История фирмы Фаберже — яркий пример того, как в Санкт-Петербурге с его роскошными дворцами и блестящей придворной жизнью могла появиться и под высочайшим императорским покровительством творить целая плеяда золотых и серебряных дел мастеров, создавших на рубеже XIX — XX вв. особый петербургский стиль.
Подвеска. Фирма К. Фаберже. 1900-1908 гг.
Густав Фаберже приехал в Петербург в 1830-е гг. и занялся ювелирным делом, обучившись у ювелира Спигеля. В октябре 1842 года он открыл магазин и небольшую мастерскую, в которой делали вполне обычные для того времени украшения.
Фирма К. Фаберже. Кольцо. 1890-е гг.
Сын Густава, Карл, родился 30 (18) мая 1846 года. Он получил блестящее художественное, ювелирное и коммерческое образование, окончил немецкую школу Св. Анны в Петербурге, затем коммерческую школу в Дрездене и коммерческий колледж в Париже. Параллельно юноша учился ювелирному делу у отца, а также у его партнера и друга Х. Пендина, потом во Франкфурте-на-Майне у известного мастера Й. Фридмана.
Крест-тельник с цепочкой. Фирма К. Фаберже, Мастерская А. Хольминга, Мастерская Ф. Руча. 1899-1908 гг.
В 1861–1864 гг. Карл посещал музеи Западной Европы, изучал ювелирные собрания Дрездена, Парижа, Лондона, Флоренции. Он был коллекционером, прекрасным знатоком и ценителем музыки, живописи, нумизматики. С 1864 года Карл Фаберже начал работать в фирме отца вместе с Х. Пендиным, А. Хольстремом, В. Раймером. С 1867 года он безвозмездно занимался реставрацией изделий «с серьезными повреждениями» в Императорском Эрмитаже, в Отделении древностей и драгоценных вещей.
В 1872 году родители передали дела старшему сыну, и в 26 лет он начал свою ювелирную карьеру. Мастерская изготавливала
«неуклюжие золотые браслеты, модные в то время броши и медальоны с цепочками... камнями или эмалью».
Портсигар. Фирма К. Фаберже. 1899-1908 гг.
Уже через 2 года мастерская начала поставлять ювелирные изделия Кабинету его императорского величества. Карл Фаберже, художник, талантливый предприниматель, гений ювелирного рынка, тонко чувствовал эпоху и чутко реагировал на потребности заказчиков из разных сословий. За десять лет под его руководством фирма обрела собственный стиль, вошедший в историю как «стиль Фаберже».
Фирма К. Фаберже, Мастерская А. Хольмстрема. Брошь. 1890-е гг.
Постепенно с увеличением количества заказов возникла необходимость в расширении производства. Для работы привлекались лучшие ювелиры Петербурга — М. Е. Перхин, Г. Вигстрём, Ю. А. Раппопорт, С. Вякева, Г. Ньюканнен, А. Неваляйнен, В. Аарне, Я. Армфельд и другие. Они трудились в автономных мастерских, имели право на свое собственное клеймо, с обязательством выполнять изделия по рисункам и моделям фирмы К. Г. Фаберже и исключительно для нее.
Рамка для портрета. Фирма К. Фаберже, Мастерская А. И. Невалайнена, Фирма К. Фаберже. 1904-1908 гг.
Карл Густавович принимал участие в создании ювелирных изделий, наблюдал за процессом изготовления цветных эскизов и восковых моделей. С 1882 года к работе на семейном предприятии в качестве художника-композитора присоединился младший брат Карла Агафон Густавович Фаберже (1862–1895), прекрасно образованный и талантливый художник, по «натуре живой и впечатлительный». Его, в отличие от старшего брата, поклонника классических стилей, интересовали и вдохновляли не только западное искусство и восточная культура, но также природа и новые стилевые направления. По его рисункам было исполнено много вещей, в том числе objets de vertu (с французского «произведения искусства») и objets de fantaisie (с французского «фантазийные, оригинальные»).
Фирма К. Фаберже, Мастерская Ф. Рюкерта. Коробочка. 1908-1917 гг.
Прекрасное знание истории искусства позволило им блестяще интерпретировать в духе времени разные стили.
