Филипп Уилсон Стэр, «Портрет Этель Варвик. Гортензии», около 1895, холст, масло, Музей Фицуильяма, Кембридж, Великобритания
Филипп Уилсон Стэр так никогда и не женился
Но он вдохновленно рисовал женщин. На его картинах они были задумчиво-грустными и наивно-забавными, загадочно-неприступными и волнительно-обнаженными, в воздушно-белоснежных кружевах и в летящих по ветру платьях.
Филипп Уилсон Стэр, «Лиловое платье», холст, масло, частная коллекция
Филипп Уилсон Стэр, «Лиловое платье», холст, масло, Манчестерская художественная галерея
Филипп Уилсон Стэр, «Бетти, портрет мисс Элизабет Кэри Элвес», холст, масло, 50,8 x 40,6 см, частная коллекция, Лондон
Филипп Уилсон Стэр, «Домино», 1904, холст, масло, 78 х 28 см, частная коллекция, Лондон
И только портрет миссис Джеффри Блэквелл выбивался из череды этих романтичных образов, созданных художником.
Филипп Уилсон Стэр, «Портрет Мисс Скобелл в карете», частная коллекция
Первым учителем рисования для Филиппа стал отец. Юноша посчитал карьеру на госслужбе слишком скучной и решил продолжить семейную традицию, постигая премудрости изобразительного искусства в британских, а потом во французских школах и академиях живописи. Именно там, в Париже он и «подхватил» «вирус» импрессионизма, который изменил его вкусы, манеру письма и сюжеты.
Филипп Уилсон Стэр, «Пляж в Уолберсвике», около 1889, частная коллекция
Филипп Уилсон Стэр, «Тихое занятие», холст, масло, Музеи и галереи Кирклиса
Филип Уилсон Стэр, «Булонские пески», около 1891, частная коллекция
Академизм остался в прошлом, и вместе с друзьями – Джеймсом Эбботом, МакНейлом Уистлером и Уолтером Сиккером, он с головой окунулся в стихию нового течения, открывавшего новые возможности и горизонты, позволявшего «летать» краской по холсту, передавая эмоции героев и очарование природы.
Филипп Уилсон Стэр, «Лето в Коверсе», частная коллекция
Они создали клуб «Нового английского искусства», участвовали в Кэмден-Таунской и Лондонской художественных группировках. Но их творческий полет прервала Первая Мировая. И призванному на фронт Стэру пришлось рисовать плакаты, корабли и морские сражения.
Филипп Уилсон Стир, «Молодая женщина на пляже», 1886, частная коллекция
Его картины становились мрачными, масляные краски вытесняла акварель, былую беззаботность летних променадов сменяло степенное спокойствие сельских пейзажей. В прошлом осталась и миссис Джеффри Блэквелл, нарисованная художником в предвоенную пору.
Филипп Уилсон Стэр, «Батистовое платье», холст, масло, частная коллекция
Филипп Уилсон Стэр, «Миссис Джеффри Блэкуэлл», 1911, холст, масло, 127 x 101,6 см, частная коллекция, Лондон
Женщина с лицом уставшего ребенка равнодушно смотрит с портрета. Пышную «взрослую» прическу прикрывает громоздкая шляпа-панама с широкой синей лентой. Изящное платье с почти невесомыми полупрозрачными оборками и тонкие руки, по-детски сложенные на коленях.
Ее окружает яркое небо в кружевах облаков, голубизна воды залива и пестрая трава. Но в ее глазах грусть, которая превращает солнечный летний день в осеннюю меланхолию. Что гнетет эту юную замужнюю даму? Рано закончившееся детство, несчастливый брак или тяжелая шляпа, которая как будто придавливает ее к земле?
Художник не оставил подсказок, он просто нарисовал эту печальную девочку-женщину – предчувствие грусти по мирным солнечным дням.
Филипп Уилсон Стэр, «Бегущие девушки», холст, масло, частная коллекция
Филипп Уилсон Стэр, «Женщина за шитьём», холст, масло, частная коллекция
___________________________________________________________________