• Авторизация


Андреа Палладио (1508-19,8.1580) 02-11-2014 13:51 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[438x591]Палладио, Андреа

Андреа Палладио (итал. Andrea Palladio; 30 нояб. 1508 - 19 августа 1580,

наст. имя - Андреа ди Пьетро) - великий итальянский архитектор позднего Возрождения.

Основоположник палладианства и классицизма.

Появился на свет в Падуе, бывшей в то время частью Венецианской республики,

в семье мельника Пьетро "делла Гондола". В 1524 г. переселился в Виченцу,

где начал трудиться в скульптурной и камнерезной мастерской Бартоломео Кавацца из

Соссано, печально известной скверными условиями работы. Дважды пытался оттуда

убежать - II-ая попытка, в 1524 г., была удачной, и Палладио перебрался в  ВИЧЕНЦУ же на работу в мастерскую Сан-Бьяджо в квартале Педемуро. Её хозяева, Джованни ди Джакомо из Порлеццы и Джироламо Питтони из Луминьяно, были знаменитыми в Виченце скульпторами. Андреа делал работу, зачастую поручаемую подмастерьям: капители, рельефы, фризы.

В 1534 (ему было 26 лет) его супругой стала Аллеградонна, дочь плотника Маркантонио.

У них родилось 5 деток: сыновья Леонида, Маркантонио, Орацио и Силла и дочь Зенобия.

В Виченце будущий мастер сблизился с гуманистом Дж. Дж. Триссино, под руководством которого

начал исследовать архитектуру и заполучил гуманистическое образование. Триссино убедил его

сменить имя на псевдоним Палладио (от греч. палладион - так называлась статуя богини

Афины Паллады, которая, по афинскому преданию, свалилась с неба и защищала город от врагов;

именем Палладио сам Триссино впоследствии назвал небесного посланника в одной из собственных эпических поэм).

По совету Триссино он осуществил   свое I-е путешествие в Рим, а по его возвращении гуманист стал его первым заказчиком.

При покровительстве Триссино мастер познакомился со многими выдающимися памятниками римской ренессансной и античной архитектуры в ходе поездок в Верону (1538-1540),

Венецию (1538-1539), Рим (1541-1548; 1550-1554) и иные города. Опыт и творческие принципы

Палладио сложились как под влиянием внимательного изучения Витрувия, так и изучения

архитектуры и трактатов архитекторов XV в. и его современников (Леон Батиста Альберти,

Джулио Романо, Дж. М. Фальконетто, Себастьяно Серлио, Микеле Санмикели).

С 1558 г. архитектор работал в Венеции, где возвел несколько церквей, городских палаццо, социальных построек, по заказам венецианской знати строил виллы в окрестностях Венеции и Виченцы. В 1570 г. заполучил титул "виднейшего гражданина Венеции" ("прото делла Серениссима").

Творчество

Базилика Палладио в Виченце В 1545 г. Палладио выиграл конкурс на право перестройки городской ратуши XIII в. Палаццо делла Раджоне (сегодня - Базилика Палладио; 1546-1549) в Виченце. В этой постройке формируется 1 из главных особенностей творческого способа Палладио - он делает новую систему пропорций ордеров, используя ордер не как простую декорацию фасада, а как главный организующий принцип устройства, из-за чего она становится ясной, кажется просто и понятно организованной, гармоничной.

Дворцовые постройки Тщательно изучая "10 книжек об архитектуре" Витрувия и развив его идею здания с атриумом и перистилем, зодчий сделал новый тип городского дворца - палаццо. Ранние палаццо в Виченце (палаццо Тьене, 1550-1551; Изеппо да Порто, 1552; Вальмарано, 1566) ещё близки флорентийским палаццо XV в. В палаццо Кьерикати, начатом в 1550 г, соединены черты небольшого дворца и общественного здания, фрагменты лоджии и палаццо. 2 яруса крупных дорических колонн в I этаже и ионических во II-м окружают в виде галерей анфилады залов с центральным крупным залом во II-м этаже, выходящем стеной на фасад. Благодаря глубоким лоджиям в I и II-м этажах стена фасада приобретает объемность и рациональную тектонику.

В оформлении фасадов нескольких вилл и городских зданий Палладио часто применял огромной ордер (палаццо Кьерикати в Виченце, 1550). Крупные колонны возвышаются на стилобатах (каменных плитах) - рядовых, как в палаццо Вальмарана (начато в 1566) и в незаконченной Лоджии дель Капитаньо (1571), или весьма высоких, полностью поглощающих I этаж, как в палаццо Тьене (1556).

