• Авторизация


Митрополит Филипп в фильме «Царь»- это не митрополит Филипп ... 14-01-2010 13:00 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[466x347]
Мы сегодня сталкиваемся с определенным противоречием между христианством и попыткой выдать за христианство некое иное мировоззрение, которое я бы назвал мировоззрением хорошего человека, привыкшего приятно жить в грешном мире.

За последнее время я прочел много полемических статей, авторы которых, особенно представители старшего поколения нашей интеллигенции, отождествляют христианство с безразличием к истине, со смирением перед любым грехом, с учением о том, что спасется каждый человек, с пацифизмом, с отрицанием государства, с отрицанием всякого принуждения, всякого насилия, со стремлением любого человека, вне зависимости от его поступков и его внутреннего настроя, считать хорошим и достойным всяческой поддержки.

Вот свежий пример. Многие смотрели фильм «Царь». Я признаюсь, что я впервые со школьных лет пошел в кино на сеанс, потому что, как правило, смотрю фильмы либо на дисках, либо на специальных просмотрах, которые организуют кинокомпании и авторы фильмов.

Митрополит Филипп в фильме «Царь»- это не митрополит Филипп, это Андрей Дмитриевич Сахаров. Тоже человек вполне мною уважаемый. Это не христианин, а абсолютный пацифист и гуманист, который выступает против всего, что предполагает принуждение человека в ситуациях, неизбежных в нашем испорченном грехом мире, в частности в государстве, которое, так или иначе, вынуждено принуждать людей к тем или иным вещам. Чтобы ограничивать зло и поддерживать добро. Образ митрополита Филиппа в этом фильме - это образ человека, который мыслит как типичный интеллигент-шестидесятник, хоть он и носит на себе старинные одежды и предстает как святитель. В фильме христианство приравнивается к идеологии ненасилия и отказа от государственности. Думаю, что святитель Филипп носителем этой идеологии не являлся. Мы сегодня очень часто сталкиваемся с полемикой, которая пытается очень эмоционально, иногда агрессивно, утверждать, что Христос бы никого не обрек на смерть, Христос бы выступил за отмену смертной казни, Христос не помыслил бы даже предать кого-нибудь анафеме. Христос простил бы всех, одобрил бы все, не увлекался бы рассуждениями о том, что истинно, а что ложно в религии. Он бы все одобрил, всех поддержал и поставил бы вопросы о религиозной истине на второе место после вопросов о том, как сделать так, чтобы всем людям было комфортно, весело и приятно жить в этом мире, не заботясь ни о чем, кроме таких приятных и естественных для современного человека вещей, как благосостояние, душевное спокойствие и тихая радость от созерцания по телевизору какой- нибудь слащавой кинокартины или рекламного ролика.

Так вот, все это - не христианство. Это все совершенно другое мировоззрение. И что самое удивительное, многие люди, не часто читающие Евангелие, отдельно цитируют все избранные места, которые им нравятся и которые укладываются в их мировоззрение, и с ужасом отшатываются от Евангелия, когда слышат о других вещах: о том, что Христос обрекает на вечные муки людей, которые не соответствуют высочайшему, неисполнимому человеческими силами нравственному идеалу. Когда Христос говорит о целых категориях людей, как о порождениях ехидниных, когда Христос говорит о том, что «Кто не собирает с Ним, тот расточает». Он говорит: «Кто не против вас, тот с вами», - уча апостолов находить себе союзников в их миссии. Но о верности Себе Он говорит иное: «Кто не со Мною, тот против Меня, кто не собирает со Мною, тот расточает». И вот эти грозные предзнаменования, слова, обличающие ложь, слова, обрекающие на вечное страдание людей, которые не соответствуют очень высокому нравственному идеалу, современные читатели в свете того мировоззрения, о котором я только что сказал, не замечают.

И, когда им напоминаешь эти слова, то они с ужасом переспрашивают: «Он действительно так говорил? Этого не могло быть так. Это не тот Христос. Христос, которого мы знаем, он правильный». Это тот самый Христос, которого иногда именуют «богом в душе». Я веду ночные радиоэфиры и часто звонят люди, у которых есть такой «бог в душе», похожий на плюшевую игрушку или тамагочи, - очень удобное существо, которое можно включить, выключить, приспособить под твои привычки. Некая конструкция, которая одобряет твои пороки, не судит тебя строго, она поддерживает все, что ты делаешь, она входит в положение, если ты ленишься или если ты просто, ради житейской пользы, придумываешь оправдание для своих пороков и грехов.

Господь ясно говорит о том, кто именно войдет в Царствие Небесное. Прежде всего, Он говорит о том, что человек, желающий войти в Царствие Небесное, должен иметь веру, веру в Него, истинную веру: «Кто веру имел и крестился - спасен будет, а ежели не имел веры - осужден будет». Не имеющий веры будет осужден, ибо знаем из многих слов Господа Иисуса Христа о том, что Он предрекает осуждение людей на муки. Он не желает этого, Господь милосерден, но Он в то же самое время говорит о том, что людей, не соответствующих высокому нравственному идеалу, ожидает плач и зубовный скрежет. Мы не знаем, каким будет рай, мы не знаем, каким будет ад, но очевидно, что люди, которые свободно выбрали жизнь без Бога, жизнь, противоречащую Его заповедям, не останутся без грозного воздаяния, прежде всего связанного с внутренним душевным состоянием этих людей. Я знаю, что есть ад, я знал людей, которые покинули этот мир в состоянии уже готовых жителей ада. Некоторые из них, кстати, покончили жизнь самоубийством, чему я не удивляюсь. Им можно было говорить о том, что этого делать не нужно, потому что тебя ждет вечная жизнь, но они не хотели вечной жизни, они хотели вечной смерти. Люди, разуверившиеся в других людях и в Боге, по смерти встретившись с Богом, не изменились бы. Господь предложил бы им Свою милость и любовь. Они сказали Ему: «Нам этого не надо». Таких людей много уже в нашем земном мире, и я не думаю, что они могут измениться после перехода границы, отделяющей земной мир от мира вечности.

Почему вера должна быть истинной? Когда человек хочет общаться с Богом, он должен понимать Его таким, каков Он есть, он должен обращаться именно к Тому, к Кому он обращается, не представляя себе Бога чем-то или кем-то, чем и кем Он не является.

Сейчас модно говорить, что Бог один, но пути к Нему разные, и какая разница, каким та или иная религия или конфессия, философская школа представляет себе Бога. Все равно Бог один. Да, Бог один. Нет многих Богов. Но этот Единый Бог, как веруют христиане, - именно Тот Бог, который открыл Себя в Иисусе Христе и в Своем Откровении в Священном Писании. И обращаясь вместо Этого Бога к кому-то другому, к существу с другими характеристиками, к существу, не обладающему личностью, к несуществу, мы не обращаемся к Богу.

Мы обращаемся, в лучшем случае, к чему-то или кому- то, кого мы сами себе придумали, будь то «бог в душе» или кто-либо еще, а иногда мы можем обращаться и к существам, которые от Бога отличны и Богом не являются. Это могут быть силы природы, темные силы, ангелы, люди.

Итак, для того чтобы войти в Царствие Божье, нужно иметь веру и быть готовым ко встрече именно с Тем Богом, который в этом Царствии является Царем. Чтобы Он тебя узнал, чтобы ты был готов со встречей именно с Ним.

Для спасения важно внутреннее, нравственное состояние человека. Понимание этики, как исключительно сферы межчеловеческих отношений, особенно в прагматическом измерении человеческой жизни: бизнеса, политики, семейных, корпоративных отношений - это очень усеченное понимание этики. Этика, нравственность имеет прямое отношение к тому, что происходит внутри тебя, и именно такое измерение нравственности задает Нагорная проповедь Христа Спасителя.