Рамка для портрета. Мастерская В. Аарне, Фирма К. Фаберже. 1899 — 1904 гг.
Известность предприятию выдающегося ювелира принесли эмалевые работы, выполненные в особой мастерской, которой руководил Н. А. Петров. Блестящий знаток своего дела, он не имел специального образования и учился у отца, эмальера А. Ф. Петрова. Этому талантливому самородку фирма К. Г. Фаберже обязана возрождением искусства «пойманного цвета» — использованию уникальной палитры прозрачных и полупрозрачных эмалей из более 120 оттенков на гильошированном фоне. Даже французские мастера признавали, что в Париже не могут делать столь изящные эмалевые вещи.
Пепельница «Дельфин». Фирма К. Фаберже. 1890-е гг.
Кубок. Векева Стефан. Фирма К. Фаберже, Мастерская С. Вякева. Последняя четверть XVIII в. — чаша; 1890-е гг. — оправа.
В 1900 году лучших мастеров Карл Густавович собрал в четырехэтажном здании на Большой Морской улице, в доме 24. Там жила его семья, размещались мастерские, магазин, библиотека, а также дизайн-студия для художников и модельеров. Ассортимент изделий фирмы был очень широк, и диапазон отличался необычайным разнообразием — украшения, предметы быта и туалета, часы, портсигары, скульптура, посуда, фигурки из камня, букеты цветов, objects de fantaisie.
Яйцо пасхальное. Алексеев Василий Павлович. Мастерская Алексеева, Фирма К. Фаберже. Начало XX в.
Мировую славу компании принесли драгоценные пасхальные яйца с сюрпризами, поражающие оригинальностью замысла, фантазией, исключительным мастерством, многообразием ювелирных приемов, богатством палитры драгоценных камней, эмалей, золота. Они по праву считаются эталонными памятниками всемирного ювелирного дела и являются художественным воплощением «великого синтеза» всех видов искусства, к которому стремились художники того времени. В 1885 году император Александр III подарил Марии Федоровне драгоценное яйцо с сюрпризом, ставшее первым в знаменитой серии. Подарок имел успех, главе фирмы было высочайшее пожаловано звание придворного поставщика.
Миниатюра с изображением короля Болгарии Фердинанда Кобургского в футляре. Фирма К. Фаберже, Мастерская М.Е. Перхина, Художник В.Зейнграф. 1899 - 1900 гг.
Не только российские монархи восхищались талантом Фаберже — известно, что он был знаком с Фердинандом I Кобургским — болгарским князем, царем Болгарии в 1908–1918 гг., сыном принца Августа Саксен-Кобург-Готского и принцессы Марии Клементины Орлеанской. Дядей Фердинанда по линии отца был принц Альберт, супруг английской королевы Виктории. Ее внучки — Алиса и Элла — будущие императрица Александра Фёдоровна и великая княгиня Елизавета Фёдоровна. Во время визитов в Россию Фердинанд посещал магазин фирмы Фаберже и делал покупки на довольно крупные суммы. В 1902 году князь наградил ювелира командорским крестом ордена «За гражданские заслуги» и даже предложил ему стать министром в его правительстве, на что Фаберже ответил:
«Только не это, вот если бы министром ювелирного дела, тогда я согласен».
Карлу Фаберже покровительствовали Александр III и Николай II, в 1911 году он получил звание «ювелир Его Императорского Величества и ювелира Императорского Эрмитажа», его заказчиками стали члены королевских семей Швеции, Норвегии, Англии, Австро-Венгрии, Дании, Италии, Испании, Греции, Болгарии, Германии и Сиама, а также богатые аристократы и промышленники.
Парижская гильдия ювелиров присвоила К. Г. Фаберже звание «Мэтр», а правительство Франции наградило орденом Почетного легиона. Он был кавалером многих орденов, в том числе Святого Станислава II и III степеней, Святой Анны III степени, Командорского креста и ордена «За гражданские заслуги».
А наследие фирмы Фаберже, поражающее красотой и изяществом, и сегодня вдохновляет мастеров по всему миру.
Подробнее об истории прославленного ювелирного дома читайте в книге «Карл Фаберже и эпоха русского ренессанса»
___________________________________________