http://www.universalinternetlibrary.ru/book/megre8/ogl.shtml
«Звеня́щие ке́дры Росси́и» — серия книг Владимира Мегре, повествующих о знакомстве лирического героя с представителями иной высокоразвитой (не технократической) цивилизации, живущих на Земле обособленно от технократического мира.
Содержание[убрать] |
Серия книг объединена общей сюжетной линией. Повествование ведётся от лица автора в автобиографическом жанре и охватывает промежуток времени начиная с весны 1994 года (книга первая — «Анастасия») и до настоящего момента.
Главной героиней книг является девушка Анастасия, живущая в сибирской тайге. Все основополагающие идеи в книгах изложены от её лица. Ключевой среди них является прикладная идея Родового Поместья. Согласно книгам Мегре, каждая желающая семья должна иметь право на получение на неограниченный срок 1 гектара земли для создания на нём Родового Поместья — малой родины, в которой всё окружающее будет помогать человеку и любить его, исцелит от всех болезней. Как предсказывает Анастасия, в начале третьего тысячелетия в России будет принят закон, который разрешит бесплатное получение земли для закладки родового поместья. Это позволит, по мнению Мегре укрепить статус семьи в государстве, решит продовольственную проблему, полностью устранит безработицу, в более далёкой перспективе позволит человечеству открыть новые возможности, вернуться к первоистокам, возродить «ведрусскую» культуру. Мегре утверждает, что в идее Родового Поместья заключена новая отечественная национальная идея, которую не могут сформировать политологи в постсоветской России.
Сторонники движения уже организовывают в сельской местности родовые поселения для компактного проживания и совместного претворения высказанных в книгах идей в жизнь[1].
В 1999 году на суде, добиваясь единоличного права писать об Анастасии, Мегре признал[источник?][2], что Анастасия — это «образ-символ, то есть самостоятельный художественный образ, имеющий эмоционально иносказательный смысл», из чего противники Мегре делают вывод, что этот образ вымышлен. Сам Мегре утверждает, что он не мог такого сказать[3]. Многие сторонники движения утверждают, что решающее значение имеет не факт существования Анастасии, а идея родового поместья.
То же самое касается портрета Анастасии, помещенного на первой обложке книг серии. Мегре заявил, что на обложке помещен портрет просто красивой девушки.
Большое значение в представлениях читателей Мегре играют взаимоотношения с природой. Дерево кедр воспринимается как источник жизненных сил природы, созданный для человека; многие читатели носят кулоны из кедра, употребляют кедровое масло и т. п.
Дедушка и прадедушка Анастасии в первой книге утверждают, что кедр способен излечить от любых болезней и даже СПИДа [7].
Центральное место книг Мегре — дерево сосна сибирская. Первыми поселенцами в Сибири это дерево было названо «кедр» по имени дерева «кедра ливанского», упоминаемого в Библии и произрастающего в Ливане и Палестине. Владимир Мегре, несмотря на современную ботаническую классификацию, устойчиво называет это дерево как «кедр». Некоторыми читателями это несоответствие игнорируется. В частности, утверждается, что основное значение имеет значение этого дерева для лечения заболеваний, а не его наименование.
Некоторые читатели под влиянием данных книг сочиняют стихи и песни — в печать вышел сборник читательских стихов, существуют любительские записи песен, во множестве городов прошли концерты «Каравана Солнечных Бардов», выступления театра «Встреча». Организованы клубы и центры осуществляющие встречи читателей и продающие кедровую продукцию, книги, концертные записи бардов.
Книги пользуются большой[источник?] популярностью в России и в зарубежных странах. Они переведены на английский, немецкий, французкий и другие европейские языки [8] [источник?]. Так, пятая книга Мегре «Кто же мы?» только в Санкт-Петербурге вышла тиражом в 500 000 экземпляров, совокупный тираж каждой книги превышает миллион экземпляров. Положительную оценку идеям, изложенным в серии «Звенящие кедры России» дали известные люди: верховный муфтий России Талгат Сафа Таджудин [4], экс-губернатор Саратовской области Дмитрий Аяцков[5], писатель Михаил Задорнов[источник?], актер Александр Михайлов[6], актриса Ольга Будина[7], Яак Йоала[8], боксер Василий Жиров [9].
Серия включает в себя книги:
Оппоненты автора считают[источник?], что он делает бизнес на книгах и изделиях из кедра.
Международная научно-практическая конференция 2001 года «Тоталитарные секты — угроза XXI века» отнесла культ «Анастасии» к наиболее известным и опасным современным деструктивным культам[10]. Данное определение было подтверждено на международной научно-практической конференции «Тоталитарные секты и демократическое государство», проходившей в Новосибирске в 9 — 11 ноября 2004 года.
В 2004 году также вышла книга Алексея Ивакина «АнтиАнастасия. По ком звонят кедры» с попыткой разоблачить Мегре и его последователей.
Некоторые мероприятия и встречи, организуемые читателями книг, осуждаются представителями РПЦ МП. В 2005 году диакон Андрей Вячеславович Кураев вместе со студентами Свято-Тихоновского православного гуманитарного университета пикетировали гастроли театра «Встреча» в Южно-Сахалинске[источник?].
Идея родовых поместий перекликается с идеями малоэтажной или одноэтажной России, заявил первый заместитель председателя правительства России Дмитрий Медведев во время интернет-конференции в марте 2007 года[11]. Медведев напомнил, что этим вопросом правительство занимается с середины 2006 года. «В масштабах такой страны, как наша, с таким огромным запасом территорий нет смысла всем концентрироваться только на небольших участках земли, пусть даже мегаполисов. Гораздо полезнее и для здоровья, и для государства, для страны рассредоточиваться по всей территории нашего огромного государства», — сказал Дмитрий Медведев.
Полномочный представитель президента в Сибирском федеральном округе Анатолий Квашнин считает необходимым развитие родовых поместий для россиян в Сибири[12]. По словам А. Квашнина, это позволит решить проблему перенаселенности городов. По мнению полпреда, 30 % нынешних горожан должны жить за городом. «Многие люди хотели бы жить в индивидуальном жилье. Достойное жилье держит человека на одном месте. В Сибири необходимо закладывать основы родовых поместий, которые скрепляли бы отношения в семье», — отметил А. Квашнин.
Начальник департамента строительства Минрегионразвития Анвар Шамузафаров об итогах II Съезда строителей Сибири: «Особенно мне понравилась красивая идея создания родовых поместий, которая претендует на роль национальной идеи России. Мы занимаем жильём лишь 1,1 % территории страны, а 98,9 % площади России распоряжаются бюрократы. Нужно передавать неиспользуемые сельхозугодия и лесные территории во владение народу, сделав его хозяином жизни. Мы постараемся разработать законодательную базу для этой идеи».