Смысл жизни
28-01-2009 21:27
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Сегодня ко мне, требуя отчета взрослого человека, с этим обращаются подростки. В нашем обывательскомобществе такие вопросы далеко не поощряются. При нашей духовности на коммерческой основе вообщестановится стыдным думать, о чем-либо, кроме своих, не в меру раздутых, инстинктов. И тем более мнедорого доверие.Не нужно только путать смысл и значение. Смысл – это вообще личностная категория. Когда мы говорим о смысле, мы всегда подразумеваем по отношению к кому. Смысл что-либо может иметь только по отношению к личности. Я не имею смысла для стенки, но стенка имеет смысл для меня, потому что она подпирает крышу и защищает меня от дождя и холода. Я не имею смысла для этого мира, но мир имеет смысл для меня, потому что я в нем живу. Как личности, мы имеем смысл друг для друга.Мое существование имеет смысл для меня и для других личностей. И если посмотреть в глобальном плане на смысл существования мира и всего человечества, то здесь мы находимся в ситуации, в которой если мы не предполагаем творческой надмирной Личности, то сам мир, его образование и образование человечества оказывается совершенно бессмысленным. Они возникают и существуют случайно, они ни для кого, даже, ни для нас. Тогда существование человечества и отдельных его индивидуумов, не имеет никакого смысла.Мы можем приписывать миру и себе временный смысл по отношению друг к другу, но мы не можем говорить о глобальном смысле нашего существования. Всякое утверждение, что этой Божественной Личности нет так же бессмысленно, как в результате становится весь мир, со всеми его утверждениями. Если Бога нет, то мир формировался и существует ни для кого, человечество ни для кого, я ни для кого.Для кого я в таком случае? Для стенки? Для космоса? Для природы? Для них я, совершенно очевидно, не имею никакого смысла. Не потому ли современная обывательская религия так противится этому вопросу? Подлецы никогда прямо не говорят: ”верь человек – твоя жизнь бессмысленна!”.Трудно объяснить невероятнейшую сложность, информативность, красоту, целевую подогнаность нашего мира под наше существование и многое другое случайным совпадением атомов. В этом у нас будет еще необходимость куда основательнее разобраться.Но проблема человека не просто в незнании какой-то логической формулы.Само по себе незнание еще не способно вызвать ощущение пустоты, которую „силясь поверхностью боли его глубину обмануть” (Никольский), человек готов гасить водкой, наркотиками, разгульем, непомерной занятостью, постоянной загруженностью всего информационного поля, и т.д., в конечном счете,- самоубийством (достаточно взглянуть на неогенные неврозы в книге Франкла „Человек в поисках смысла”. А в наше время эта проблема стоит куда острее. Пустоты, которая способна гнать человека на серьезные жертвенные поиски. В конце концов, ощущение бессмысленности возникает из-за отсутствия направленности человеческой жизни. Хотя и осознанной направленности в том числе пустота возникает тогда, когда моя жизнь ни для кого.Трудно представить себе влюбленных: парня и девушку, которые бы думали о самоубийстве, о бессмысленности. Но отсутствие любви, отсутствие направленности человеческой жизни и создает ощущение пустоты, которое всплывает в сознании в виде логического вопроса о смысле.Но любви не в обывательском смысле слова. Потому что на языке современной попсы, на языке пошлой культуры общества потребления, а отсюда и на языке старшеклассников, слова „я тебя люблю” означают „я тебя потребляю”. Потому что когда современный старшеклассник подходит к девушке и говорит нечто вроде: «люблю я тебя, что ли?», – то для него это, как правило, означает что он «тащится» от тех ощущений, которые испытывает от нее.Один христианский педагог замечательно показал основу этого чувства в разговоре с племянником.
– Дядя Женя, я женюсь.
– Гоша, а зачем ты женишься?
– Да ну, дядя Женя, вы что, не знаете, что ли, зачем люди женятся?
– Не знаю, честное слово. Это у всех по-разному бывает. Ты-то зачем женишься?
– Ну, я ее люблю.
– Очень хорошо, расскажи мне о ней.
– Ну, дядь Жень, она ва-ще! Она кла-ас!
– Нет, „вообще” я не понимаю. Ты мне о ней расскажи.
– Ну, во-первых, у нее:(Тут меня кольнуло: не „она” а „у нее”.
Вот, девочки, почему опасно кокетничать и выставлять напоказ отдельные детали лица и фигуры: ваш избранник, которого вы „подцепили”, скажет не „Катя” и не „Даша”, а „у нее”).Но существует куда более глубокое представление о любви. В христианском понимании „я тебя люблю” означает „я себя отдаю тебе”, „я свою жизнь полагаю для тебя”.„Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за ближнего своего”. И положить душу не означает только умереть за любимого, а прожить для... Но когда любви нет, а есть только удовлетворение потребностей, мне вспоминается «Аквариум».
"Мы используем друг друга, чтоб заполнить пустые места,
Хотел бы я, чтоб заполнить пустые места,
Знаешь, если б мы были вместе, то эта задача проста,
Но я дал тебе руку, и рука осталась пуста.
