Она была по-настоящему прекрасна на пике славы. Маргаритой Тереховой восхищались зрители, актёры, режиссёры и критики, и все они, за исключение, может быть, только зрителей, говорили о сложном характере актрисы. Не так давно она отпраздновала свой 81-й день рождения, но из-за болезни вряд ли радовалась этому празднику. Мы же предлагаем вспомнить ту самую «нежную фурию», которая была талантлива, амбициозна и нетерпима настолько, что могла наброситься на оппонента с кулаками.
И еще несколько фактов из жизни актрисы
Нежная фурия
Маргарита Терехова. / Фото: www.postila.ru
Это сегодня Маргарита Терехова из-за тяжёлой болезни не снимается в кино, а было время, когда она блистала и на театральной сцене, и на экране. Она родилась 25 августа 1942 года в Туринске Свердловской области, но после расставания родителей оказалась вместе с матерью в Ташкенте, где росла и училась. Она окончила школу с золотой медалью, но далеко не сразу нашла своё призвание, поэтому поступила на физико-математический факультет Ташкентского университета, где проучилась два года. А затем бросила всё и отправилась в Москву, чтобы стать актрисой. Её с радостью приняли в студию Юрия Завадского при театре имени Моссовета, в труппе которого она оказалась в 1964 году сразу после выпуска.
Маргарита Терехова. / Фото: www.novyefoto.ru
На сцене этого театра она создала немало ярких образов, играла Клеопатру и Софью Мармеладову, Елизавету в «Царской охоте» и Вержини Вальтер в «Милом друге», Адель в «Поединке века», Инес Монтер в постановке «Передышка в Арко Ирис» и много других ролей. Её называли неповторимой актрисой, на спектаклях с её участием почти всегда был аншлаг. Не менее успешной была актриса и в кино, где начала сниматься в 1962 году. Уже во втором своём фильме «Бегущая по волнам» Маргарита Терехова сыграла главную роль.
Маргарита Терехова и Андрей Тарковский. / Фото: www.twitter.com
Все, с кем довелось работать актрисе, отмечали не только её талант, но ещё и сложный характер. Её называли «нежной фурией» и поражались способности Тереховой всё пропускать через сердце, даже самую простую, казалось бы, роль. Говорили, будто этому научил актрису Андрей Тарковский, первый заметивший способность Маргариты Тереховой быть одновременно обаятельной и отталкивающей. По словам коллег, довольно близко знакомых с актрисой, работа с Тарковским полностью изменила Терехову, она стала более глубоким человеком, начала читать философские труды, вникать в самую суть каждой своей роли и перерабатывать её под себя.
Маргарита Терехова в фильме «Собака на сене». / Фото: www.twitter.com
Ян Фрид, приступая к съёмкам «Собаки на сене», предполагал, что роль Дианы будет «как брызги шампанского» - лёгкой и искрящейся. Но это было бы правдой в том случае, если бы Диану играла не Маргарита Терехова, у которой было собственное видение. Она вовсе не была на площадке пластилином, из которого режиссёр мог бы слепить образ своей героини. Актриса собиралась создать свою Диану, и Ян Фридман ей в этом откровенно мешал. Их противостояние началось едва ли не с того момента, как режиссёр утвердил актрису на роль.
На площадке она требовала, чтобы Фридман «не стоял у неё над душой», и на самом деле отказывалась приступать к работе до тех пор, пока он не выходил из павильона. В союзниках у актрисы оказался Михаил Боярский, в то время ещё неопытный актёр, попавший под обаяние Маргариты Тереховой. Как вспоминал сам исполнитель роли Теодоро, он оказался полностью в подчинении актрисы, был на площадке настоящим подкаблучником. К тому же Терехова сама отстояла кандидатуру Боярского, когда Фридман после нескольких репетиций остался недоволен скованностью артиста и собирался заменить его на кого-то более раскрепощённого. Благодарность Боярского была безгранична.
Маргарита Терехова и Михаил Боярский в фильме «Собака на сене». / Фото: www.vk.com
Съёмки велись в Крыму, и Маргарита Терехова всегда находилась в центре внимания многочисленных зевак, толпившихся возле места съёмок. Режиссёр, словно специально распаляя Терехову, постоянно спорил с ней и рассказывал, как надо играть. Если он ещё и показывал, что ей делать в кадре, то актриса всерьёз злилась и говорила Фридману: если она сыграет так, как он показывает, её больше никто и никогда не пригласит сниматься. Конфликт с режиссёром находился в самой горячей стадии, когда необходимо было приступать к съёмкам сцены объяснения между Дианой и Теодоро.
