[480x360]

1311 г. — 20 в.
Снетогорский монастырь, близ Пскова, на горе, исстари называемый Снетною. Основан в XIII веке преподобным Иоасафом, бывшим в сем монастыре первым игуменом (см. 4 марта), мощи которого и почивают здесь, а в особенном ковчеге открыто положены две кости и голова. С 1804 года монастырь обращен в загородный архиерейский дом. Ежегодно 8 сентября сюда бывает крестный ход из всех церквей Пскова.
Снетогорский женский монастырь был построен недалеко от Пскова, вниз по течению реки Великой. Он занимает вершину круглой горы, образующей мыс, который круто огибает река. В сторону города гора круто обрывается, и над водой нависают крупные выступы слоистого камня. Вознесенный на древнюю скалу над Великой, живописно вписанный в ее излучину, монастырь эффектно и точно создал доминанту архитектурно-природного окружения.
Название горы "Снетная" происходит от слова "снеть" - снеток - крошечная рыбка, которой так славится Псков. Из Псковского озера снеть ходила нереститься вверх по Великой во Пскову - реку. Она заходила и в залив у подножия Снетной горы, дав название и ей и построенному здесь монастырю.
Как и Мирожа, Снетный стал «визитной карточкой» Пскова, но — в правобережной панораме, на важных путях в Псково-Чудское озеро, и далее — в варяжские и латинские страны, откуда «лихие градоимцы» приходили к его стенам в 1299, 1581 и 1615 гг; а в 1941-1944 гг. здесь размещался немецкий штаб группы армий «Север».
Дата основания монастыря неизвестна. Древнейший монастырь Пскова; основан, по церковному преданию, в 13 веке, как мужской монастырь, знаменитым «храброборцем», защитником «града Святой Троицы» князем Довмонтом и преподобномучеником игуменом Иоасафом. Впервые он упоминается в 1299 году, когда летописец рассказывает о нападении немцев на Мирожский и Снетогорский монастыри.
Древнейшая дошедшая до нас постройка монастыря - это каменный собор Рождества Богородицы, сооружённый в 1310 году и вскоре расписанный. В начале 16 века монастырь получил каменную трапезную палату со столпообразной церковью (в 1519 году) и восьмигранную церковь Вознесения под Колоколы, увенчанную высоким шатром колокольни. Кельи и ограда оставались деревянными. Таким монастырь изображён на иконе, находящейся в Псковском музее.
Каменные ворота монастырь получил в 17 веке, а каменную ограду - в 19 в.
Большой, красиво расположенный монастырь служил преддверием Пскова. 13 сентября 1472 года здесь вышла из насада (речного судна с высокими бортами) племянница последнего византийского императора Софья Палеолог - невеста великого князя Московского Ивана 3, следовавшая из Рима в Москву. Здесь после молебна в Рождественском соборе Софья надела царские одежды, и отсюда торжественно въехала во Псков через Варлаамские ворота. Гостеприимные псковичи поднесли ей 50 руб., за что она обещала в случае надобности заступиться за них перед великим князем.
В настоящее время богослужения проводятся в церкови Николы, при ней находится и монастырская трапезная.
Фрески Снетогорского монастыря 14 в. в настоящее время реставрируются.
Наследуя Мироже, Снетогорская обитель также являлась важным духовным центром Пскова; отсюда происходят: преподобный Иоасаф, псковский чудотворец, святые преподобные Евфросин и Савва Крыпецкий, патриарх Иоасаф. В 15 в. монастырь посетила наследница византийского престола Софья Палеолог; в 19 в. здесь трудился архиепископ Евгений Болховитинов; сюда, живо интересуясь псковскими древностями, приезжал А. С. Пушкин.
В 20-30-е гг. 20 века монастырь был разорен, разрушена его дивная 86-метровая церковь Вознесения «под колоколы»…
С 1993 г. обитель принадлежит Псковской Епархии; ныне это Рождества Богородицы Снетогорский женский монастырь.
Архитектурный ансамбль монастыря включает в себя следующие постройки:
Собор Рождества Богородицы. 1311-1313 гг.
