весь пост украла из jj.
О, Генри!
Редакторы журналов мод носили его на руках. С командой моделей и стилистов он исколесил самые экзотические уголки Земли. Благодаря Генри Кларку (Henry Clarke) красоты и изящества в нашем мире стало больше.
В фильме Стэнли Донена «Забавная мордашка» Фред Астер играет модного фотографа. Считается, что это Ричард Аведон, но на самом деле главный герой практически списан с другого мастера – обаятельного парижского американца, галантного и куртуазного Генри Кларка.
[425x560]
Текст: Робин Мюир
Когда 74-летний Кларк последний раз появился в лондонской редакции Vogue в 1992 году, он забрал несколько оставшихся там ещё с 1950-х годов негативов. С этой славной декадой Кларк ассоциируется безошибочно и моментально. В последующие лет тридцать карьера его была вполне успешной, но тогда, в послевоенном, истосковавшемся по красоте мире, он, как никто, смог показать, какими тонкими и изящными могут быть талии и лица.
Его прелестные, надменно-скуластые модели – Дориан Ли, Сьюзи Паркер, Анн Сент-Мари, Cтелла Оук, Ловима, хоть и кажутся чересчур экстравагантными, но существуют в реальном мире: вот Дориан Ли в вечернем платье от Jacques Heim, белых перчатках и широкополой шляпе – в музее Petit Palais, на фоне картины Гюстава Курбе. Довима в платье с фестонами на рукавах, шляпке и черных перчатках прилегла на тахту и делает послеобеденные телефонные звонки. А любимица Кларка Анн Сент-Мари выгуливает свою огромную овчарку – выбрав для этой прогулки крепдешиновый леопардовый ансамбль от Dior. Принимаясь изучать моду, фотографии Генри Кларка каждый берет за образец: за ними – великолепное знание предмета, прекрасный вкус, гениальное чувство кроя и материала – ни одна складка одежды в его фотосессиях не случайна.
[1071x1474]
Dorian Leigh pour Jacques Heim, 1955
[979x979]
Anne Saint-Marie pour Balenciaga, 1955
[1060x1083]
[1071x1474]
Anne Sainte-Marie pour Christian Dior, 1955
[1058x1472]
Anne Sainte-Marie pour Jacques Fath, 1955
Сам Кларк был необычайно элегантным человеком, обаятельным, с безупречными манерами – собственно, как раз таким он нам и представляется по своим снимкам. В редакции британского Vogue ходили легенды о том, например, как он вслух вопрошал, что это за глупость «молодежная» или «уличная» мода и кто будет носить эти нелепые спортивные туфли, именуемые в Америке sneakers, а Англии – trainers (а в России – кроссовки).
Сам он навсегда остался в 1950-х, в той эпохе, когда, как пишет близкая подруга Кларка, шеф парижского бюро американского Vogue Сьюзан Трейн, «все всегда точно знали, что и куда надеть: какой наряд выбрать для ланча, а какой – для ужина или коктейля; какая ткань и цвет подходят для какого времени суток… Эти негласные правила были точны, как фигуры менуэта».
В съемках Кларка никогда не появятся «нелепые спортивные туфли». Так называемой уличной моды там тоже не будет и следа. Зато настоящей экзотики предостаточно, особенно в 1960-е и 1970-е. Для Vogue это была эпоха дальних странствий и великих открытий: Ливан и Антарктида, Бали и Иордания, остров Тасмания и Мертвое море.
