• Авторизация


✨ Шедевры мирового кинематографа. "Фантомас" 08-12-2025 09:55 к комментариям - к полной версии - понравилось!


"Фантомас" как снимали легендарную комедию с Луи де Фюнесом

Фильм является пародией на книги французских авторов Марселя Аллена и Пьера Сувестра, посвященных гениальному преступнику Фантомасу, первый роман был опубликован еще в 1911 году и был популярен среди французских книголюбов . Потому постановку 1964 года французский зритель воспринимал как пародию, причем не только на властелина криминального мира скрывающего своего лицо, но и на набиравшие обороты в ту пору шпионские фильмы, прежде всего на Бондиану с Шоном Коннери.

У нас же Фантомаса воспринимали ни как пародию, а как самодостаточное кино произведение, ибо сравнивать было не с чем. Популярные пародий эпохи видаков и кассет - трилогии "Голый пистолет" с Лесли Нильсеном и две комедии "Горячие головы" с Чарли Шином, которые как многие тогда считали открыли для нас вселенную кинопародий, но вовсе нет, на самом деле первым был Фюнес и компания в далекие 60-е годы. А все благодаря режиссеру Андре Юнебелю и сценаристам Жану Алену и Пьеру Фуко, выходит семейный дуэт постарался на славу. Дело в том что Жан Ален - это творческий псевдоним, настоящее имя автора Жан Мари Юнебель, сын режиссера Андре. Автором идеи комедийной версии "Фантомаса" является известный во Франции режиссер, сценарист и писатель Жан Кокто, который считал, что пародия на знаменитого преступника будет востребована в народе. Производством фильма занималась студия Гамон.

Юнебель требовательный трудоголик, был в авторитете даже у суровых студийных боссов, это он настоял на приглашении на роль журналиста Фандора Жана Маре, звезду европейского кинематографа, которому тогда было 50 лет. Хотя по сюжету ленты Фандору было 35 лет, однако боссы студии не стали возражать авторитетному Андре, но Маре не торопился с ответом и колебался, он хотел сниматься у Кокто, который мог занять режиссерское кресло, но не сложилось, Жан Кокто умер в 1963 году, однако Юнебель, ранее уже работавший с Жаном Маре нашел весомые аргументы чтобы уговорить актера. 

Не все так просто было с утверждением на роль журналистки Элен. Студия настаивала на приглашении Анни Жирардо, но актриса отказалась, посчитав эту роль несерьезной и ненужной ей. И тогда переключились на Брижит Бардо, но с ней так и не договорились, позже Бардо жалела о том, что не получилось сыграть в "Фантомасе". После звездных проколов, на касте объявилась бывшая фотомодель Милен Демонжо, в ее пользу говорило то, что ранее она уже снималась с Жаном Маре и очень понравилась Юнебелю и Жану Алену, который восторгался красоткой пылкой блондинки. Что интересно в книге Элен была дочкой любовницы Фантомаса леди Бельтам, Юнебелю это не понравилось и он решил в корне изменить биографию проворной журналистки.

Ключевой фигурой по части комедийной составляющей фильма являлся комиссар Жюв в исполнении Луи де Фюнеса, который успел вскочить на подножку уходившего поезда, в том смысле, что его утвердили в последний момент. Ведь на роль комиссара был утвержден Бурвиль. Но внезапно за несколько недель до начала съемок Бурвиль отказывается от роли, отдавая предпочтение роли инспектора полиции Симона Трике в картине "Большой испуг". Прогадал еще и как, фильм и близко рядом не стоял с Фантомасом ни в год премьеры, ни после. Дальше больше, студийный босс Тьери Варзум приглашает продюсера Алена Пуаре на премьеру фильма "Жандарм из Сен-Тропе, где роль Людовика Крюшо сыграл Фюнес. Он настолько понравился Пуаре, что тот рекомендует Юнебелю обратить внимание на Луи, ранее Андре работал с ним в пяти фильмах, где Фюнес играл эпизодические роли. Вот так во многом неожиданно и случайно Луи де Фюнес и получил роль комиссара Жюва, которая станет одной из самых выдающихся пародий на полицейских начальников в истории кино.

