А. ЖИЗНЕОПИСАНИЕ И ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Антиох Д. Кантемир родился в Константинополе 10 сентября 1709 г. В кон. 1710 г. был перевезен в Молдавию, а после Прутского похода 1711 г.- в Россию.
Получил основательное разностороннее домашнее образование. Его учителями были греч. священник А. Кондоиди и русский словесник И. И. Ильинский. Антиох знал русский, греческий, латинский и итальянский языки, владел также французским, молдавским и турецким, а после того, как стал послом в Лондоне, изучил английский язык.
Образованием сына занимался и отец. Антиох проявлял большие способности к математике, которой занимался и впоследствии, а также к музыке и живописи. Несколько лет обучался в московской Славяно-латинской академии, а после переезда в С.-Петербург - в гимназии при университете, открытом Академией наук. (). (Более детально – ниже).
[() Биографы Антиоха Дмитриевича упоминают о том, что он проходил обучение в Заиконоспасском училище, оговариваясь при этом, что ни дата поступления, ни срок пребывания в нем А. Кантемира неизвестны. Систематическое его обучение в Московской Славяно-греко-латинской академии может быть поставлено под сомнение, однако близкие связи его с академией, ее наставниками и учащимися вполне реальны.
26 октября 1718/19 г. во дворе Заиконоспасского монастыря в присутствии Петра I и его сподвижников, при большом стечении народа, десятилетний Антиох произнёс на греческом языке «Похвальное слово наукам, императору и России». ()
[() Несколько иная версия - в 1718 году, в возрасте десяти лет, Антиох Кантемир публично выступал в названной академии с похвальным словом Димитрию Фессалоникийскому, которое было произнесено им на греческом языке; а в возрасте 18 лет был избран в Академию Наук. - Источник:
Биограф Антиоха Кантемира Р. И. Сементковский также придерживался второй версии:
26 октября 1719 года на дворе знаменитого Заиконоспасского монастыря, – пишет он, - был большой, торжественный съезд; в церкви происходила страшная давка; десятилетний Преображенский солдат, светлейший князь Антиох Дмитриевич Кантемир должен был произнести на греческом языке похвальное слово святому великомученику Дмитрию Фессалийскому в присутствии Петра I - (Сементковский Р.И. А.Д. Кантемир: Его жизнь и литературная деятельность. СПб., 1893 - )].
Здесь уместно сослаться на слова биографа Антиоха Р. И. Сементковского о детских годах Антиоха:
“Отношения между родителями были прекрасные; оба они одинаково заботливо пеклись о воспитании детей, как и о том, чтобы дать им самое лучшее и полное образование”.
(Там же).
По мнению биографа Антиоха, Дмитрий Кантемир, заключая с Петром условие относительно своего вступления в русское подданство, выговорил себе право "послать сыновей своих для наук в знатные города и иные христианские страны".
Кроме того, отмечает Р. И. Сементковский, имеются и другие сведения о заботливости Дмитрия Кантемира о воспитании и образовании своих детей. Из Молдавии экс-господарь Дмитрий привез с собою ученого священника, грека Анастасия Кондоиди, именно в качестве наставника своих детей. Но Петр I, озабоченный привлечением к государственной службе возможно большего числа образованных людей, которых, как известно, было тогда мало в России, “определил ученого греческого священника в духовную коллегию и таким образом лишил детей князя Дмитрия опытного и знающего воспитателя”.
(Там же).
И в этой ситуации Дмитрий Кантемир ищет другого столь же опытного учителя. При этом он даже не страшится гнева Петра I и просит его отпустить к нему на поруки другого греческого священника, Либерия Колети, сосланного навечно в Соловецкий монастырь за причастность к делу царевича Алексея. Просьба его в конце концов была уважена, и таким образом нашелся другой наставник.
Далее биограф Антиоха пишет, что Дмитрий Кантемир имел еще одно “столкновение с Петром из-за своих детей”.
Не довольствуясь зарубежными воспитателями, он пригласил к себе одного из наиболее даровитых студентов Московской академии, которого царь Петр собирался отправить за границу для дальнейшего образования, Ивана Ильинского, имевшего также очень значительное влияние на своего ученика. Экс-господарь решительно воспротивился намерению Петра I, и ему удалось удержать Ильинского при себе.
Таким образом, молодой Кантемир имел наставником своим, кроме отца, всегда присутствовавшего на уроках детей, матери, двух ученых греческих священников, еще и русского преподавателя, на которого в конце концов возложено было главным образом его воспитание и образование.