Мы используем друг друга, чтоб заполнить пустые места”.
Я понимаю, что пустоту не в межчеловеческом, не в глобальном мировом межличностном смысле, нельзя заполнить только одной интеллектуальной логической удовлетворенностью. И то, что «у меня» это на самом деле тоже частичка меня. Но это только начало для настоящего разговора.
Леша:"Где-то в евангелии написано, что смысла не в чем нет. Не помню точно, но где-то там я это читал.""Ну, в Библии то такого значения точно не вложено. Видимо имеется в виду тексты Екклесиаста: „суета сует”, – все суета!, – но суть его книги как раз в том, что все дела человеческие это суета и томление духа, если радости от них не дает Бог. „Ибо человеку, который добр перед лицом Его, Он дает мудрость и знание и радость; а грешнику дает заботу собирать и копить, чтобы после отдать доброму перед лицом Божьим. И это – суета и томление духа!”.А вот материалисты, как раз, иногда даже прямо, так и говорят, что Бога нет и смысла тоже, на самом деле, никакого нет. Это тоже верование такое. Потому что здесь мы находимся в положении, когда ничего не можем знать или последовательно доказать до конца. И способны лишь по вере выбрать для себя, с какой из интерпретаций действительности мы готовы, в той или иной степени соотносить свою жизнь.Но у меня вопрос ко всем атеистам: а зачем выбирать соотносить свою жизнь с представлением, в которой моя же жизнь заведомо не имеет никакого смысла? Где же здесь логика. Впрочем, я знаю зачем:
(Мысли по мотивам лекции А.Кураева)
Что такое личность человека?
Сами люди определили бы по-разному. Часто в традициях западных культур и различных естественных религиях человек определял и определяет себя как совокупность всех своих частей, в которых присутствуют все уровни существования вселенной. С этой точки зрения человек представляет собой некий микрокосм помещенный в макрокосм. Маленький мир помещенный в мир большой. И действительно мы можем видеть в себе все уровни существования, присутствующие во вселенной. Мы существуем на уровне мельчайших материальных частиц и сложных химических соединений. Есть в нас и биологический план существования, и душевное бытие, которое мы определяем с помощью психологических закономерностей. Есть в нас зачатки животной психологии. Об этом можно много говорить. Павел Флоренский резюмировал этот взгляд блестящей фразой: „Человек это сокращенный конспект мироздания”.Но как это не может показаться на первый взгляд странным, уже раннехристианская мысль воспротивилась этому взгляду. Еще в четвертом веке Григорий Богослов писал, что нет, на самом деле человек есть макрокосм помещенный в микрокосм. Отчасти, чтобы понять это, можем просмотреть одно из Кантовских доказательств бытия Божия, где он берет как посылку постулат о свободе человека, который, в свою очередь, постулирует через отрицание противоположности. Попробую пояснить свою мысль при его помощи.Допустим, что человек не свободен, что из этого следует? Это означает, что тогда мы должны снять всякую ответственность с человека за его поступки. Если я не свободен, а всецело завишу от обстоятельств, например, от общества, от того, что от меня требуют и чему меня научили, тогда, если я украл что-то или убил, пусть мои учителя идут в тюрьму вместо меня. Мы должны отменить тюрьмы и ряд общественных заведений. Не можем же мы приписать ответственность речке Припяти за то, что она впадает в Днепр? Мы не можем сказать, что это ее нравственный долг – почетная обязанность или наказать за то, что она выносит в Днепр радиоактивные вещества. Река не обладает даром личностного, даром свободного бытия. Мы не можем приписать ответственность природным стихиям за то, что они что-то образуют или разрушают.Они не имеют свободы выбора.
Если мы утверждаем ответственность человека, то утверждаем и его свободу. Но основной закон вселенной это закон детерминизма. Закон причинно-следственных отношений, взаимного соподчинения всех частей. А человек не подчиняется всецело основному закону вселенной. Он обладает даром личностного свободного бытия, даром творчества, и не сводится к своему вселенскому существованию. В восточной христианской традиции личность в первую очередь воспринимается как начало внемирное, оказывающее инициирующее воздействие на мир. Имеющее во вселенском существовании свое проявление, свои инструменты в виде человеческой индивидуальности, обнаруживающей себя во всех планах бытия. Человек есть макрокосм помещенный в микрокосм. Эти представления вошли в различные философские и научные традиции.