Съемки фильма проходили с июля по сентябрь 1964 года. Это на две недели больше чем планировали изначально, снимали в Париже и его пригороде, в департаментах Буш Дюрон, Ваклюз и Жиронда. В оригинале фильм начинался с вступительной заставки с титрами представления съемочной группы, но продюсер Ален Пуаре предложил отойти от привычной концепции и добавить сцену до начальных титров. Жан Ален предложил сцену снятую в магазине продававшем драгоценные ювелирные изделия, это интересная отсылка к ленте "Завтрак у Тиффани", где у ювелирного магазина, так же в начале фильмы расхаживала героиня Одри Хепберн.

Роль богатея лорда Шелтона, облик которого принял Фантомас, сыграл Жан Маре, это не единственная его роль в фильме. всего Маре сыграл четыре роли, главного злодея в маске, лорда Шелтона, главную роль журналиста Фандора и безымянного надзирателя тюрьмы.

Инспектор Мишель Бертран, правая рука Жюва, его сыграл Жак Динам представший в образе недотепы, который находится в подмастерье у своего властного начальника. Динам был другом Фюнеса, знал его много лет, он больше других общался с Дуи на съемках. Жак говорил, что работа с Фюнесом это большой актерский вызов, приспособиться к его стилю не просто, и ты как зеленый школьник ловишь на лету каждую реплику и жест Маэстро. Жак говорил, Когда де Фюнес в образе его никто и ничто не остановит, в сценах где комиссар в экспрессии хватал и бил Бертрана, Луи в полыхавшем огне эмоций мог запросто навернуть по-настоящему.

Что может быль лучше чем один Луи де Фюнес? Сразу пять Фюнесовв кадре. Сцена с толпой на улице у витрины с телевизорами сейчас воспринимается с иронией, как дань ушедшей в небытие эпохи. Витрину с теликами снимали отдельно в павильоне, где ее благополучно разнесли, причем не с первой попытки о чем свидетельствует склейка кадра. Так мы и познакомились с полицейским номер один всея Франции комиссаром Жювом.

Для нашего зрителя голос Фюнеса ассоциируется с Владимиров Кенигсоном - это лучший дубляж все времен, такое соответствие голоса к внешности, когда Кенигсон жил экранным персонажем Фюнеса. В ответ услышав дубляж Кенигсона, Фюнес написал и отослал ему благодарственное письмо: не знал что я такой хороший актер? Или в другой версии: услышав вас, узнал что я могу быть таким смешным.

Первая снятая сцена фильма была, где комиссар изучает прессу и готовится к допросу, уже не старте Юнебель давал возможность Фюнесу плотно вжиться в образ. Актер много импровизировал и потому не случайно продюсер Ален Пуаре говорил что это киннообраз создан Фюнесом. Многие деяния комиссара Луи придумал уже на съемочной площадке, репетируя он отрабатывал свои идея на съемочной группе, изучая их реакцию. Если шутка удавалась, он предлагал ее Юнебелю и тот как правило соглашался, ибо быстро понял что управлять Фюнесом и зажимать его в тиски сценарного образа – это значит угробить персонажа и фильм. И все бы хорошо, но Жан Маре был противником такого метода, ведь это сбивало его, он считал все должно быть по сценарию. Юнебель уговаривал звездного Маре и шел на компромисс, снимая несколько дублей по сценарию. А затем давая возможность Луи импровизировать. Спустя много лет Жан скажет следующее: Фюнес безусловно талантливый актер, но работать с ним было невероятно тяжело, а его подход это некорректно по отношению к другим актерам. Сложность привыкания Фюнеса и Маре подтвердила Милен Демонжо, сказав, что их совместная работа была не простой, когда у актеров многое не получалось, после десятка испорченных дублей Юнебель даже в шутку предлагал снимать их отдельно. Многим позже в своей книге Милен Демонжо напишет, актриса считала, что Жан Маре завидовал Луи де Фюнесу и его успеху.

Главный редактор газеты Рассвет его сыграл Робер Дальбан, изначально это был безудержный шутник, созданный в дань пародии на руководящих работников прессы, но из-за Фюнеса и его Жюва, комедийная составляющая образа Дальбана была сокращена до минимума. Незадолго до окончания съемок потешное трио после взрыва в редакции сняли в госпитале Сан-Мартен.