Об Иване Ильинском известно, что в нем сильна была любовь к литературным занятиям, что он сам много переводил и писал и передал своему даровитому ученику любовь к литературному труду и что он долго жил в доме Дмитрия Кантемира, исполняя между прочим должность домашнего секретаря, и поддерживал с Антиохом самые дружественные отношения вплоть до своей смерти в 1737 году.
О громадном значении, которое придавал Дмитрий Кантемир образованию своих детей, свидетельствует и его духовное завещание, в котором он настойчиво советует им заботиться о своем образовании, мало того, отписывает все свое имущество тому из них, который проявит наибольшие способности к научным занятиям, и в то же время называет своего меньшого сына, будущего сатирика, "в уме и науках от всех лучшим", из чего следует, что он имел в виду именно Антиоха.
Эта аттестация со стороны такого образованного и внимательного отца, каким был Дмитрий Кантемир, служит доказательством, что Антиох уже в раннем детстве проявлял большие способности к научным и литературным занятиям.
Она, по мнению биографа Антиоха, и в другом отношении является пророческой.
Из всех детей Дмитрия Кантемира от первой жены, как мы знаем, пятеро остались в живых: Мария, Матвей, Константин, Сергей (Сербан), Антиох.
Из четырех сыновей только Антиох оказался вполне достойным принять наследство своего замечательного отца, именно отличался наибольшими стремлениями и способностями к образованию.
Уже в зрелом возрасте Антиох Кантемир, кроме перечисленных выше языков прекрасно знал античную, итальянскую, французскую, английскую и испанскую литературу. Его обширные знания поражали современников. Разносторонность Кантемира проявлялась в его интересе не только к гуманитарным наукам, искусству, музыке, но и к естественным циклу наук.
О других сыновьях Дмитрия Кантемира Р. И. Сементковский отзывается весьма нелицеприятно: «Константин… оказался в нравственном отношении человеком несостоятельным; Матвей и Сергей были вполне заурядными людьми и своею разгульною жизнью причиняли много забот Антиоху и Марии. Нельзя не удивиться, как из одной и той же семьи, высокообразованной, нравственной, самым заботливым образом относившейся к делу воспитания, вышли столь различные дети. МЕЖДУ АНТИОХОМ И СЕСТРОЙ МАРИЕЙ, с одной стороны, И ОСТАЛЬНЫМИ БРАТЬЯМИ – с другой, НЕТ ПОЧТИ НИЧЕГО ОБЩЕГО”.
(Там же).
В отличие от них Р. И. Сементковский следующими словами характеризует душевный склад Антиоха и Марии: “КРОТОСТЬ НРАВА, НЕРАСПОЛОЖЕНИЕ К ШУМНОЙ ЖИТЕЙСКОЙ СУТОЛОКЕ, СТРЕМЛЕНИЕ К МИРНОЙ ЖИЗНИ, К УЕДИНЕНИЮ”.
И продолжая описывать характеры Антиоха и Марии, биограф отмечает, что между Антиохом и Марией существовало тайное сродство душ, что их вкусы, склонности, настроение, даже привычки удивительно совпадали: тот же тихий нрав, глубокая религиозность, преданность высшим интересам духа, стремление жить уединенною жизнью, нерасположение к свету, к участию в политической борьбе, крепость семейного начала, домовитость,-- все это в одинаковой степени присуще брату и сестре.
Если Антиох, - пишет Р. И. Сементковский, - “рвался за границу, чтобы усовершенствоваться в науках и мирно предаваться там их изучению на пользу приемного своего отечества, то его сестра не меньше чуждалась придворной жизни, хотя и была назначена фрейлиной Анны Иоанновны, и жила уединенною жизнью в Москве или под Москвой, предаваясь чтению, живописи, музыке, науке и заботясь о мирских делах лишь настолько, насколько эта забота обусловливалась глубоким желанием быть полезною нежно любимому брату и вообще семье”.
(Там же).
Из интересных документов, собранных И. Шимко, мы видим, что все три брата причиняли Антиоху бесконечные хлопоты и беспокойства. Константин лишает семью всего ее состояния, Сергей проигрывает значительные суммы в карты, выдает векселя и отказывается платить по ним, так что его товарищ, полковник Боборыкин, даже грозит убить его за это и совершает на него ночью набег "цугом в карете".(Шимко И. И. Новые данные к биографии кн. А. Д. Кантемира и его ближайших родственников. СПб., 1891).