Маргарита Терехова и Михаил Боярский в фильме «Собака на сене». / Фото: www.oxvo.ru
Маргарита Терехова, не успевшая остыть после очередного объяснения с Фридманом, будучи на пике эмоций, ворвалась в кадр, как настоящая фурия. И отхлестала по щекам она коллегу вовсе не легонько, а в полную силу, да так, что у того слёзы из глаз брызнули, а из носа потекла самая настоящая кровь. К тому же кольца актрисы послужили своеобразным кастетом, а Боярский познал на себе всю силу разъярённой Тереховой. Актёр этого не ожидал, потому и растерянность его в кадре была естественной. Тем временем режиссёр, поняв, что он может полностью доверять актрисе, перестал выдвигать ей условия и показывать на пальцах, какой должна быть Диана. И тут же на площадке воцарились мир и тишина. Маргарита Терехова играла так, как видела сама, возможно, именно поэтому фильм и полюбился так зрителям, зацепил их за душу и стал хитом.
Маргарита Терехова в фильме «Зеркало» Андрея Тарковского. / Фото: www.mykaleidoscope.ru
Основательно досталось от актрисы и другому её коллеге – Владимиру Стеклову, правда, уже на театральной сцене. Впрочем, он тоже в долгу не остался. В спектакле «Милый друг» Маргарита Терехова играла Виржини Вальтер, а Владимир Стеклов – её мужа Вальтера. Режиссёр Андрей Житинкин специально пригласил его в одну из постановок, и согласился актёр крайне неохотно, потому что был наслышан о неистовстве Тереховой. Но того, что произошло прямо на сцене перед зрителями, не ожидал никто.
Владимир Стеклов. / Фото: www.fotoxcom.ru
До этого между актёрами уже случались конфликты, в первую очередь из-за того, что Стеклов терпеть не мог любые отступления от отрепетированной сцены, а Терехова постоянно импровизировала, причём делала это блестяще. И вот уже во время представления появляются на сцене Виржини Вальтер и её супруг, на них надеты ночные рубашки, в руках держат подсвечники с зажжёнными свечами. И вдруг актриса, казалось бы на ровном месте, изо всей силы бьёт Владимира Стеклова по голове. Актёр не растерялся и тут же дал ей сдачи. Началась самая настоящая драка, Терехова лупила актёра по плечам и спине.
Маргарита Терехова в фильме «Д’Артаньян и три мушкетёра». / Фото: www.vk.com
Зрители, приняв драку на сцене за режиссёрскую задумку, аплодировали актёрам, а Андрей Житинкин, стоя за кулисами, думал о том, что у актрисы, видимо, случился нервный срыв, и не зря знающие люди говорили ему не брать Терехову в спектакль, уж слишком она может быть эмоциональной и непредсказуемой. И только потом режиссёр увидел причину случившегося. Когда Стеклов повернулся к нему в очередной раз, стало видно, что кисточка его колпака, видимо, попавший в пламя свечи, горит. Сам актёр этого не видел, зато Терехова вовремя заметила опасность и, не выходя из образа, пыталась сбить пламя.
Маргарита Терехова. / Фото: www.pinterest.com
За кулисы Стеклов влетел разъярённый донельзя, он ругался матом и обещал убить актрису. Ровно до тех пор, пока режиссёр не повернул его к зеркалу, и Стеклов сам не увидел обгоревший колпак, который Тереховой всё же удалось погасить. Когда актриса появилась за кулисами, коллега на коленях просил у неё прощения. У Маргариты Тереховой всегда был сложный характер, но режиссёры ей прощали всё за её талант и умение работать каждый раз на пике своих возможностей. Она была неистовой и ненасытной в работе, всегда хотела сделать больше и лучше.
В актерскую профессию Маргариту Терехову привел счастливый случай. После того, как она бросила физмат Ташкентского университета и приехала поступать в театральный институт в Москву, там уже закончился набор абитуриентов. Во ВГИК ее не приняли, но в школе-студии при театре Моссовета ей посчастливилось встретиться с Юрием Завадским, который поверил в актерский талант молодой провинциалки и взял в свою студию.
