбасу без свинины и бутылку водки. Этот, безусловно, очень яркий эпизод врезался мне в память. Не только потому, что он такой контрастный, но и потому, что он очень хорошо характеризует состояние мусульман (особенно «этнических») в России.
Примеров этому можно привести огромное множество.
Когда сын приносит домой крупную сумму денег, никому из родителей и в голову не приходит спросить у него: «Сынок, а не заработал ли ты это нечистым путем, не убил ли ты кого, не ограбил ли?». Если сын купит доро-гой автомобиль, родители будут им гордиться, даже если автомобиль этот куплен на деньги сирот. Это ужасно. Но еще более ужасно, что на человека, который говорит об этом, смотрят как на идиота.
Меня впечатлил один эпизод из книги Юлии Латыниной «Земля войны» («Дар аль-Харб»). Этот эпизод приводится уже на обложке. Главный герой книги Джамалудин Кемиров замечает на руках пленника следы от потушенных сигарет. И упрекает командира Арзо за это. Но упрекает не за то, что его люди издевались над пленником, а за то, что его люди курят. То есть его возмутило не то, что человека пытали, над человеком глумились, а только то, что они курили.
Так же и мы постепенно превращаемся в фарисеев. Замечаем только внешнюю, обрядовую сторону религии. Молитва для нас — это не общение с Богом, а что то типа упражнения. Своего рода зарядка. Пять раз в день подрыгался. По полу постучал лбом. Все, можешь называть себя настоящим мусульманином и возвращаться в водоворот страстей и похоти.
Уже никого из нас не удивляют мусульмане, которые живут по принципу: «До обеда рузман, после обеда гужбан». Наверняка многие, прочитав это, возмутятся: а как иначе? Действительно, для таких людей иначе уже никак.
Сколькие из нас намаз совершают в перерыве между попойками? Пьют чуть ли не до потери пульса, потом с огромным пафосом встают из-за стола, обязательно громко и несколько раз уточнят: мол, я пойду намаз сделаю. «Молятся». И уже с чувством выполненного долга, гордые «небывалой крепостью своего имана», возвращаются к пирушке.
Как ни парадоксально, но уверен, многим приходилось видеть, как люди пьют водку с именем Аллаха. Или, что обычно бывает на свадьбах, поднимают тост. И говорят: «Пускай Аллах дарует вам баракат в семье, крепкий иман, праведных детей и так далее». Ну и, естественно, «по Сун-не» после дуа надо что? Нет, не сказать «Амин» (так было раньше, в «каменном веке», теперь-то мы прогрессивные), надо чокнуться и опрокинуть рюмку. А то ведь Аллах не примет дуа «без печати».
Мы обмельчали как мусульмане.
Если мы увидим, что человек ест колбасу со свининой, это нас разгневает. Мы можем взорваться из-за этого. А если человек ест мясо, купленное на украденные деньги, на деньги от риба, на деньги от продажи выпивки, то мы к этому отнесемся спокойно. Или, к примеру, если человек пьет водку, это нас не задевает. Но если, не дай Бог, этот же человек протянет к закуске левую руку — все, скандал на полчаса обеспечен.
Часто мы видим, как братья, которые спокойно слушают попсу, рэп или, к при¬меру, Муцураева, в то же время с легкостью говорят: «Нашиды нельзя слушать, это харам», и, грозно потрясая пальцем, указывающим в не-бо, добавляют: «Там же – музыка».
Быть может, многие эти проблемы связаны с переизбытком алимов? Вполне возможно. Ведь так много их никогда не было. У кого ни спроси, каждый глазом не моргнув издает фетву. Алимы у нас и в пивбарах работают, и в казино, кого ни возьми, каждый в собственных глазах если не худ-жату'ль-ислам, то шейх уль-ислам как минимум.
Простые люди, которые не имеют не то что религиозного, даже светского образования, спокойно дают ответы на такие вопросы, на которые не всякий истинный алим сможет ответить без подготовки.
В этом плане очень показательна история, произошедшая с имамом Маликом. Когда к нему пришел человек и задал вопрос, он сказал, что не знает ответа. Человек проявил настойчивость и задал вопрос снова, сказав, что прибыл издалека. Тогда имам Малик ответил, чтобы тот приходил завтра. Всю ночь он провел в размышлениях, искал ответ в книгах. А наутро повторил: «Я не знаю». Ему также принадлежат слова: «Половина знания — способность сказать, что не знаешь». Пусть каждый задумается, давно ли он встречал не то что алима, простого человека, который на вопрос о религии ответил бы: «Я не знаю»?
Глядя на сегодняшних мусульман, диву даешься. Даже в разговорах об исламе мы используем матерные слова, для связки.
Можем ненавидеть человека, если он несколько раз в намазе пошевелит пальцем или после слова «Амин» скажет: «Раб-баль-'алямин».
И клеймить друг друга за бороду или за громкий салават после азана.
Себе мы находим оправдания и прощаем горы больших грехов, а ближнему не можем простить малейший проступок или ошибку.
Ищем соломинки в глазах у братьев, а в своих не замечаем и бревна.
Мы запрещаем носить золотые вещи, к примеру, часы, однако покупаем часы, которые могут быть в десять раз дороже, со словами: «Запрещено ведь только золото».
Надеваем бриджи «по Сунне», и это не мешает нам ходить с непокрытой головой и в футболке.
Спокойно можем употреблять алкогольные напитки, но в то же время запрещать людям пользоваться духами — ведь там есть спирт.
Мы можем отказаться от мяса, говоря: «А вдруг животное было не так зарезано», но в то же время с легкостью сплетничаем друг о друге.
Истинный мусульманин для нас — это прежде всего тот, кто совершает намаз, а не тот, кто проявляет благонравие и доброту.
Мы превратились в мыльные пузыри. Большие снаружи, но пустые внутри. Как такая беда случилась с нами, мне неизвестно. Но разрушение халифата по сравнению с ней — это маленькая заноза в ноге.
Мы готовы обижаться на журналистов и репортеров за упреки и насмешки. Хотя обижаться надо только на самих себя. Разве мы не заслуживаем этих упреков и насмешек?
Ведь ислам мы воспринимаем как совокупность обрядов. Это все равно, что считать яйцом скорлупу без сердцевины.
Братья, мы уподобились людям, которые смотрят на палец, когда им указывают на луну. Это трагедия. Давно уже пора воскликнуть: «О, Ислам! О, Ислам!». Интересно, много ли сердец откликнется на этот призыв?
Брат мусульманин.