Размышляя над вопросом, почему из одной и той же семьи вышли столь различные дети, биограф Антиоха приходит в выводу, что у младшего сына Дмитрия Кантемира была богато одаренная натура: душа его воспринимала, жадно поглощала добрые семена, посеянные родителями и наставниками.
Не проходит Р. И. Сементковский мимо критических стрел в адрес Антиоха в связи с его “чужеземном” происхождением, указывая, что
составители учебников по русской словесности того времени, упрекали Антиоха Кантемира в его недостаточном знакомстве с русским народом и даже духом русского языка, забывая при этом, что АНТИОХ УЖЕ В ДЕТСТВЕ “БЛИЗКО ПОЗНАКОМИЛСЯ С ПРИЕМНЫМ СВОИМ ОТЕЧЕСТВОМ”.
Дмитрий Кантемир постоянно находился в разъездах, жил в своих вотчинах, о благоустройстве которых он много заботился, в Москве, в Петербурге, под конец жизни совершил еще путешествие через всю Россию в Персию и ПОСТОЯННО БРАЛ С СОБОЙ СВОЮ СЕМЬЮ, В ТОМ ЧИСЛЕ И СЫНА АНТИОХА.
Биограф Антиоха напоминает критика, что уже двухлетним ребенком Антиох был перевезен из Ясс под Харьков, где он прожил довольно долго в поместье своего отца, затем перевезен был в Москву, а оттуда неоднократно совершал вместе с отцом поездки в курские и орловские поместья, где тот подолгу проживал.
В 1719 году отец, вступив во второй брак, переселился окончательно в Петербург, а из Петербурга тринадцатилетний Антиох совершил вместе с отцом путешествие через всю Россию в Персию, хотя из-за опасной болезни отца добрался только до Астрахани.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, уже в раннем детстве он постоянно был окружен русскою природой, русскими людьми, изъездил Россию вдоль и поперек, его глаз и ухо ловили русские виды, русские звуки. Все впечатления, которые он получил в детстве, были проникнуты русским духом, а впечатления раннего возраста бывают, быть может, самыми сильными в жизни; “с двухлетнего до двадцатилетнего возраста, т.е. в период жизни, когда человек наиболее восприимчив, когда он окончательно формируется физически и духовно, когда воспринимает наиболее сильные впечатления, Антиох постоянно разъезжал по России и близко знакомился со страной и людьми”.
(Сементковский Р.И. А.Д. Кантемир: Его жизнь и литературная деятельность. СПб., 1893 - )
К тому же, как мы уже видели, одним из его учителей был Иван Ильинский, который находился в доме Кантемиров уже тогда, когда будущему сатирику было всего семь лет. Влияние Ильинского на Антиоха, отмечает биограф, было громадным. Об этом свидетельствуют многие факты: несомненно, что от учителя Антиох перенял склонность писать стихи; как Ильинский составил "симфонию" на темы Четвероевангелия, так Антиох уже на четырнадцатом году составил "симфонию" на темы псалмов -- первый печатный труд А. Кантемира. Мало того, из заметок Антиоха в его календаре за 1728 год видно, что он находился в деятельной переписке со своим бывшим наставником, и эта переписка продолжалась в течение всей жизни Ильинского.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, В САМОЙ СЕМЬЕ МАЛЬЧИК С РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОДЧИНЯЛСЯ РУССКОМУ ВЛИЯНИЮ И НАЧАЛ УЖЕ МЫСЛИТЬ И ЧУВСТВОВАТЬ ПО-РУССКИ.
По предположению биографа, разговорным языком в семье Кантемиров был греческий, НО РОДНЫМ ЯЗЫКОМ АНТИОХ СЧИТАЛ РУССКИЙ. Со своею горячо любимою сестрою Марией Антиох переписывался на греческом и итальянском языках, но, очевидно, отчасти для усовершенствования в них (итальянским языком Антиох начал свободно владеть только за границей), отчасти же чтобы скрыть содержание корреспонденции от охотников до чтения чужих писем, которых в России было и тогда много.
Переписка на этих языках представляла для него затруднение, и когда он чувствовал себя слабым, когда болезнь лишала его энергии, он писал сестре по-русски.