В дополнение к „Русалочке”.Очень показательно для пути преобразования нашего мира, что в советские времена это содержание, как и многих других сказок, было сильно препарировано. Так что ни старшее, ни уже новое поколение даже представления не имеет о настоящих смыслах, многих классических произведений и, в том числе сказок Андерсена.Когда я спрашиваю разных людей, в чем смысл „Снежной королевы” мне говорят, что Герда очень любила своего брата и потому преодолела все трудности, поскольку „любовь побеждает все”.Но смысл у Андерсена совсем другой. Для него человек далеко не способен преодолеть все. Настоящий смысл ее в том, что у Герды было чистое сердце, и потому она смогла принимать помощь от Бога. Помните, почему она смогла пройти к замку снежной королевы? Замерзая и погибая, она начинает молиться „Отче наш”, и Бог посылает ей ангелов, которые прокладывают ей дорогу. Да и домашняя жизнь ее так же оформляется надеждой:„Розы цветут красота, красота.Скоро мы встретим младенца Христа”.Очень близок к этому образ Элизы (Дикие лебеди):„Колыхал ли ветер розовые кусты, росшие возле дома, и шептал розам: „Есть ли кто-нибудь красивее вас?” – розы качали головками и говорили: „Элиза красивее”.Сидела ли в воскресный день у дверей своего домика какая-нибудь старушка, читавшая псалтырь, а ветер переворачивал листы, говоря книге: „Есть ли кто набожнее тебя?” – книга отвечала: „Элиза набожнее!”. И розы и псалтырь говорили сущую правду”. И вся жизнь ее окутано промыслом Божьим.Настоящий же смысл „Русалочки”, тоже совсем другой. У Андерсена бабушка рассказывала русалочке, что они живут триста лет и потом умирают, а люди живут намного меньше, но они имеют бессмертную душу и могут после смерти войти в райские сады.И что если она от всего сердца полюбит человека и он ее, и они венчаются, то их души соединяются, и онатоже обретет бессмертную душу и сможет вместе с ним войти в райский сад. И потом, после всех ее радостей и страданий, она отдает свою жизнь за предавшего ее принца и превращается в морскую пену. Ноона не погибла, как другие русалки. Ее подбирают дочери воздуха, и ей даруется еще триста лет новой жизни, чтобы, трудясь и помогая людям, она могла обрести новую бессмертную душу. Специально распространена была в советской педагогике теория, что Андерсон вообще не для детей писал. Очевидно потому, что совершенная реализация добра, любви, раскрытие полноценного, осмысленного творческого существования могли осознаваться им только с точки зрения вечности. Потому что без атеистических страхов он говорил о смерти. Но советская сказка о русалочке обладает, хоть в глобальном плане, - безисходним, бессмисленным, но все равно очень красивым, ценностно-высоким окончанием. Но что важно, сегодня эти произведения продолжаются переоцениваться. И мне попалась "Русалочка" в современном, сделанном американцами издании на русском языке для наших детей. Это замечательно. Ей приделали американский "хепи-энд", и вышла русчалочка замуж за прекрасного принца. Вообще "хепи-энд" - это, безусловно, религиозный, идиологический конец. Вы вообще, можно сказать, не благонадежны для приличного общества, если не верити в "хепи-энд".
"Над морем поднялось солнце; лучи его любовно согревали мертвенно-холодную морскую пену, и русалочка не чувствовала смерти: она видела ясное солнце и каких-то прозрачных, чудных созданий,сотнями реявших над ней. Она видела сквозь них белые паруса кораблей и красные облака в небе; голос их звучал как музыка, но такая возвышенная, что человеческое ухо не расслышало бы ее, так же как человеческие глаза не видели их сами. У них не было крыльев, но они носились в воздухе, легкие и прозрачные. Русалочка увидела, что и у нее такое же тело, как и у них, и что она все больше и больше отделяется от морской пены.- К кому я иду? - спросила она, поднимаясь в воздух, и ее голос звучал такой же дивной музыкой, какой не в силах передать никакие земные звуки.- К дочерям воздуха! - ответили ей возддушные создания. - У оусалки нет бессмертной души. И обрести ее она может, только если ее полюбит человек. Ее вечное существование зависит от чужой воли. У дочерей воздуха тоже нет бессмертной души, но они могут заслужить ее добрыми делами. Мы прилитаем в жаркие страны, где люди гибнут от знойного, зачумленного воздуха, и навеваем прохладу. Мы распространяем в воздухе благоухание цветов и несем людям исцеление и отраду. Пройдет триста лет, во время которых мы будем посильно творить добро, и получим в награду бессмертную душу и сможем изведать вечное блаженство, доступное людям. Ты, бедная русалочка, всем серцем стремилась к тому же, что и мы; ты любила и страдал; подымись же вместе с нами в заоблачный мир. Теперь ты сама сможешь добрыми делами заслужить себе бессмертную душу и обрести ее через триста лет!И русалочка протянула свои прозрачные руки к солнцу и в первый раз почувствовала у себя на глазах слезы.На корабле за это время все опять пришло в движение, и русалочка увидела, как принц с женой ищут ее. Печально смотрела она на волнующуюся морскую пену, точно знала, что русалочка бросилась в волны.Невидимая, поцеловала русалочка красавицу в лоб, улыбнулась принцу и поднялась вместе с другими детьми воздуха к розовым облакам плававшим в небе.
- Через триста лет мы войдем в Божъе царство!
- Может быть и раньше! - прошептала одна из дочерей воздуха."
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote