• Авторизация


О вере, трусости и лицемерии 17-12-2024 03:15 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Меня спросили, как возможно, что такое происходит в Трапезном храме (как пример общего явления), а мы, православные, молчим.

На этот вопрос невозможно ответить в узком окне чата. Потому что ответов будут десятки. Ответы будут болезненные и тяжелые. Они будут опасными и не устроят ни одну сторону. Потому все эти годы их не хотелось даже формулировать, зная, что все равно отвечать нельзя.

 

  1. Начну с той плоскости, в которой меня просили ответить. О трусости и лицемерии.

Да, многие из нас и трусливы и лицемерны. И это нормально. Не все люди рождены волками и собаками. Не все люди умны. Многие как раз нет. И они не обязаны прыгать выше своей головы, тупя вообще всегда и везде, но прозревать именно в вопросах веры и ритуалов. Т.е. обязаны конечно в пределе. А в реальной жизни – нет. Для защиты веры и слабых людей от их ошибок существуют те, рожденные волками и собаками. Это мы были обязаны первыми стать в стойку и пойти грызть глотки за веру и слабых людей. Мы этого не сделали.

И даже здесь я не имею права судить других, потому что не сделала этого сама. Я всегда могу сослаться на свою слабость и здоровье. Но правда в том, что да – я труслива. И я боюсь. Я боюсь сейчас, я боялась всегда. Я не вижу смысла отдавать свою жизнь, не изменив этим ничего. В этом я отличаюсь от мучеников первых веков. Не мне судить других.

2. Многие из православных не знают свою веру. Да что там многие – 95% ее не знают. Их представление о вере ограничено корзинками в Пасху. Можно ли их так уж судить? Когда мы учились на курсах, нам не выделяли даже помещений. Мы учились в нижних залах неотапливаемых церквей, зимой, в пальто и рукавицах, как когда-то в 90х – в красном корпусе кгу. Часто без нормального света, столов. И если у настоятеля появлялись варианты получше, нас просто сгоняли в никуда. Несколько лет мы учились в помещениях КДАиС, по 3 человека за партой. И на весь несколькомиллионный Киев нас таких было по 20 человек на потоке, всего порядка 2-3 сотен на город. И даже в таком количестве мы были обузой, нежеланными бастардами Церкви. Что требовать от погруженного в быт уставшего еле выживающего человека, который о Церкви-то слышит только из телевизора и так, как велено? Скажут, что гопак – это наша вековая литургическая традиция – так и будет.

3. Ровно то же, что в вопросах политических. Прущего против потока… ну, вы понимаете. Я даже писать об этом не буду. Уже писала лет 10 назад.

4. Уже серьезнее и хуже. Церковная иерархия. Наша церковная иерархия все годы, сколько я наблюдаю процесс, старается лизать всем, кого достанет. В надежде сохранить посты и привилегии. Более того, большая ее часть состоит из тех же прозападно-униатски-ориентированных поклонников католицизма. Кто в силу моды, кто за гранты и должности. Сколько раз было, что светлые яркие мальчики, вчера читавшие лекции, сегодня побивающие на диспутах (в том же КЛБИ 13) криптокатоликов (а за ними стоят охренительные деньги, чего стоит издательство «Дух и Литера», осенние чтения, круглогодично работающие лагеря с приглашаемыми лекторами из ближнего и дальнего зарубежья. Ну, серьезно, вы же не думаете что все это оплачивается из своего кармана, прихожанами или идет с десятины? Будьте реалистами, засуньте уже в жопочку свой идеализм, наконец), завтра становились епископами у раскольников. Большая часть наших иерархов спит и видит унию. И все произошедшее подготовлено и произошло либо с их молчаливого попустительства, либо активного согласия. Да хотя бы настоятель церкви в моем парке в 150 м от дома, куда я давно не хожу – руководитель отдела внешнецерковных связей (считай, МИД) – один из самых активных участников всего, искренне презирающий Борщаговку, на которой пришлось служить.

И нет, это не значит, что все такие. Есть тихие подвижники, выполняющие свою работу и делающие максимум возможного под сильным давлением. Есть те, кто рано сгорел и тихо ушел. Те, в чьем присутствии ты чувствовал исповедь дошедшей до Бога даже не сказанной вслух. Как всегда, их-то и не видно. О них не кричат. Кричат о таких, как Ткачев. А их сгоняют с должностей в городе куда-нибудь к черту на кулички или по селам. Где они едва выживают.

Вот тот пункт, по которому мы спорили с моим одесским другом – о клириках.