Так, одно из его писем начинается следующими словами: "Будучи я весьма слаб, а наипаче сего дня, не в состоянии много писать, для того ответствую по-русски". Это письмо относится к 1744 году -- году смерти Антиоха; следовательно, оно написано после того, как он провел за границей двенадцать лет из тридцати пяти, прожитых им на свете.
Прибавим к этому, что в течение этих двенадцати лет он почти исключительно встречался с иностранцами, ни разу не был в России, откуда он уехал двадцатидвухлетним молодым человеком, и мы поймем, КАК ГЛУБОКО СРОДНИЛСЯ КАНТЕМИР С РУССКОЙ РЕЧЬЮ И КАК ОН ДАЖЕ В ЭТОМ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОМ, ТАК СКАЗАТЬ, ОТНОШЕНИИ БЫЛ РУССКИМ ДО МОЗГА КОСТЕЙ, ХОТЯ САМ И НАЗЫВАЛ СЕБЯ "ПОРОДОЮ ИНОЗЕМЦЕМ".
(Там же).
ИТАК, родители Антиоха принадлежали к числу самых образованных людей своего века, отличались большими нравственными достоинствами и сумели внушить детям безграничную к себе любовь, которую те сохранили на всю жизнь.
Всю свою жизнь Антиох, как и Мария, с большим уважением относились к памяти своей матери, а об отце он постоянно отзывался как о лучшем своем наставнике, сам составил его биографию, заботился об издании его сочинений, о переводе их на другие языки и спешил исправить все ошибки или опровергнуть обвинения, которые могли омрачить его память.
Известна, например, по этому поводу его переписка с Вольтером, изобразившим в своей истории Карла XII Дмитрия Кантемира изменником.
Это уважение к памяти родителей, эта любовь, которую сохранили к ним дети до конца жизни, были вызваны, понятно, не только достоинствами родителей, но и их любовным отношением к детям.
Отец и мать никогда не разлучались со своими детьми, они окружали их всевозможной заботой, развивали в них любовь к знанию, к просвещению и делали все, что было в их силах, чтобы дать им возможно полное образование.
(См.: Там же).
В отличие от своих братьев, Антиох и его сестра Мария вынесли из родительского дома глубокое уважение к знаниям, науке, искусству.
В них они усматривали не только высшее наслаждение в минуты отдыха от других занятий, но, как видно из жизни обоих, даже вопреки словам самого Кантемира, что к литературному труду только "в лишних часах прилежать позволено", ОНИ ОБА, В СУЩНОСТИ, ЖИЛИ ЛИТЕРАТУРОЙ, НАУКОЙ, ИСКУССТВОМ.
Как отмечает биограф Антиоха, их переписка была посвящена главным образом указаниям на новые книги. Антиох то и дело посылал сестре разные книги, преимущественно научного содержания (по астрономии, геометрии, космографии), лучшие произведения классической литературы, о путешествиях и тому подобное.
Оба они занимались живописью и музыкой (картины Антиоха вызывали одобрение знатоков).
Не пустой фразой в устах Кантемира были слова, что "крайние желания" заставляют его тратить время, ИССЛЕДУЯ ВСЕХ ВЕЩЕЙ ДЕЙСТВА И ПРИЧИНЫ.
Впоследствии, когда Антиох стал чувствовать себя общественным деятелем, когда сознание гражданского долга пронизало все его существо, он, согласно с теми же впечатлениями, давая волю своей склонности, “усматривал благо и счастье близких ему людей, а затем народа, с которым он сроднился всей душой, своего приемного отечества, к светлому будущему которого он питал безграничное доверие и принадлежностью к которому он гордился, ревниво оберегая добрую его славу и достоинство перед другими народами как писатель и как дипломат,-- впоследствии, говорю я, он, примыкая к традициям царствования Петра Великого, УСМАТРИВАЛ СЧАСТЬЕ И БЛАГО РОССИИ В РАСПРОСТРАНЕНИИ ПРОСВЕЩЕНИЯ СРЕДИ РУССКОГО НАРОДА, В ЗАИМСТВОВАНИИ У ДРУГИХ НАРОДОВ ВСЕГО, ЧТО ОНИ ВЫРАБОТАЛИ ХОРОШЕГО, КРИТИЧЕСКИ ОТНОСЯСЬ К ЭТОМУ ХОРОШЕМУ И НЕ ПРИНИМАЯ МИШУРЫ ЗА ЗОЛОТО.