Господь говорил не только о тех внешних нормах, формальных нормах ветхозаветного закона, которые были даны древним. Он говорит о состоянии человеческой души. «Блаженны чистые сердцем» - блаженны именно те, кто внутри себя не имеют грязи, не имеют побуждений к пороку, не имеют стремлений творить грех. И это состояние души, намерения Он оценивает так же строго, не менее строго, как и внешние поступки человека. Богочеловек, Господь Иисус Христос, дает новые заповеди, никак не вместимые в рамки житейской морали, Он дает как совершенно непреложные указания, не подлежащие релятивизации, то есть объявлению их относительными. Это безусловный императив, из которого следует безусловное требование совершенно нового уровня нравственной чистоты от тех, кто станет достойным войти в Его Царство.

Спаситель однозначно, решительно объявляет недопустимым злословие по отношению к ближним, блудные помыслы, развод и вступление в брак с разведенной, клятвы небом или землею, противление злу, совершенному против тебя самого, показное творение милостыни, молитвы и поста, получение соответствующей моральной награды от людей - все те вещи, с точки зрения светской этики, нормальны и естественны.

Христос осуждает и удовлетворенность человека своим нравственным состоянием, своими нравственными заслугами. Очевидно, что такие нравственные мерки неприменимы для обывательской морали, примиряющейся с определенной мерой зла. Ни с какой мерой зла не может смириться истинный христианин, и Господь запрещает это делать. Он говорит о том, что любое греховное движение души - это путь в сторону от Царствия Небесного.

Господь говорил и о том, что вера, нравственное состояние человека не может не выражаться в том, что он делает. Знаем из Священного Писания слова апостола Иакова: «Вера без дел - мертва». Точно так же и порочное состояние человека выражается в злых делах. Мы не приобретаем себе неотменимых заслуг своими добрыми делами, как об этом говорит католический юридизм. Формально сделанное доброе дело, имеющее выражение в долларах, рублях, количестве оказанных услуг и так далее, не обеспечивает человеку спасение само по себе. Важно, с каким намерением ты делаешь это дело. Но человек, по-настоящему верующий, не может отказываться от помощи ближнему, не может пройти мимо страданий человека, нуждающегося в помощи. И Господь говорит о том, что стандарты, заданные им в области, в том числе, добрых дел, должны благодатно превосходить стандарты, данные для ветхозаветного мира. Вот его слова: «Говорю вам, что если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царствие Небесное». Что такое праведность книжников и фарисеев? Это праведность лучших людей общества, живущего без Божьей благодати, общества, живущего по житейским законам, по законам примирения со злом, по законам падшего человеческого естества. Книжники и фарисеи - это не исчадья ада, это нравственный авторитет общества, живущего по законам ветхозаветной морали. Это люди умные, просвещенные, религиозно очень активные, не склонные к порокам, имеющие внутреннее моральное право обличать отступников от той самой житейской морали народа или семьи, из общечеловеческого. Это не мытари, которые собирали оккупационный налог, это не блудницы, проститутки, не пьяницы, это не бродяги. Это приличные люди. Фарисеи - это те моральные авторитеты мира сего, которые на нашем телеэкране подаются как самые достойные люди. Именно их праведность должен превзойти христианин, их праведность не достаточна для спасения.

Очевидно, что Господь не считает большинством людей, входящих в Божье Царство. Мы веруем и всегда будем веровать в милосердие Божье к каждому человеку, даже к грешнику, даже к преступнику, даже к не раскаивающемуся. Недавно Святейший Патриарх сказал о том, что мы будем обсуждать в Церкви возможные формы молитв о самоубийцах. Это не будут те самые формы молитв, которые идут при обычном отпевании или при обычной панихиде, когда мы говорим: «со святыми упокой, Христе, души раб твоих». Это будет особая молитва. Может быть, мы будем просить о том, чтобы Господь принял душу человека, проявил к нему милосердие. И мы веруем в милость Божью к каждому человеку: неверующему, грешнику, преступнику. Но вхождение его в Царство - это особый дар, который, как совершенно ясно говорит Господь, не принадлежит большинству людей.

