Всё-таки, братья Стругацкие - великие писатели. Проницательные, глубокие, чувствительные. Я давно собираюсь написать об их творчестве цикл постов с подробным анализом, но всё руки не доходят. Темы образа будущего, возможности диалога, проблемы ограниченности человеческого воображения, и вообще конечности человека, тема мещанства раскрыты ими с убедительной законченностью. И одна из ключевых тем Стругацких - тема Конца истории. Именно постановкой этой проблемы заканчиваются оба знаменитых их коммунистических цикла: т.н. "жилинский цикл" - повестью "Хищные вещи века"; и т.н. "цикл Мира Полудня" - повестью "Волны гасят ветер". Тем самым становится понятным, что проблема Конца истории - общечеловеческая, и неважно какое общество с ней столкнётся - коммунистическое или капиталистическое. Не знаю, знакомы ли были Стругацкие с философией Гегеля, или, тем более, Александра Кожева, но основная проблема историцизма описана этими фантастами с удивительной художественной достоверностью и философской глубиной.
Но есть и ещё одна важнейшая тема этих писателей - тема неизбежности общественного прогресса. Через потоки крови, через грязь, через невежество, через угнетение человечество медленно, но верно движется в светлое Будущее. И это движение неостановимо. Привожу отрывок из знаменитой повести "Трудно быть богом", в котором движущие колёса прогресса описаны чётко и ясно:
______________________________________________
[Оставшись один, Румата придвинул кресло к окну, сел поудобнее и стал смотреть на город. Дом принца стоял на холме, и днем город просматривался отсюда до самого моря. Но сейчас все тонуло во мраке, только виднелись разбросанные кучки огней – где на перекрестках стояли и ждали сигнала штурмовики с факелами. Город спал или притворялся спящим. Интересно, чувствовали ли жители, что сегодня ночью на них надвигается что-то ужасное? Или, как благородный дон большого ума, тоже считали, что кто-то готовится к празднованию дня святого Мики? Двести тысяч мужчин и женщин. Двести тысяч кузнецов, оружейников, мясников, галантерейщиков, ювелиров, домашних хозяек, проституток, монахов, менял, солдат, бродяг, уцелевших книгочеев ворочались сейчас в душных, провонявших клопами постелях: спали, любились, пересчитывали в уме барыши, плакали, скрипели зубами от злости или от обиды... Двести тысяч человек! Было в них что-то общее для пришельца с Земли. Наверное, то, что все они почти без исключений были еще не людьми в современном смысле слова, а заготовками, болванками, из которых только кровавые века истории выточат когда-нибудь настоящего гордого и свободного человека. Они были пассивны, жадны и невероятно, фантастически эгоистичны. Психологически почти все они были рабами – рабами веры, рабами себе подобных, рабами страстишек, рабами корыстолюбия. И если волею судеб кто-нибудь из них рождался или становился господином, он не знал, что делать со своей свободой. Он снова торопился стать рабом – рабом богатства, рабом противоестественных излишеств, рабом распутных друзей, рабом своих рабов. Огромное большинство из них ни в чем не было виновато. Они были слишком пассивны и слишком невежественны. Рабство их зиждилось на пассивности и невежестве, а пассивность и невежество вновь и вновь порождали рабство. Если бы они все были одинаковы, руки опустились бы и не на что было бы надеяться. Но все-таки они были людьми, носителями искры разума. И постоянно, то тут, то там вспыхивали и разгорались в их толще огоньки неимоверно далекого и неизбежного будущего. Вспыхивали, несмотря ни на что. Несмотря на всю их кажущуюся никчемность. Несмотря на гнет. Несмотря на то, что их затаптывали сапогами. Несмотря на то, что они были не нужны никому на свете и все на свете были против них. Несмотря на то, что в самом лучшем случае они могли рассчитывать на презрительную недоуменную жалость...
Они не знали, что будущее за них, что будущее без них невозможно. Они не знали, что в этом мире страшных призраков прошлого они являются единственной реальностью будущего, что они – фермент, витамин в организме общества. Уничтожьте этот витамин, и общество загниет, начнется социальная цинга, ослабеют мышцы, глаза потеряют зоркость, вывалятся зубы. Никакое государство не может развиваться без науки – его уничтожат соседи. Без искусств и общей культуры государство теряет способность к самокритике, принимается поощрять ошибочные тенденции, начинает ежесекундно порождать лицемеров и подонков, развивает в гражданах потребительство и самонадеянность и в конце концов опять-таки становится жертвой более благоразумных соседей. Можно сколько угодно преследовать книгочеев, запрещать науки, уничтожать искусства, но рано или поздно приходится спохватываться и со скрежетом зубовным, но открывать дорогу всему, что так ненавистно властолюбивым тупицам и невеждам. И как бы ни презирали знание эти серые люди, стоящие у власти, они ничего не могут сделать против исторической объективности, они могут только притормозить, но не остановить. Презирая и боясь знания, они все-таки неизбежно приходят к поощрению его для того, чтобы удержаться. Рано или поздно им приходится разрешать университеты, научные общества, создавать исследовательские центры, обсерватории, лаборатории, создавать кадры людей мысли и знания, людей, им уже неподконтрольных, людей с совершенно иной психологией, с совершенно иными потребностями, а эти люди не могут существовать и тем более функционировать в прежней атмосфере низкого корыстолюбия, кухонных интересов, тупого самодовольства и сугубо плотских потребностей. Им нужна новая атмосфера – атмосфера всеобщего и всеобъемлющего познания, пронизанная творческим напряжением, им нужны писатели, художники, композиторы, и серые люди, стоящие у власти, вынуждены идти и на эту уступку. Тот, кто упрямится, будет сметен более хитрыми соперниками в борьбе за власть, но тот, кто делает эту уступку, неизбежно и парадоксально, против своей воли роет тем самым себе могилу. Ибо смертелен для невежественных эгоистов и фанатиков рост культуры народа во всем диапазоне – от естественнонаучных исследований до способности восхищаться большой музыкой... А затем приходит эпоха гигантских социальных потрясений, сопровождающихся невиданным ранее развитием науки и связанным с этим широчайшим процессом интеллектуализации общества, эпоха, когда серость дает последние бои, по жестокости возвращающие человечество к средневековью, в этих боях терпит поражение и исчезает как реальная сила навсегда. ]
Исходное сообщение Ника1313 И когда серость исчезает, к власти приходят черные...Чиво-чиво? Это ты откудава взяла? У Стругацких такого нет.
Исходное сообщение Ника1313 Как это нет? Перечитай: Теперь они оба стояли. Рэба был страшен. Он посинел, губы его судорожно дергались, он что-то бормотал, брызгая слюной. - Мальчишка! - прошипел он. - Я никого не боюсь! Это я могу раздавить тебя, как пиявку! Он вдруг повернулся и рванул гобелен, висевший за его спиной. Открылось широкое окно. - Смотри! Румата подошел к окну. Оно выходило на площадь перед дворцом. Уже занималась заря. В серое небо поднимались дымы пожаров. На площади валялись трупы. А в центре ее чернел ровный неподвижный квадрат. Румата вгляделся. Это были всадники, стоящие в неправдоподобно точном строю, в длинных черных плащах, в черных клобуках, скрывающих глаза, с черными треугольными щитами на левой руке и с длинными пиками в правой. - Пр-рошу! - сказал дон Рэба лязгающим голосом. Он весь трясся. - Смиренные дети господа нашего, конница Святого Ордена. Высадились сегодня ночью в Арканарском порту для подавления варварского бунта ночных оборванцев Ваги Колеса вкупе с возомнившими о себе лавочниками! Бунт подавлен. Святой Орден владеет городом и страной, отныне Арканарской областью Ордена... Румата невольно почесал в затылке. Вот это да, подумал он. Так вот для кого мостили дорогу несчастные лавочники. Вот это провокация! Дон Рэба торжествующе скалил зубы. - Мы еще не знакомы, - тем же лязгающим голосом продолжал он. - Позвольте представиться: наместник Святого Ордена в Арканарской области, епископ и боевой магистр раб божий Рэба! А ведь можно было догадаться, думал Румата. Там, где торжествует серость к власти всегда приходят черные. Эх, историки, хвостом вас по голове...А теперь сравни с тем, что ты написала в своём предыдущем комменте: [И когда серость исчезает, к власти приходят черные...] Смысл твоей "цитаты" противоположен тому что написано у Стругацких.
Исходное сообщение Ника1313 word-man , Не придирайся. Я комментировала пост сразу, не перечитывая книгу, но помня о факте прихода к власти черных на плечах серости. И в первом комменте фразу о черных привязывала к: "серость дает последние бои, по жестокости возвращающие человечество к средневековью, в этих боях терпит поражение и исчезает как реальная сила навсегда."Так в том-то и дело, что из приведённой мною в посте цитаты следует, что серость исчезает вместе с чёрными и прочей реакционной серобуромалиновостью. В "Трудно быть богом" прямо говорится, что даже Святой Орден будет вынужден в будущем, так или иначе, разрешить свободные науку и искусство. Потому что такова неумолимая логика истории.
Исходное сообщение Latinist Не нужно. Я читал их полностью, очень много думал о них и за каждое своё слово отвечаю.Ну не нужно, так не нужно. Я тоже читал Стругацких полностью (за исключением "Улитки на склоне" и "Отель "У погибшего альпиниста""). И много думал об их творчестве. Но поскольку я уважаю свободу слова, принятую в Интернете, то пусть каждый останется при своём.
Исходное сообщение word-man ...из приведённой мною в посте цитаты следует, что серость исчезает вместе с чёрными и прочей реакционной серобуромалиновостью.М-м-м-м... а мне казалось - реакционеры были есть и будут всегда, как же без них-то... Или нет?
Исходное сообщение Ника1313 Исходное сообщение word-man ...из приведённой мною в посте цитаты следует, что серость исчезает вместе с чёрными и прочей реакционной серобуромалиновостью. М-м-м-м... а мне казалось - реакционеры были есть и будут всегда, как же без них-то... Или нет?Как же без них, говоришь? Без них хорошо :) Видишь ли в чём дело - насчёт "вечности" реакционеров, их якобы вечной будущности, - тебе именно казалось. Другими словами, это проблема воображения и ничего более. Просто освободи воображение.
Исходное сообщение мастеровой а мне очень нравятся Отягощённые злом и Град обречечённыйОни тоже хороши, согласен.
Исходное сообщение tatiana_smotrova А мне что-то текст Стругацких показался по марксистски-ленински одномерным. Скушным.Этот текст и есть одномерный, только уж не скучный. Своей одномерностью он и хорош.