Де Фюнес в процессе съемок продолжал досконально изучать и по крупицам создавать персонажа, который внешне был схож с реальным комиссаром , но в то же время выглядел комично-несуразно, доводя наигранную серьезность до потешного абсурда. Все это достигалось за счет особого взгляда, манеры речи, жестикуляции и забавного поведения Жюва. Версию комиссара под прикрытием, загулявшего ночного странника придумал Фюнес, неопрятный вид, и каноническое что-то пошло не так, все это вместе с экспрессией Луи были блестящей комбинацией для эпизода.

Квартирка журналиста которая и наши дни смотрится очень уютно, была создана в павильоне студии, декораторы на совесть поработали выглядит, как подлинный дом мечты. Так же в павильоне были созданы апартаменты Фантомаса, и снова декораторы в теме, молодцы, что и говорить совместили несколько стилей, барокко, классицизм готический и романский. Да, Фантомас истинный гурман: тонкий ценитель искусства, всего избранного и изящного.

Фантомаса в маске играл Жан Маре, а в эпизодах где в кадре был Фандор, Маре заменял Кристиан Тома, что интересно и у него в фильме не одна роль, он так же сыграл инспектора в команде Жюва. Фантомас был наделен нечеловеческой силой, порой представляясь как «существо» и высмеивая человечество, что порождало слухи о его внеземном происхождении. Жан Маре не смотря на возраст, как и ранее в других фильмах исполнял большинство трюков сам, в частности вместе с координатором Клодом Шарли занимался постановкой драк Фандора. Выносливость и стойкость Маре поражала съемочную группу, в 50 лет он в легкую выдерживал с десяток дублей экшена.

Юнебель снимал пародию на сцену с допросами подозреваемых, где полиция использовала жесткие и не всегда законные методы, с Луи де Фюнесом допрос превратился в фарс и сейчас является лучшей пародией на допросы в кино. Фюнес с Юнебелем во время репетиции придумали добавить в кадр выпивку и включенную лампу с направленным светом в лицо оппонента. Пародия на классику короткометражных мультфильмов, там где героев преследуют неприятности, стала сцена с отвалившимися колесам машины. Да, Фантомас он вездесущ.

Фантомас предпочитает во всем и все лучшее и женщин в том числе, разборчивый дамский угодник, его возлюбленная леди Бельтам. Ее сыграла Мари Эллен Арно, в ту пору известная модель во Франции, светская львица, завсегдатай передовицы модных журналов, тогда ее называли Мадемуазель Шанель. В фильме же она стала девушкой Фантомаса, красивой, коварной и ревнивой. Вместе с Демонжо, Арно разбила миф о том что француженки сказочно красивы, в том смысле что это не миф, а правда.

Наиболее простая версия для гримеров маска Фандора, ну как простая даже здесь использовали накладку с париком, кремом и дополнительными морщинами. С Фюнесом в образе Фантомаса пришлось заметно дольше повозиться, оттопыренные уши, брови непроходимый густой лес, увеличенный нос, как видный шнобель гения преступного мира.

Жан Маре сам поднимался на кран и взлетавший вертолет, а вот Фюнеса на общих планах заменял каскадер с париком. Луи же сняли в финале фрагмента, где вместо крана был подъемник с крюком. Именно здесь Луи получил травму из-за того, что у оператора были проблемы с оборудованием, Фюнес провел много времени в таком положении на вытянутых руках, в итоге у него было растяжение плечевых связок.

Сцена опознания преступника с составлением фоторобота получилось не в бровь а в глаз, блестяща в своем абсурде, настолько четко авторы чувствовали момент, грамотно подобрав массовку, Фуко и Ален с их богатой на иронию фантазией подобрали нужные характеристики для Жюва. А Фюнес по обыкновению классно исполнил.

А Вас мучает бессонница от постороннего шума и в частности соседей? Есть решение – беруши Жюва, самые надежные от шумных негодяев. Доказано Луи де Фюнесом и сценой, которую Жан Аллен придумал в дань классике комедии немого кино и прежде всего Чарли Чаплину.