Виллы в окрестностях Венеции Самая важная часть наследия Палладио - многочисленные спроектированные им виллы в окрестностях Венеции и Виченцы. Виллы были приспособлены для ведения сельского хозяйства и отвечали требованиям аристократии области Венето, вкладывавшей капиталы в земельные угодья. Композиция любого ансамбля строго симметрична - от парадного сада и подъездов ч/з главный портик или аркаду, предшествующую парадным залам, к лоджии или портику противоположной стороны здания, выходящей во II сад. Колонный портик с фронтоном в духе римской архитектуры придавал жилищу человека "храмовидный" характер, этим возвышая и личность владельца, и словно сам круг его жизни. В виллах Палладио в особенности замечательно проявилось его умение искусно сочетать архитектуру и природу, превращая пейзажное окружение в естественную среду обитания человека (для венецианцев это было в особенности значимым, так как сама Венеция лишена зелени).

Шедевром Палладио является вилла Альмерико-Вальмарана ("Ла Ротонда" (или "Капра") в Виченце (1551-1567, достроена Винченцо Скамоцци) - I-я светская постройка эпохи Возрождения, увенчанная куполом. Сооружение выстроено в пропорциях золотого сечения по типу бельведера с круглым залом, увенчанным куполом, со световым фонарем и расположенными кругом него по сторонам фасадов легкими ионическими 6-колонными портиками с лестницами.

Палладио остроумно и тактично обходится с мотивами древнеримской архитектуры, изученной им в Риме и по трактату Витрувия, обыгрывая сочетания колонн разной высоты и различных ордеров, часто объединяя этажи дома массивными колонными ("огромной ордер"), накладывая портики и арки на простые геометрические архитектурные объемы и этим подчеркивая чистоту форм и гармонию их соотношений. Кроме своих исследовательских работ в Риме, Палладио проводил обмеры древних памятников в Вероне, Сплите, Ниме.

Церкви В Венеции Палладио по заказам Церкви выполнил несколько проектов и построил ряд церквей (Сан-Пьетро ин Кастелло, 1558; клуатр церкви Санта Мария делла Карита [сейчас Музеи Академии]; фасад церкви Сан-Франческо делла Винья, 1562; Сан-Джорджо Маджоре на одноименном острове, 1565 [завершена В. Скамоцци к 1610]; "Иль Реденторе", то есть [церковь] Спасителя, на острове Джудекка, 1576-1592; Санта-Мария делла Презентационе, или "Ле Цителле"; Санта-Лучия, разобрана в сер. XIX в. при возведении железнодорожной станции). Если виллы Палладио в целом объединяет впечатление гармонии и умиротворенности форм, то в его церквах основное - динамика форм, порой - взволнованная патетика.

Поздние общественные постройки Поздние общественные постройки Палладио некоторыми собственными чертами - тяготением к масштабности форм, триумфальностью - близки архитектуре барокко. Возведение Лоджии дель Капитаньо (1571), расположенной наоборот Базилики в Виченце, совпало с победой венецианцев над турками в битве при Лепанто и посему не просто так собственной композицией она напоминает римскую триумфальную арку (в рельефах боковых фасадов изображены взятые у турок трофеи). Мощные полуколонны коринфского ордера, объединяющие 2 уровня, подчеркивают патетический ритм в общей сложности дома. Подлинным шедевром Палладио является театр Олимпико, сооруженный для открытой им Олимпийской Академии в Виченце (1580-1585, окончен В. Скамоцци). Он представляет собою переосмысленный зодчим вариант античного театрального дома. Малый высокий амфитеатр, вмещающий 1000 человек, с каменными скамьями-ступенями обнесен поверх колоннадой, увенчанной статуями. Сквозь арку и 4 боковых проема, сделанные в заднике сцены, видны иллюзорно расходящиеся улицы города (или сходящиеся в искусственно усиленной перспективе).

«Четыре книги об архитектуре» и палладианство Литературное и архитектурное наследие Палладио ("Римские древности" - своеобразный путеводитель по римским руинам, изученным самим Палладио, 1554; комментарии с рисунками к Витрувию, изданные Даниэле Барбаро, 1556; "4 книжки об архитектуре", 1570; работа по исследованию фасада Сан-Петронио в Болонье, 1574 г, и др.), сделавшее классический язык архитектуры общедоступным и универсальным, сыграло исключительную роль в развитии архитектурных идей барокко и классицизма в XVII и XVIII вв. (Иниго Джонс, Кристофер Рен, лорд Берлингтон, Уильям Кент - в Великобритании, Винченцо Скамоцци - в Италии, Джакомо Кваренги - в РФ, Томас Джефферсон - США, и т. д.). Последователи мастера образовали целое направление в европейской архитектуре, получившее имя палладианства, обращение к которому остается актуальным в архитектуре до реального времени. Вместе с сыновьями Палладио подготовил новый перевод "Записок о Галльской войне" Цезаря (1574).

Источник http://www.archstroi.ru/info/authors/palladioa/

[500x348]

Базилика в Виченце

 

 

 

[699x424]

Вилла Ротонда

 

 

[700x528]

Лоджии дель Капитаньо

 

 

 

[288x400]

Церковь Иль Реденторе в Венеции

 

[700x513]

Сан-Джорджо Маджоре. 1565—1576

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Андреа Палладио (1508-19,8.1580) | Наташа_Ходош - Путешествия в страну "Искусство" | Лента друзей Наташа_Ходош / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»