ТАК, ЛЮБОВЬ К ПРОСВЕЩЕНИЮ И ЛЮБОВЬ К БЛИЖНЕМУ, А ЗАТЕМ И К СОЕДИНЕНИЮ БЛИЖНИХ, К ОТЕЧЕСТВУ, УЖЕ С МАЛОЛЕТСТВА РАЗВИЛАСЬ В НАШЕМ САТИРИКЕ И, В СВЯЗИ С ЧУВСТВОМ БЕЗГРАНИЧНОГО УВАЖЕНИЯ К ПЕТРУ ВЕЛИКОМУ, ЛЕГЛА В ОСНОВУ ВСЕЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ, ОБЩЕСТВЕННОЙ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАНТЕМИРА”.
(Там же).
“В ОБЩЕЙ Я ПОЛЬЗЕ СОБСТВЕННУЮ ЧАЮ”, - этот стих из письма к князю Н.Ю. Трубецкому стал как бы ДЕВИЗОМ всей его жизни.
Если крайним его стремлением было в тишине "исследовать всех вещей действия и причины", то этим он не только хотел способствовать стремлению, присущему его душе, но и поделиться с другими результатами этих исследований, воспользоваться ими для увеличения благополучия и счастья своих соотечественников, для которых он мыслил, трудился и жил.
ЛЮБОВЬ К НАУЧНОМУ ТРУДУ, К ИСКУССТВУ, ПРОСВЕЩЕННЫЙ ПАТРИОТИЗМ И ГЛУБОКОЕ РЕЛИГИОЗНОЕ ЧУВСТВО — вот что Кантемир вынес из родительского дома.
Религиозное чувство, которое ему было в детстве внушено, отличалось, как мы увидим, таким же просвещенным характером, как и его патриотизм.
Он далек был от всякой религиозной нетерпимости, находился в дружеских отношениях с людьми различных вероисповеданий и мало дорожил внешней стороною религии, оставаясь, однако, верен православной церкви, к которой принадлежал от рождения.
За границею друзьями его были довольно видные представители римско-католической церкви, и один из них, аббат Венутти, даже написал его биографию, дышащую искренним, почти восторженным сочувствием к Антиоху Кантемиру и в течение более века остававшуюся лучшею биографией русского первого сатирика.
Тем не менее, как ясно сознавал Кантемир все недостатки и злоупотребления римско-католического духовенства и как метко он на них указывал!
Но с той же неумолимостью раскрывал он в своих сатирах невежество и суеверие православного духовенства, состоя при этом в самых дружеских отношениях с лучшими его представителями -- такими, как ФЕОФАН ПРОКОПОВИЧ и ФЕОФИЛ КРОЛИК.
(См. детальнее - )
Важно также отметить, что и в доме отца, и за его пределами юный Антиох Кантемир невольно наблюдал придворную жизнь. Образы сановных лиц, фаворитов и временщиков, которые позднее появятся в сатирах Кантемира, были живыми впечатлениями его детских и юношеских лет.
Как мы уже отмечали, Антиох с отцом участвовал в Персидском походе императора Петра I. Во время Персидского похода Антиох больше года провел в Астрахани, где учился в школе капуцинов. Возможно, именно на юге состоялось его знакомство с Тредиаковским.
Отзвуки впечатлений, вынесенных из длившегося около года Персидского похода, можно найти в ряде произведений А. Кантемира (первая редакция III сатиры, написанной на французском языке и посвященной г-же д'Эгийон мадригал и др.).
На обратном пути из Персидского похода, 21 августа 1723 года в своем имении Дмитровки скончался Дмитрий Кантемир. Рядом с отцом, вплоть до его кончины, находился Антиох Кантемир.
Вскоре после этого вся его семья переселяется из Петербурга в Москву.
В прошении, написанном 25 мая 1724 года на имя Петра I, 16-летний Антиох Кантемир перечислял науки, к которым он «имел немалую охоту» (история древняя и новая, география, юриспруденция, дисциплины, относящиеся к «стату политическому», математические науки и живопись), и для изучения их просил отпустить его в «окрестные государства».
В этом юношеском заявлении Антиоха в полной мере отразилась твердость его характера, его непреодолимое стремление к образованию.
В связи с осуществлением начальных мероприятий Петра I по организации Академии наук в Петербурге у Кантемира появляется возможность усовершенствовать свое образование и без выезда за границу.
