• Авторизация


Становление всезнайства 05-01-2011 23:30 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 

    Если считать Мудрость умением отвечать на все вопросы, которые только могут быть заданы на предмет человеческого существования, то Философия – это умение их ставить; Философ – это человек, который неминуемо кончает тем, что ставит вопрос, на который уже не может ответить (и на который он отвечает, желая найти ответ во что бы то ни стало, лишь перестав быть Философом, но не сделавшись благодаря тому Мудрецом, т.е. либо говорит что-то противное тому, что он сказал ранее, либо апеллирует к «бессознательному», не-постижимому и невыразимому).

Александр Кожев.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (10):
tatiana_smotrova 05-01-2011-23:52 удалить
Да, некоторым вопросам и проблема вполне достаточно быть поставленными. В пределах не то что философии, а, может быть, и человеческого опыта на них ответа нет. Важно просто чтобы мы стояли рядом с ними. Или держали их во внимании. Это глубокоуважаемый мною Бибихин так во всех своих книжках писал.
word-man 06-01-2011-00:22 удалить
Исходное сообщение tatiana_smotrova Да, некоторым вопросам и проблема вполне достаточно быть поставленными. В пределах не то что философии, а, может быть, и человеческого опыта на них ответа нет. Важно просто чтобы мы стояли рядом с ними. Или держали их во внимании. Это глубокоуважаемый мною Бибихин так во всех своих книжках писал.
Ну вообще-то об этом ещё Платон писал. Именно его уверенность в том, что Мудрости не достичь в течении одной жизни, и комментирует в цитируемом куске Кожев.
А_Гусев 06-01-2011-13:37 удалить
Мудрость, по-моему, состоит не в том, чтобы отвечать на все вопросы, а в том, чтобы осознать невозможность этого.
word-man 06-01-2011-14:31 удалить
Исходное сообщение А_Гусев Мудрость, по-моему, состоит не в том, чтобы отвечать на все вопросы, а в том, чтобы осознать невозможность этого.
А мне кажется для этого-то как раз и не надо быть семи пядей во лбу. А вот ответить на вопрос - "откуда в хлебе дырочки берутся и кто под землей морковку в морковный цвет красит?" - вот это, ящитаю, да.
tatiana_smotrova 07-01-2011-11:56 удалить
Исходное сообщение word-man Исходное сообщение tatiana_smotrova Ну вообще-то об этом ещё Платон писал. Именно его уверенность в том, что Мудрости не достичь в течении одной жизни, и комментирует в цитируемом куске Кожев.
У Платона есть вообще всё, поскольку с него началась философия. И после него мало новых тем в неё вошло. И тогда были учителя которые назывались "мудрецами", связанными с мистическими учениями. Платон мыслил философию отчасти и как подготовительную ступеньку к этой мудрости. А у Кожева, по крайней мере в данном отрывке, как-о всё более утилитарно и принижено.
word-man 07-01-2011-17:42 удалить
tatiana_smotrova, ну ты прям Екллезиаст. Ничего нового под солнцем, все дела :) Видишь ли, Кожев разбирает у Гегеля три (и только три) возможности осуществления Мудрости, как всезнайства и полного удовлетворения. Первое: Мудрость в мистическом молчании. В сущности это не мудрость (как всезнайство) , а... ну тупизм короче. Нет речи - нет самосознания, нет и знания. Второе: Мудрость, как богословие. Такой Мудрец получает всезнание из внешнего ему Источника в акте мистического Откровения. Но тут нет самосознания, то бишь дефицит "бытия-для себя". Вот это и есть Платон (во всяком случае, в пределе). Третье: Гегель собственной персоной. Абсолютный мудрец, всезнайка, имеющий полное знание о мире (Энциклопедия) и о себе (самосознание, бытие-для себя, "Феноменология духа"), и полное удовлетворение собой в Признании других (как член гомогенного Государства равнопризнанных Граждан). Причём всего этого он добивается собственными усилиями. Всё.
tatiana_smotrova 07-01-2011-17:56 удалить
Я не Екклезиаст. Это привычка историка - всегда ссылаться на источники. И вообще историческое мышление так и мыслит - что всё уже придумано. Оно как бы всегда неактуально. Я потому и сослалась на Бибихина. На самом деле я и сама так думаю. Для философии и прочей мудрости, важнее, конечно, собственный опыт. Ну с Кожевым как всегда всё понятно. Мне бы надо бы почитать его прежде чем входить в обсуждение. Но чё-то мне от него как-то душно и муторно. Такое многоступенчато закавыченное мировоззрение: Что сказал Вордмэн по поводу того что сказал Кожев по поводу того что сказал Гегель.
word-man 07-01-2011-18:31 удалить
Исходное сообщение tatiana_smotrova Я не Екклезиаст. Это привычка историка - всегда ссылаться на источники. И вообще историческое мышление так и мыслит - что всё уже придумано. Оно как бы всегда неактуально. Я потому и сослалась на Бибихина. На самом деле я и сама так думаю. Для философии и прочей мудрости, важнее, конечно, собственный опыт. Ну с Кожевым как всегда всё понятно. Мне бы надо бы почитать его прежде чем входить в обсуждение. Но чё-то мне от него как-то душно и муторно. Такое многоступенчато закавыченное мировоззрение: Что сказал Вордмэн по поводу того что сказал Кожев по поводу того что сказал Гегель.
Тебе, как "историку", будет интересна ещё одна мысел Гегеля-Кожева: любой осмысленный дискурс (подчёркиваю - любой) возможен лишь как ВОСПОМИНАНИЕ о прошлом, то есть в виде истории (науки гиштории). Касательно многоступенчатости. Кожев так и позиционировал себя - всего лишь как рецитатора Гегеля. То есть концепция смерти Автора, выражена им буквально в поступке самоустранения. Поскольку Гегель завершил философию в Абсолютной самозамкнутой мудрости. Всё, Конец истории. Наполеон Бонапарт установил Вампир Друзей, и сказать что-то новое с тех пор невозможно, можно лишь растолковывать-перетолковывать сказанное первым и последним мудрецом Вампира Друзей - Гегелем. А Фуко (ученик Ипполита, который посещал лекции Кожева) и прочие постмодернисты (они же ведь "пост-", то бишь насельники уже мёртвого мира) лишь повторяют, по десятому кругу, на новые лады, сказанное Гегелем в его циклическом дискурсе. Касаемо меня. Чтобы понять как выбраться из Лабиринта, надо чётко осознать что мы в Лабиринте. И весь ужас ситуации в том, что мы и есть Минотавр. А Лабиринт - наш родной дом. Превращённая форма. Мы оборотни. Вот ведь какая штука-то выходит, Татьяна. С Рождеством Христовым тебя!
tatiana_smotrova 07-01-2011-20:02 удалить
Ответ на комментарий word-man # Фактически, история это никогда не воспоминание о прошлом. Личные воспоминания - это мемуары. К ним относятся историки как к источнику очень необъективному. Настоящий историк работает с документами - для этого надо по меньшей мере знать язык эпохи. Например, сколько у нас всяких лжеинтерпретаций по поводу нашей истории 16 века. Читать рукописные тексты того времени - тяжкий труд. Мало кто этим занимается. В архивах масса нечитаных документов. Гигантское количество документов уничтожено в эпоху Петра. Да и вообще всегда документы предыдущих эпох безжалостно уничтожаются последующими. Объективная история почти невозможна. Я поэтому не стала ею заниматься. На самом деле всё что пишут историки по большей части - беллетристика. Да и, в конечном счёте, актуальные намерения человека важнее любых исторических оснований. А по поводу Кожевского Гегеля - вырисовывается какой-то мрачный железобетонный мир. А не помню кто в своих, кстати, воспоминаниях, писал, что Гегель читал лекции очень пространно, не вполне уверенным тоном и всё время подыскивал слова и смотрел куда-то в пол будто надеясь их там увидеть.
word-man 07-01-2011-20:58 удалить
tatiana_smotrova, читанные-нечитанные, какая разница. Я тебе про Фому, ты мне про Ярёму. Любое связное говорение есть история - говорение о прошлом. Да, с Гегелем невесело. Зато честно. И куда он там смотрел, и как выглядел - дело десятое.


Комментарии (10): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Становление всезнайства | word-man - Симурголёт Летатлин | Лента друзей word-man / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»