Композитором фильма является Мишель Мань в ту пору топовый автор музыкальных дел создававший музыку для кино разных жанров: драмы, комедии, ужасы, приключения, в частности серии фильмов Анжелика и даже любвеобильная Эммануэль. Плейлист первого Фантомаса насчитывает 22 трека среди них есть написанные специально для персонажей с характерными оттенком звучания, проникновенный романтический для прекрасной Элен, забавный в аранжировке в ускоренном темпе для комиссара Жюва, угрожающе предупреждающая тема наводившая страх и ужас при появлении гениального преступника. Основная тема угадывалась поклонниками фильма с первых нот. получила массу ремиксов и была востребована в эпоху мобильных рингтонов, в общем культовая вещь на все времена.

За автомобильный экшен отвечал Жан Санни. За постановку уникальных трюков ему дали прозвище ас на колесах и колесный канатаходец, его фирменной фишкой был проезд авто балансировавшего на двух на колесах. На общих планах Милен Демонжо заменял ряженый каскадер мужчина. Сцену погони снимали боле двух недель, отдельно второй актерский состав с каскадерами и отдельно Фюнеса и Маре.

В эпизодах погони на мотоцикле Маре подменял Реми Жюльен, чемпион Франции и вице чемпион Европы по мотокроссу, в ту пору выполнявший самые сложные трюки на мотоциклах. Что интересно в некоторых сценах вместо дублера Фюнеса за спиной Реми был манекен. Ну даже в условиях неустанной погони Фуко и Ален находят место для ярких реплик комиссара, настолько уместно чтобы юмор надолго не покидал кадр.

Луи в огне образа был неудержим в эпизоде на пляже у вертолета он так рьяно разъединял возлюбленных и оттолкнул Демонжо так, что актриса упала и ушибла колено. А еще вцепившись в Маре в одном из дублей он порвал ему пиджак, да хватка у комиссара будь здоров.

Планировали снять финал, где всемогущий гений преступного мира скрывался на ракете улетая в космос, но из-за нехватки времени, решили, что у злодея в маске будет личная подводная лодка, на ней он и скроется. Где на пустынном диком пляже раздобыла надувную резиновую лодку Элен история умалчивает, но вот точно известно, что для того чтобы разместиться всем троим на миниатюрной лодке, понадобился с десяток дублей, наплескались они тогда в одежде вдоволь, хорошо хоть в августе снимали.

Коммерческий успех фильма венчало попадание Фантмоаса в поп культуру, так во Франции большим спросом пользовались фигурки злодея, одежда созданная модельерами, популярна была маска Фантомаса которая спустя шестьдесят лет востребована в народе, особенно на Хэллоуин. Во Франции Были созданы школьные тетради, дневники, пеналы, ручки с изображением героев фильма. Одно время в Париже были невероятно популярны визитки с автографом Фантомаса. Огромное влияние картина оказала на мировой кинематограф, на последователей и подражателей, которых было очень много. В советском союзе впервые фильм показали на неделе французского кино в 1966 году. Массовый показ в советских кинотеатрах начался летом 1967-го года. Официально фильм тогда посмотрели 45,5 миллионов человек, по другим данным 60 миллионов, но и эта цифра занижена, ведь были массовые повторные показы, в том числе в летних кинотеатрах большой страны. После колоссального успеха фильма у нас кроме розыгрышей и подражателей были отмечено и негативно влияние фильма на общество, в частности на подростков, которые рассматривали Фантомаса не как комедию, а криминальный фильм. В ходе ограблений злоумышленники оставляли автограф злодея, появилась даже банда Фантомаса братьев Толстопятовых, буква Ф стала нарицательной, ее можно было увидеть на скамейках в парке, стенах домов и заборах. А фраза – мне нужен труп я выбрал вас, до скорой встречи фантомас - очень быстро стала крылатой. Фильм пленил сразу несколько поколений зрителей и до сих пор востребован у киноманов в частности на различных онлайн сервисах.

 Фантомас

Смотреть онлайн

 

_____________________________________________________________

@   

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ✨ Шедевры мирового кинематографа. "Фантомас" | Dmitry_Shvarts - Музыкальная гостиная Дмитрия Шварца | Лента друзей Dmitry_Shvarts / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»