Он проходит в Петербурге (1724--1725) годичный срок обучения. У профессора Бернулли берет он уроки математики, у Бильфингера -- физики, у Байера -- истории, у Гросса -- нравственной философии. В открывшейся в 1725 г. Академии наук в Петербурге Кантемир слушал лекции по математике и физике.
Известно, что из всех академиков Кантемир с особенным уважением относился к Гроссу и занимался его предметом с особенной любовью. Вообще, пристрастие к этике он сохранил навсегда и впоследствии охотно писал на этические темы и переводил авторов, сочинения которых обнаруживали наиболее глубокие мысли нравственно-философского характера; так, и сатиры его исполнены подобного рода мыслями.
Следовательно, как отмечал биограф Антиоха, и тут мы видим, что уже в молодости, как и в течение всей своей жизни, Антиох Кантемир, главным образом, интересовался тем, КАК СТАТЬ ПОЛЕЗНЫМ ОБЩЕСТВУ, и даже сам прямо сознавался, что любит этику именно по этой причине.
Нельзя сомневаться, что в этом отношении академик Гросс имел влияние на А. Кантемира. Последний сам признавал, что лекции первых русских академиков принесли ему большую пользу.
Академики удивлялись его способностям и выбрали его членом Академии, рассчитывая, что он со временем займет пост ее президента.
Еще до окончания своего обучения в Академии наук Антиох Кантемир поступает на военную службу, в лейб-гвардии Преображенский полк. В течение трех лет служит в звании нижнего чина и только в 1728 году получает первый офицерский чин -- прапорщик.
(На сайте : - указано – поручик.
А Р. И. Сементковский пишет, опираясь на пометы Антиоха в календаре за 1728 г., что в этом году во время коронации Петра II он был пожалован в подпоручики).
Антиох, как указывает биограф, не был особенно обременён военной службой. Она сводилась в основном к несению караульной службы. У него имелась возможность во время службы одновременно занимался литературой, в его календаре то и дело указываются разные книги, которые А. Кантемир прочел или собирался прочитать, с обозначением даже лиц, у которых он надеялся получить ту или другую книгу.
Создаётся впечатление, что ни одно сколько-нибудь заслуживающее внимания сочинение того времени не ускользало от зоркого глаза девятнадцатилетнего юноши. Его в одинаковой степени занимают книги, касающиеся России, мемуары, исторические монографии, классическая древность, философские и естественно-исторические книги. Одним словом, видишь, что молодой Кантемир стоит, по роду чтения и выбора книг, НА ВЫСОТЕ ТОГДАШНЕЙ ОБРАЗОВАННОСТИ.
Как отмечает биограф, вероятно, не только у нас, в России, но даже и на Западе в то время было мало людей, с таким рвением предававшихся литературным занятиям и так зорко следивших за всеми литературными явлениями.
Но заметки календаря Кантемира интересны еще и в другом отношении. За исключением, быть может, разных событий дня, касающихся придворной жизни, ум молодого Кантемира занят единственно более или менее серьезными вопросами; разные же увлечения, столь свойственные молодости, не играют никакой роли в его жизни.
Он отмечает заглавия книг, которые прочитал или собирается прочесть, меткие выражения, преимущественно народные, семейные события, значительные явления в природе (он делает, например, рисунок солнечного затмения); единственные же отметки, касающиеся обыденной жизни, свидетельствуют разве о том, что наш сатирик, несмотря на необходимость бывать постоянно во дворце, был чрезвычайно экономен. Эта черта очень гармонирует с его общим нравственным обликом и пришлась, кстати, когда ему впоследствии в Лондоне и Париже приходилось быть представителем такого государства, как Россия, и получать чрезвычайно скудное содержание, не располагая сколько-нибудь значительным собственным состоянием.
Тринадцати лет от роду, как мы знаем, Антиох лишился отца. Трудно составить себе, отмечает биограф, по сохранившимся отрывочным сведениям суждение о том, насколько мачеха заботилась о своих пасынках. Но впоследствии отношения Антиоха и Марии с мачехой были не особенно дружелюбны, и поэтому надо полагать, что она далеко не относилась так заботливо и любовно к Антиоху, как его мать.
Тотчас после смерти отца, как мы помним, Антиох обращался с собственноручным прошением к Петру, ходатайствуя, чтобы его отпустили за границу для завершения образования. В просьбе ему было отказано и ему пришлось остаться в России.
(Продолжение последует).
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote