Чем пришлось заплатить за славу и всенародную любовь знаменитой актрисе
В образе Фроси Бурлаковой было очень много близкого и понятного для самой актрисы. Она тоже приехала в Москву из глубинки, пыталась поступить во ВГИК, но получила отказ с формулировкой «Вы не для кино». Следующая попытка оказалась удачной, и Екатерина Савинова почти одновременно начала учебу и кинокарьеру. На вступительных экзаменах во ВГИК она читала монолог Анны Карениной перед гибелью, что стало для нее знаковым моментом.
В 22 года Савиновой неслыханно повезло – студентку взял в «Кубанские казаки» сам Иван Пырьев – глава «Мосфильма». Но это везение обернулось для девушки настоящей трагедией. Режиссер проявлял к ней недвусмысленный интерес, а получив отказ, жестоко отомстил: Катя попала в «черный список» актрис, которых нигде не снимали. На протяжении 13 лет ей предлагали только небольшие эпизодические роли.
Савинова обладала мощным уникальным голосом, так же, как и ее Фрося Бурлакова. Подобно своей экранной героине, она решила учиться вокалу и поступила в Музыкальный институт им. Гнесиных. Ее даже приглашали в Большой театр, но она отказалась, так как мечтала только о кинематографе.
Долгожданный успех пришел только в 34 года, когда ее муж – кинорежиссер Евгений Ташков – снял ее в главной роли в лирической комедии «Приходите завтра» (1962 г.). Тогда актриса получила приз за лучшую женскую роль на Всесоюзном кинофестивале и звание заслуженной артистки РСФСР. В следующем году она сыграла кухарку Матрену в «Женитьбе Бальзаминова». Казалось бы, карьера пошла на взлет, но тут случилось непоправимое.
С 1961 г. у актрисы стали проявляться симптомы непонятного заболевания, которое врачи долгое время не могли диагностировать. Физическое недомогание сопровождалось приступами психического расстройства. Как оказалось, причиной был бруцеллез – зооинфекция, передающаяся человеку от животных, в основном коров, и поражающая весь организм. Савинову погубило ее пристрастие к парному коровьему молоку. Инфекция поразила мозг и центральную нервную систему, результатом чего стала вялотекущая шизофрения.
В моменты, когда болезнь на время отступала, Савинова понимала, что с ней происходит, и очень переживала по поводу того, что ее все считают сумасшедшей. В 1970 г., обманув сиделку, она уехала к сестре в Новосибирск, и там бросилась под поезд. Савинова отдавала себе отчет в этом решении, о чем свидетельствовала ее предсмертная записка: «Простите меня. Особенно Андрей. Милый мой мальчик. Если б ты знал, что ждёт меня в будущем, ты бы простил меня. Не переживайте. Не надо плакать». Ей было всего 43 года.
Фильм «Приходите завтра» от начала и до конца создан для Екатерины Савиновой. Её муж, актёр и режиссёр Евгений Ташков, не мог спокойно смотреть как актриса переживает из-за актёрской невостребованности. Сценарий для фильма Савинова и Ташков написали вместе. Екатерина давно хотела сделать историю о сельской девушке, которая уехала в Москву поступать на «артистку», так как это была и её биография.
«Приходите завтра…», Одесская к/с, 1963, реж. Е. Ташков
Как и Фрося Бурлакова, актриса Екатерина Савинова приехала в Москву из алтайского села Ельцовка. Она собиралась во ВГИК, но опоздала на вступительные экзамены, а позже с первого раза поступила в Гнесинку, куда пыталась попасть её Фрося. Фамилию для своей героини Савинова позаимствовала у лучшей подруги Евдокии Бурлаковой. В сценарий актриса вставила и «мамино выходное платье», которое у неё на самом деле было, и настоящие «шесть стаканов чая после бани». Сцена приезда Фроси к скульптору тоже взята из жизни. Однажды к Евгению Ташкову приехала племянница и чуть не вынесла дверь, стараясь достучаться до хозяев, так как о существовании дверных звонков просто не знала. С неё же списали манеру громко говорить — она работала кондуктором и привыкла перекрикивать шум.
«Приходите завтра…», Одесская к/с, 1962, реж. Е. Ташков
Все песни в фильме Екатерина Савинова исполняла сама. После окончания училища им. Гнесиных ее приглашали и в Большой театр, и на эстрадную сцену. На оба предложения она ответила отказом, раз и навсегда решив связать свою жизнь с кино. Отказалась она и от приглашения стать артисткой МХАТа, которое ей сделали сразу после окончания вуза.
«Приходите завтра…», Одесская к/с, 1962, реж. Е. Ташков
В кино Екатерина Савинова попала ещё до окончания ВГИКа — её утвердили на роль Любочки в фильм «Кубанские казаки» режиссёра Ивана Пырьева. Режиссёр начал активно ухаживать за задорной девушкой, но Савинова резко отказала знаменитому Пырьеву, дав пощечину прямо на съемочной площадке. Отпор его оскорбил и Савинову внесли в «чёрный список» — в последующие годы её если и приглашали, то на эпизоды, часто даже без упоминания в титрах. Фрося Бурлакова стала для актрисы первой и единственной главной ролью в кино.
«Кубанские казаки», к/ст. «Мосфильм», 1949, реж. И. Пырьев
Чтобы иметь возможность работать над фильмом, Евгений Ташков и Екатерина Савинова уехали из Москвы — снимать на Одесской киностудии. Там одобрили сценарий и режиссёра, но забраковали актрису — ей было 37 лет, а играть предстояло абитуриентку. Главный оператор привёл на съемочную площадку жену и сделал ей отличные пробы, однако Ташков уволил оператора и добился утверждения Савиновой. Когда работа шла полным ходом — актриса заболела бруцеллёзом. Съёмки остановили почти год, но болезнь дала осложнения, которые поставили крест на ее дальнейшей карьере.
«Приходите завтра…», Одесская к/с, 1963, реж. Е. Ташков
______________________________________________________________