[1067x1472]
Anne Sainte-Marie pour Lanvin, 1955
[1075x1094]
Anne Saint-Marie pour Chanel, 1955
[828x816]
Anne Sainte-Marie pour Jacques Fath, 1955
[1315x1344]
Anne Sainte-Marie pour Jean Patou, 1955
[1072x1088]
Anne Sainte-Marie pour Paulette, 1955
[477x480]
Model wearing coiffure of a cap, with feathers in shades of flamingo pink, 1955
По части интеграции моделей в экзотические пейзажи Генри Кларку поистине не было равных – девушки идеально вписывались в ландшафт. Или же создавалось впечатление, будто съемочная группа случайно «в кустах» обнаружила местную красавицу; ну а та, опять же по чистой случайности, оказалась наряжена в брючный «пижамный» костюм от Pucci. Пейзажи по яркости не уступали нарядам, и это было несомненным плюсом: в те годы большинство читателей, даже такого элитарного журнала, как Vogue, могли только мечтать об атлантических перелетах и дальних путешествиях. Зато в съемках Генри Кларка они в красках видели страны и континенты, о которых знали не больше, чем о соседних галактиках.
В 1951 году Кларк подписал беспрецедентный контракт, позволяющий ему снимать сразу для трех изданий – французского, английского и американского Vogue. Но и выкладывался он по полной. Знаменитый редактор американского Vogue Диана Вриланд отправляла его в экзотические командировки и велела не возвращаться без двадцати-тридцатистраничных историй. Вот что пишет о съемках на Барбадосе редактор британского Vogue Эйсла Гарланд: «Меньше чем за десять дней нам нужно было отснять – на моделях – семьдесят шесть вещей! Генри работал не переставая, забывая о сне и еде, а окунулся в море лишь тогда, когда настала очередь снимать купальники».
В 1960-70е любимыми моделями Кларка были Мариза Беренсон и Верушка, они блистали в десятках фотосессий со знойными названиями: «Мода в зените солнца!» (Мексика), «Мода на восходе» (Индия) и т.п. От каждой из съемок Вриланд приходила в такой восторг, что тут же заказывала следующую. Вот что она в своей неподражаемой манере писала Кларку в 1966 году: «Дорогой Генри, мы просто очарованы вашими «леди в кафтанах». Все они – и каждая в отдельности – ослепительно хороши. Никто, никто, кроме Вас не способен посмотреть на женщину такими глазами».
[477x480]
Veruschka posing in bamboo jungle wearing asymmetrical floor length, transparent flowered, silk, organza poncho over matching body suit, all by Griffe, 1965
[458x480]
Model Marisa Berenson in gold caftan by Tina Leser with rings by Gripoix and gold jeweled sandals by Bernardo, 1967
На самом деле «такими» глазами он смотрел на все вокруг, и когда на склоне лет, в 1980-х, Кларк увлекся съемками для House & Garden, никто не удивился. «Снимая моду, он всегда был очень внимателен к интерьерам, - вспоминает его модель Беттина. – Он покупал цветы, доставал где-то антикварную мебель, выстраивал фон, как театральную декорацию. Воображения и вкуса ему было не занимать – свидетельство тому его собственный дом: особняк XVI века с видом на море в Рокербрюне».
В детстве дома как такового у Генри Кларка не было. Он родился в 1918 году в Лос-Анджелесе и переезжал с родителями, ирландскими эмигрантами, с места на место десятки раз, пока в 1932 году семья не осела в Сан-Франциско. В 1946-м Генри Кларк, декоратор витрин из Оукленда, берет полугодовой отпуск за свой счет и переезжает в Нью-Йорк. Вскоре он уже работает в издательском доме «Конде Наст» на должности ассистента по аксессуарам и, наблюдая за работой великих Хорста и Сесила Битона, находит свое истинное призвание – фотографию.
Генри научился обращаться с казенной камерой и посетил несколько уроков, которые в те времена давал пионер графического дизайна в Америке, знаменитый Алексей Бродович, а дальше судьба распоряжалась сама. Кларк не уворачивался от нее и не пытался объять необъятное – просто брал то, что само шло к нему в руки. А это была мода в её самом элегантном обличье. И знаменитости – такие, как Ли Радзивилл, баронесса фон Тайсон, сестры Гиннесс, Марелла Аньелли, звезды итальянского кинематографа эпохи неореализма.
[1066x1085]
Mrs. Loel Guinness and Daughter Modeling, 1957
[320x480]
Marella Agnelli, Wife of Fiat Heir, Italy’s Unofficial First Lady
[997x1102]
Baroness Fiona Thyssen-Bornemisza, 1962
[1069x1133]
Anna Magnani, 1950
Он не снискал громкой славы не только из-за светил-соперников – Ирвина Пенна и Ричарда Аведона. Природная скромность и внутреннее изящество Кларка тоже сыграли немалую роль – шумный успех показался бы ему безвкусицей. Хотя он бы вряд ли огорчился, узнав, что его большая персональная выставка прошла в парижском Musee de la Mode с грандиозным аншлагом.
Для нас, сегодняшних, работы Генри Кларка – история полувековой давности. Для истории моды – это целый столетия. Сегодня, когда нелюбимый Кларком «уличный» стиль главенствует не только на улицах, а кутюр второпях уходит на пенсию, мы смотрим на плятья и лица с его снимков, на «всех этих дам под вуалями, с лебедиными шеями и втянутыми как у борзых животами» (так писала о нем журналист Сьюзи Менкес) как на реликты ушедшей эпохи. Эпохи, когда мода была Высокой.
[710x1334]
Anne Saint-Marie test de maquillage, 1955
[854x1051]
Sophie Litvak pour Jacques Fath, 1949
[643x691]
Betty pour Rossen, 1950
[1067x1471]
Ann Huting pour Jacques Heim, 1951
[733x740]
Clarke's Studio, 1951
[758x806]
Clarke at work, 1951
[692x740]
[1060x837]
Regine pour Meggy Rouff, 1951
[1054x1331]
Regine pour Schiaparelli, 1951, Roquebrune
[1058x1025]
Stella Oakes pour Balenciaga, 1951
[826x1082]
1951
[605x806]
1951
[1037x1328]
Bettina pour Jacques Fath, 1949
[1024x1306]
Bettina pour Jacques Fath, 1949
[1043x1100]
Bettina dans le Studio de Nadar pour Jacques Fath, 1950
[1147x1579]
Bettina pour Balenciaga, 1950
[1008x1579]
Bettina pour Jacques Fath, 1950
[1021x1098]
Bettina pour Pierre Balmain, 1950
[787x806]
Bettina pour Lanvin, 1951
[984x1099]
Bettina pour Dior, 1952
[1064x1060]
Bettina pour Gilbert Orgel, 1952
[1148x1580]
Bettina pour Lebigot, 1952
[929x1440]
Bettina pour Maggy Rouff, 1952
[1067x1028]
Bettina, 1953
[1148x1574]
Bal in Madrid, 1952
[1147x1579]
Comtesse Consuelo Crespi, 1952
[653x1440]
Fiona Campbell-Walter pour Schiaparelli, 1952
[1220x1681]
Margaret Phillips pour Givenchy, 1952
[1060x1087]
Sue Jenks pour Joset Walker, 1952
[1000x1327]
Henry Clarke with models, 1953
[1145x1577]
Edwige Feuill in Balmain, 1953
[1148x1580]
Gabrielle Chanel Sitting at Home Wearing Jersey Suit, 1954
[1114x1534]
Ivy pour Balenciaga, 1953
[1004x1580]
Ivy pour Maggy Rouff, 1953
[1013x1123]
Nellie pour Desses, 1953
[696x984]
Gigi pour Balenciaga, 1951
[768x984]
Gigi pour Dior, 1951
[1060x1021]
Gigi pour Jacques Griffe, 1951
[1277x1286]
Gigi pour Lanvin, 1951
[686x979]
Gigi pour Lanvin, 1951
[526x538]
Gigi pour Albouy, 1955
[1106x1409]
Dior, 1954
[1054x1395]
Ann Nutting pour Lanvin, 1954
[1224x1597]
Dior, 1954
[1060x1039]
Dorian Leigh pour Jean Desses, 1954
[912x1243]
Hildegard Knef, 1954
[899x1486]
Maria pour Gres, 1954
[1071x1474]
Patricia pour Fath, 1954
[395x480]
Model wearing white back-laced bodice brassiere, lace petticoat, and black lace topped stockings. All from the Jacques Fath collection.
[1027x1138]
Dorian Leigh pour Jean Patou, 1955
[1064x1088]
Enid Boulting pour Gres, 1955
[1071x1473]
Isabell pour Revillon, 1955
[468x617]
[468x607]
1955
[1224x1387]
Suzy Parker pour Givenchy, 1952
[1142x1392]
Suzy Parker pour Mauboussin, 1953
[816x1670]
Suzy Parker pour Chanel, 1954
[1066x1087]
Suzy Parker pour Chanel, 1954
[1186x1186]
Suzy Parker pour Dior, Monte Carlo, 1954
[1018x1171]
Suzy Parker pour Fath, 1954
[1144x1576]
Suzy Parker pour Givenchy, 1954
[989x1189]
Suzy Parker pour Griffe, 1954
[1067x1087]
Suzy Parker pour Manguin, 1954
[901x1472]
Suzy Parker pour Pertegaz, 1954
[1067x1472]
Dovima pour Fath, 1956
[758x792]
Dovima pour Fath, 1956
[1040x1259]
[1223x1257]
Dovima pour Lanvin, 1956
[1067x1083]
Dovima pour Madeleine de Rauch, 1956
[1344x1498]
Madame Arturo Lopez-Willshaw en Patou, 1956
[1223x1348]
Madame Giovanni Agnelli en patou, 1956
[1145x1577]
Vicomtesse de Ribes, 1956
[1067x1110]
Canada Furs, Automne-Hiver 1957
[1145x1577]
Margaret Philips, 1957
[1069x1472]
Marie-Helene Arnaud et Joanna McCormick pour Lanvin, 1957
[1148x1580]
Marie-Helene Arnaud pour Desses, 1957
[814x1682]
Renee pour Dior, 1957
[1334x1373]
Suzy Parker and Cary Grant in Kiss Them for Me, 1957
[1006x1292]
[1219x1536]
Suzy Parker pour Lanvin, 1959
[1148x1580]
Anne Saint-Marie pour Lilly Dache, 1958
[637x632]
Jessica Ford pour Cardin, 1958
[1141x1577]
Jessica Ford pour Griffe, 1958
[646x637]
Jessica Ford pour Lanvin, 1958
[1019x1278]
Marie-Helene Arnaud pour Chanel, 1958
[640x629]
Marie-Helene Arnaud pour Dior, 1958
[1002x1291]
Mimi Darcangues pour Chanel, 1958
[1145x1577]
Joanna McCormick pour Balmain, 1957
[1148x1577]
Joanna McCormick pour Chanel, 1957
[1292x1327]
Joanna McCormick pour Dior, 1957
[1071x1474]
Joanna McCormick pour Fath, 1957
[1145x1577]
Joanna McCormick pour Griffe, 1957
[1071x1474]
Joanna McCormick pour patou, 1957
[1013x1579]
Anne Saint-Marie pour Lilly Dache, 1959
[1148x1580]
Anne Saint-Marie pour Saks, 1959
[1109x1099]
Betsy Pickering pour Dior, 1959
[1118x1099]
Betsy Pickering pour Dior, 1959
[1114x1116]
Betsy Pickering pour Ricci, 1959
[1133x1574]
Bettina pour Balenciaga, 1959
[1016x1312]
Bettina pour Schiaparelli, 1959
[768x979]
Claudette Colbert Modeling Satin Dress, 1959
[893x1891]
Isabelle pour WIlson Fomar, 1959
[998x994]
Lena pour Cardin, 1959