Господь Иисус Христос предостерегает людей от увлечения обывательским образом жизни, Он предлагает Своим апостолам, Своим последователям образ жизни иной. Говоря при этом, что не всякий может его вместить, но об опасности обывательского существования Он явно предостерегает. Это не значит, что Господь объявляет Своих учеников некой общественной или моральной элитой. Царствие Божие открыто любому человеку, вне зависимости от образовательного или интеллектуального уровня. Но уровень нравственности, необходимый для спасения, радикально отличается от праведности книжников и фарисеев, почитавшихся в мирской среде или в ветхозаветной среде, как наивысшее достижение

Нравственный идеал, который дан нам Господом Иисусом Христом, очень радикален. Он не исполним человеческими силами. Сам Господь говорит, когда Его спрашивают апостолы, после того, как Он отвечает человеку, что труднее верблюду войти в игольное ушко, чем богатому войти в царствие Божье, апостолы после этого Его спрашивают: «Кто же может спастись?». Он отвечает, что человеку это невозможно, Богу же все возможно. Высокая нравственная планка, заданная в Нагорной проповеди, недостижима человеческими силами. Нравственные требования в Евангелии представляют собой не просто систему запретов, исполнить которые в человеческой воле, они настолько высоки, что никакая воля не способна их исполнить.

Да, воспитание, внешние ограничения важны, но они одни не способны привести человека к достижению нравственного идеала, а значит, и к спасению. Скорее, важен свободной выбор личности, позволяющей Богу действовать в ней, в душе, в сердце человека. Христианская этика говорит прежде всего не об испытании воли, не о самосовершенствовании, не о принуждении к деланью добра, а о действии на человека благодати Божьей, преображающей человека настолько, что сами мысли о грехе становятся невозможны. Без действия Божья, без таинств Церкви человек не может стать нравственным, в том смысле, который заложен в Нагорной проповеди. Решающим в нравственном совершенствовании личности является действие не человека, но Бога. И понимание этого радикально отличает христианскую этику от других этических систем.

Из выступления протоиерея Всеволода Чаплина на православных молодежных курсах в Политехническом музее.