5. Буду ли  так уж винить их? Нет. Церковь, как институт, выбрала путь подчинения и растворения в государстве еще в первые века. И лишь потому она жива. Одной из ее задач является сохранение физических жизней своих членов-прихожан. И, спровоцировав волнения и бунты, она добьется лишь массовой гибели тех самых тихих, усталых, глупых, неграмотных масс.

Они неграмотны и ошибаются? – да. Но что же, убивать их теперь за это?

Церковь обязана отстаивать Истину превыше всего, даже ценой гибели и жертвы? – да. (И ты прав, как в том анекдоте).

Но где грань между оправданной жертвой (заметьте, в меньшей степени собой, сколько другими и слабыми) и напрасной бойней? Вот я не возьму на себя такое решение. Хотя да, правильно подготовленный и горящий верой иерарх обязан уметь определять это и принимать такое решение. Но давайте вспомним Отцов Церкви, того же Златоуста – он пошел в ссылку сам, он не погнал на бойню других, отсиживаясь в комфорте. Здесь всегда есть соблазн смягчить и не делать резких движений. Но соблазн ли?

6. Режимы приходят и уходят, государства создаются и падают. Мы отрезаем часть себя, когда государство наступает уж слишком – отдаем мертвые камни, отдаем росписи, отдаем книги и ритуалы, и уходим вглубь себя. Наша духовная жизнь – это не стояние в Церкви. Храм нужен для исполнения таинств. Но когда у нас отнимают церкви, мы уходим в катакомбы (собираемся по квартирам, лезем в подземелья) и исполняем таинства там. Сколько раз такое уже было и сколько еще будет.

7. Хуже другое – что миллионы людей не узнают сути работы со страстями, не поймут в чем смысл рождения и смерти, не примут участия в таинствах – просто потому что им никто никогда не расскажет и не даст опыта переживания Встречи. Вот почему раскол считается худшим из грехов. Ну, так что я сделаю? Я не сделаю мир для тебя лучше. Как я уже сказала, я труслива и слаба, и моих сил недостаточно – и я имею ввиду всех нас таких, нас всех недостаточно, каждого отдельно и всех вместе.

У каждого из нас свои мамы и папы, дети и братья-сестры, свои маленькие сады – зоны ответственности, которые погибнут без наших забот. Вот ими мы и занимаемся.

Нет, есть такие герои, которые могут, решатся, пойдут и сотворят. Пассионарии. Но их всегда был лишь процент от общей массы. (и хорошо, иначе народу кранты)

8. В первые века религия служила в большой степени средством политической борьбы. То, что мы знаем в своих пересказах как явления духовные, вроде принятия Символа веры, борьбы с Арием, несторианством, монофлитством и монофизицтвом (блин, я уже всего этого не помню, тем более с датами и подробностями), в тот момент продвигалось именно как борьба политическая между партиями. Бунты Студийского монастыря, буйных и склонных к насилию монахов, избиения сектантов при объединении Итальянских государств, гражданская при зарождении протестантизма (я уже даже слов таких не помню со своей работой) – все это было лишь красивой оболочкой борьбы политической. И с тех пор ничего не изменилось

У нас принято рвать волосы и кричать «караул! Как же, как же! Вот в первые века они были такие активные и на рынках спорили о природе Иисуса, как сейчас спорят о политике! О, какое обмирщение! Какой распад! О времена, о нравы!» - ну так эти споры и были политикой того времени, внешней ее красивой оболочкой. Сейчас политика секуляризировалась и спорится сама, без этой оболочки. Вернее, завернувшись в оболочку новой веры, столь же необсуждаемой (о ереси Хилиазма в 13-14гг я писала уже тогда, и не рискну больше сейчас).

9. Добавим сюда тему разрушения системы образования? – в результате чего мышление граждан стало алогичным, разорванным, а сознание фрагментарным. О чем вы можете спорить/дискутировать с человеком, у которого А одновременно и равно А, и не равно А,  а еще равно В, С и Д, а также Е при условии Г.

Люди умудряются с пеной у рта защищать 3-4 абсолютно противоречащие друг другу тезиса в двух соседних фразах – кому и что вы хотите доказать? Реальность в наши дни чаще сформирована верой и комфортом, чем информацией.

Ну, я думаю, хватит.

И да, это тоже не ответ. Я знаю.

И ты прав )

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):
tric_trac 17-12-2024-04:56 удалить
Сильно. Спасибо. И про гопак так образно, что сижу и до сих пор улыбаюсь.
Oreanna_2 17-12-2024-11:04 удалить
Ответ на комментарий tric_trac # Спасибо )


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник О вере, трусости и лицемерии | Oreanna_2 - Oreanna_2 | Лента друзей Oreanna_2 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»