Маргарита Терехова в фильме *Монолог*, 1972 | Фото: kino-teatr.ru
В 1964 г. Терехову приняли на работу в театр Моссовета, на сцену которого она выходила на протяжении 20 лет. Ю. Завадский называл ее «черным ящичком с секретами, от которого не знаешь, чего ждать в следующую минуту». С 1965 г. она начала сниматься в кино, и первая же роль в фильме «Здравствуй, это я!» была успешной. Она снималась у разных режиссеров, но ее до сих пор называют актрисой Тарковского, хотя она сыграла лишь в одном его фильме – «Зеркало» (правда, сразу две роли) и в спектакле «Гамлет».
Маргарита Терехова в фильме *Зеркало*, 1974 | Фото: kino-teatr.ru
Одна из самых загадочных актрис советского кино | Фото: kino-teatr.ru
Терехова называла встречу с Андреем Тарковским одним из главных событий в ее жизни. С этим режиссером ее связывали особые отношения: она преклонялась перед его талантом и признавалась, что была в него «влюблена в каком-то таком безумном порыве... Но именно влюбиться – это на площадке даже невозможно, все равно под этим подразумевалось: чем лучше сыграешь, тем больше ему будешь нужна». Сам Тарковский называл ее «обыкновенной гениальной актрисой», а позже сказал: «Хорошо, что я влюбился в Риту в конце съемок, иначе картины бы не было». Однако за пределы съемочной площадки эти отношения не вышли. Терехова объясняла: «Он был для нас учителем, полубогом. И к тому же он был несвободен».
Маргарита Терехова в фильме *Собака на сене*, 1977 | Фото: kino-teatr.ru
Кадр из фильма *Собака на сене*, 1977 | Фото: kino-teatr.ru
В конце 1970-х гг. к Маргарите Тереховой пришла всесоюзная популярность – после того, как на экраны вышли фильмы «Собака на сене», «Благочестивая Марта» и «Д`Артаньян и три мушкетера». Их творческий тандем с Михаилом Боярским был настолько удачным, что телезрители тут же приписали им роман, хотя их связывали исключительно партнерские отношения.
Маргарита Терехова в фильме *Д`Артаньян и три мушкетера*, 1978 | Фото: kino-teatr.ru
Кадр из фильма *Д`Артаньян и три мушкетера*, 1978 | Фото: kino-teatr.ru
Вместе с Игорем Тальковым Маргарита Терехова организовала коллектив «Балаганчик» и с 1983 по 1986 гг. гастролировала с ним по всей стране. В перестроечное время актриса редко появлялась на экранах, сосредоточившись на театральных работах. По словам театрального режиссера А. Житинкина, Тарковский «по-хорошему закодировал» Терехову, после чего она уже не могла сниматься «в чем попало», а в эпоху сериалов и вовсе исчезла с экранов.
Маргарита Терехова | Фото: liveinternet.ru
Маргарита Терехова в фильме *Благочестивая Марта*, 1980 | Фото: kino-teatr.ru
В 2005 г. состоялся творческий дебют Тереховой как режиссера: она поставила чеховскую «Чайку», где сыграла сама вместе со своими детьми – Анной и Александром. Эта постановка стала для нее первой и последней. После этого она перестала играть в кино, а вскоре – и выходить на сцену театра.
Народная артистка Российской Федерации Маргарита Терехова | Фото: liveinternet.ru и kino-teatr.ru
Актриса и раньше неохотно шла на контакт с журналистами, а в последние годы и вовсе перестала давать интервью и ведет затворнический образ жизни. Несколько раз журналистам удалось застать ее врасплох на улице и задать несколько вопросов. Ее странное поведение и бессвязные ответы заставили их сделать поспешные выводы: по-видимому, актриса страдает от алкогольной зависимости.
Маргарита Терехова с дочерью Анной | Фото: 24smi.org
Маргарита Терехова | Фото: syl.ru
Однако оказалось, что на самом деле Терехова больна: в силу возраста ее одолевают склероз и болезнь Альцгеймера. Именно по этой причине талантливейшая актриса театра и кино больше не появляется на сцене и на экранах. Но фильмы с ее участием не теряют своей популярности и любви зрителей.
Материал подготовлен на основе информации, предоставленной кандидатом филологических наук, исследователем творчества М.Тереховой и А.Тарковского, биографом актрисы Юлией Анохиной.