читать в Татьянином дне
http://www.taday.ru/text/284106.html
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (6):
AlexandrS 14-01-2010-13:30 удалить
Чувство вины за свои грехи культивируемое христианством отнимает у человека силы для борьбы с этими грехами. С чувством вины не победят в войне солдаты никакой армии в мире.
"... что спасется каждый человек, с пацифизмом, с отрицанием государства, с отрицанием всякого принуждения ..." - ощущается приверженность идеи "власти от бога" от реформы Никона в православии. Связка церкви и власти к добру не приведет. Совесть по русски - СОВместная ВЕСть. Совесть может быть в родовообщинном обществе где она и зародилась, а не в технократическом с идеями "римского права" и "власти от бога" где она заменена юридическими законами и решениями власти. Собственно, идеи ювенальной юстиции - следствие развития такого общества которое церковь сама поддерживает. Как говориться - "нечего на зеркало ... ". Неужели не очевидно?
Ioanna_Morozova 15-01-2010-13:44 удалить
Ответ на комментарий AlexandrS # AlexandrS
Чувство вины доказывает, что у человека совесть еще не омертвела. Это голос Бога в нашей душе. Солдаты без чувства ответственности (вины) перед Богом, без голоса совести в душе будут убивать своих, мародерствовать, насиловать. Все это и было в первые годы после революции. Чувство вины с верой в прощение Господа побуждает к борьбе с грехом. Если нет веры в милосердие Божие, то этим чувством можно себя замучить до смерти.
Воевать нужно с грехом, а не самим собой. Ты есть Образ и Подобие Божие. Не осквернять этот Образ и есть задача каждого христианина.
Отец Всеволод не говорит о власти, он не говорит об объеденении церкви и государства. Он говорит о той высокой планке духовного развития, которую ставит перед нами Христос и о том, что только с Его помощью можно ее достигнуть.
AlexandrS 15-01-2010-15:16 удалить
Ответ на комментарий Ioanna_Morozova # Не зря говорю о совести. Совесть - СОВместная ВЕСТь. Совместная весть - на то и совместная, что она несет в себе информацию коллективного разума, принципов на которых строилась жизнь славянского, русского Рода и каждого человека из Рода. И слово это не Христом придумано и не священнослужителями! Этому слово много тысяч лет. И совести тогда было больше чем (извиняюсь) с принятием "христианства".
На работе напротив меня сидит женщина (не славянка, а известной национальности) и как то спрашивает меня в разговоре при моем упоминании "совести" - "а что такое совесть?". Так вот Иисус и был послан именно к "заблудшим овцам израилевым" ("я послан, чтобы спасти заблудших овец израилевых") поскольку они не знали понятия о совести. А нам о совести и высокой планке нравственности не стоит говорить, она в крови. Главное защититься от тех кто не знает что такое совесть, и вспомнить традиции своих предков (она в родовой памяти) и все станет на место. Я объективен, сам крещеный. Но результаты деятельности православной церкви на Руси мне не очень нравятся, а времени было достаточно - 1000 лет.
Ioanna_Morozova 15-01-2010-15:52 удалить
AlexandrS, Если бы у ветхозаветного народа не было совести, то не было бы и Ветхого Завета, и таких праведников как Иоанн Креститель. И не родился бы Христос в Вифлиеме и не проповедовал бы в Иерусалиме.
Нравственный уровень народа Израиля был низок, но не на столько. Иначе не было бы Марии, ее рода, праведного Иосифа. О совести уже можно говорить со времен Адама, когда тот спрятался от Господа под куст и сваливал все на жену: "Жена дала мне плод и я ел" Совесть уже обличала его и он укрылся под кустом от глаз Бога. За что и был изгнан из Рая.
О результатах деятельности Православной Церкви можно почитать в Житиях Святых.
AlexandrS 15-01-2010-22:12 удалить
Ответ на комментарий Ioanna_Morozova # Ветхий завет - перевод ТОРЫ, а ТОРУ я читал, такое может быть написано только при отсутствии совести!
Но потом узнал сколько русских людей было уничтожено при внедрении христианства на Руси. Узнал, что есть прижизненные портреты его. Отец его не Иосиф. И что в Ватикане в библиотеке скрывают важные документы. И много других интересных фактов проливающих свет на события далекого прошлого . Очень не люблю ложь. Любовь, совесть, честность и прямота подсказывают мне что я должен сказать о том что меня обманывали. Для меня это моральная планка ниже которой не хочу опускаться. Думаю что для Иисуса эта была та же планка.
Но не хотелось бы расстраивать. Может красивый сон лучше чем суровая действительность?
Ioanna_Morozova 16-01-2010-12:25 удалить
Ответ на комментарий AlexandrS # AlexandrS, Разумеется, что отец Иисуса не Иосиф.:)
От души советую прочесть Новый Завет. И побывать в библиотеке Ватикана. Иначе Ваши доводы и есть ложь. Вы пишете, что против лжи, а сами же обманываете себя. Источники из которых Вы берете информацию, насколько верны они?
Жизнь в Церкви - это не сон, а реальность. А вот без Бога и без Церкви и есть тот самый сон, в котором пребывают, к сожалению, многие. Удачи Вам !


Комментарии (6): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Митрополит Филипп в фильме «Царь»- это не митрополит Филипп ... | Ioanna_Morozova - Следы на песке | Лента друзей Ioanna_Morozova / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»