Храм внешне и внутренне сохраняет прямые связи со своим великим прототипом — Мирожским собором 12 века. Почтительно — подражательный характер Снетогорского собора очевиден в форме кубического четырехстолпного четверика с большой апсидой в центральной части на востоке и резко пониженными, подчинёнными ей боковыми апсидами. Широкий барабан первоначально был увенчан шлемовидной главой с оригинальным стрельчатым аркатурным поясом, покрытие сводов было позакомарным (ныне четырехскатное). В западной части четверика, как и в Мироже, были замкнутые угловые камеры второго яруса. Поздние пристройки галереи и паперти, изменение формы главы не затемняют главного: древний собор сознательно воспроизводил и закреплял греко-византийскую традицию.
Однако, именно Снетогорский храм становится родоначальником собственно псковской школы: здесь работают свои мастера и впервые в церковном зодчестве используется местный материал — известняковая плита (без плинфы). Это изменило формы храма, сделало их легче, подчеркнуло рукотворность; здесь нет мирожской строгости очертаний; в интерьере ощущается изменение размеров: меньше подкупольное кольцо уже — барабан.
Рациональная отточенность византийского храма уступила иррациональной неопределенности архитектурной формы — псковская традиция вступает в свои права.
Лучшее в Снетогорье — его всемирно известные фрески. Псковские художники создали ансамбль живописи, — по эмоционально-экспрессивной напряженности, свободной живописной манере и богословским откровениям, — вырывающийся за пределы мирожских образцов. Так впервые в 1313 г. заявила о себе во весь голос знаменитая в будущем псковская художественная традиция.
«Открытие» забытых, забеленных фресок состоялось в начале 20 века, с тех пор храм постоянно реставрируется и хранится музейно. В реставрации Снетогорья принимали участие многие известные учёные, от К. К. Романова и Ю. П. Спегальского до Г. С. Батхеля и В. Д. Сарабьянова.
Руины Храма Вознесения «под колоколы». 16 в.
Интереснейшая церковь столпообразного типа напоминала знаменитую колокольню Ивана Великого в Московском Кремле. Сохранилось восьмигранное основание и стены пятиметровой толщины подвального этажа. Оригинальные своды и железные связи в плитяной кладке указывают на возможное участие в возведении колокольни итальянских мастеров (Вл. В. Седов). Верхние ярусы (во втором помещалась церковь, в третьем — колокольня) были варварски разрушены в 30-х годах 20 века. «Снетогорский столп» достигал 86 метров и был чудесной видовой точкой обзора окрестностей… Здесь, на заре юности, Юрий Павлович Спегальский дал клятву посвятить себя изучению псковских древностей, и сдержал ее, став знаменитым исследователем-краеведом…
Никольская церковь с трапезной палатой «теплой на погребах». 1519 г.
Храм небольшой, одноапсидный, с декоративным (в древности — световым) барабаном. Особенно интересен бесстолпный тип конструкции, встречающийся в Пскове, и трапезные палаты в три яруса: средний и нижний на сводах с пониженными подпружными арками, верхний ярус связан с церковью, - первоначально это была высокая сводчатая палата со столпом в центре. Церковь св. Николы — «наиболее древний из известных псковских монастырских трапезных храмов» (И. Б. Голубева).
Архитектурный ансамбль монастыря включает в себя также: Северные ворота (17 в.), Южный корпус (17-19 вв.); Жилые корпуса, деревянный амбар и каменная ограда 19 века, а также строения времен фашисткой оккупации 1941-1944 гг.
Часовня Четырех Святителей Снетогорского монастыря 18 в.
Находится невдалеке от монастыря над берегом реки Великой. Небольшая, одноглавая, восьмиугольная в плане; перекрыта зонтичным сводом с распалубками. По преданию, на месте часовни был прежде древний монастырь.
Из часовни происходит знаменитая икона псковского письма 15 века «Избранные святые: Параскева Пятница, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Василий Великий», ныне хранящаяся в Третьяковской галерее.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».
Источник: http://www.mypskov.info/content/snetogorskij-zhenskij-monastyr
Фото с сайта: http://www.mypskov.info/content/snetogorskij-zhenskij-monastyr
Место на карте