Название: Минин и Пожарский
Год выхода: 1939
Производство: Мосфильм, СССР
Режиссёр: Всеволод Пудовкин, Михаил Доллер
Сценарист: Виктор Шкловский
Продолжительность: 1:42:55
http://film.arjlover.net/info/minin.i.pozharskij.avi.html
[показать]«МИНИН И ПОЖАРСКИЙ» – «Мосфильм», 1939 г., фильм восстановлен на киностудии им.Горького в 1963 году.
Автор сценария – Виктор Шкловский. Режиссер – Всеволод Пудовкин. Оператор – Анатолий Головня. Художник – Алексей Уткин. Композитор – Юрий Шапорин. Звукооператор – Евгений Нестеров.
В ролях: Кузьма Минин – Александр Ханов, князь Пожарский – Борис Ливанов, Роман – Борис Черков, Гетман Ходкевич – Анатолий Горюнов, Григорий Орлов – Лев Свердлин, король Сигизмунд – Михаил Астангов.
По материалам книги А.Караганова «Всеволод Пудовкин»
В начале 30 – х годов режиссер Всеволод Пудовкин начинает работать над экранизацией повести Виктора Шкловского «Русские в XVI веке»
Задача фильма – показать средствами кино, как триста лет тому назад русский народ встал на защиту своей многострадальной Родины, истерзанной интервентами и помогавшими им боярами, как он нашел в себе силы, для того чтобы создать народное ополчение во главе с Мининым и Пожарским, как он бился с оккупантами, освобождая Москву и страну от иноземного ига.
Готовясь к съемкам фильма, его авторы тщательным образом изучили события и обстоятельства изображаемого времени. Пудовкин и его сотрудники даже в мелочах стремились следовать истории. Для нужд фильма использовались находки строителей Московского метро, вещи, хранившиеся в тайниках Китайгородской стены, которая тогда сносилась. В одном из таких тайников были найдены предметы боярской одежды – рубаха, порты, шуба. Эти находки послужили образцами при изготовлении костюмов действующих лиц.
При всей скудости сохранившихся материалов о Минине и Пожарском создателям фильма многое удалось узнать, восстановить, представить в строгом соответствии с историей.
«Работая над образами Минина, Пожарского и крестьянина Романа», - писал Пудовкин в статье «Фильм о великом русском народе», - мы не боялись, что они приобретут некоторую монументальность, патетичность и приподнятость. Мы не хотели снабжать их изобилием бытовых черточек. Это, может быть, придало бы образам больше «жизни», но неизбежно лишило бы того обаяния, которым уже окружила их народная легенда.
Хотелось в обрисовке образов оставить лишь крупные черты характеров, сделавшие этих людей полководцами, народными героями».
Пожарский, по свидетельству летописи, был «муж честный, который в ратном деле искусен, в измене не являлся». Скромный человек, он не кичился своим званием, но никогда не терял чувства человеческого достоинства. Сохранившиеся свидетельства говорят о том, что он был сдержанным, умным и мужественным воином. Когда умирал Пожарский, он согласно обычаю принял схиму и в монашеском чине взял имя Козьмы, почтив тем самым память соратника и друга, человека, не принадлежавшего к дворянскому сословию, но своим высокими доблестями завоевавшего любовь князя Пожарского.
Изображений Минина не сохранилось. Известно было только (по фотографиям, сделанным при вскрытии гробницы Минина в Нижегородском соборе), что Козьма Минин – рослый человек с высоким выпуклым лбом. Было решено взять за основу образ, созданный скульптором Мартосом для памятника, стоящего на Красной площади в Москве. Это решение основывалось на том, что миллионы людей представляют облик Минина именно этому памятнику.
В скупых летописных свидетельствах Минин предстает как мудрый организатор, весьма дальновидный и энергичный. Он сумел понять исторический смысл и значение народного гнева. По сохранившимся документам авторы фильма знали, что Минин продал свой дом за 25 рублей и вырученные деньги внес как свою долю на создание постоянного войска. Минин начал объединять людей, собирать казну.
Минин, по замыслу режиссера, должен быть показан как муж большого ума и таланта, но простой, глубоко практический человек точного и обдуманного расчета. Могучий темперамент, способность безраздельно всего себя отдавать патриотическому делу с особой силой должны проявиться на площади Нижнего Новгорода, где, Минин произносит свою знаменитую речь, обращенную к народу.
Пожалуй, самое сильное в фильме – это сцены боев: атаки крылатой польской конницы, ее разгром, пожар Москвы и борьба воинов князя Пожарского за сохранение города, финальная битва на берегу Москвы – реки…
На съемках сцены боя русских с поляками, вспоминает Б.Чирков, Пудовкин с репортерской камерой в руках врывался в самую гущу «сражавшихся» противников и снимал все, что попадало в поле зрения объектива: мечи, копья, головы лошадей, утоптанную землю, облака, раскрытые в крике рты воинов, вытаращенные глаза… Снимал то, что невозможно достоверно сыграть актеру, все, что придает эпизоду картины убедительность действительно происходившего события. Результаты этой поистине вдохновенной работы режиссера мы в полной мере ощущаем на экране.
http://www.recordnn.ru/index.php?type=572&idMus=6
Пудовкин Всеволод Илларионович (16.2.1893, Пенза - 30.6.1953, Москва), кинорежиссер, народный артист СССР (1948), трижды лауреат Сталинской премии (1941, 1947, 1951). Учился на математическом факультете Московского университета (не окончил). Образование получил во ВГИКе (1925). В 1915 призван в армию, взят в плен и помещен в лагерь для военнопленных в Германии. В 1919 вернулся в РСФСР. Ученик В. Гардина и Л. Кулешова. С 1925 работал на киностудии "Межрабпом - Русь". В 1926 снял свой первый фильм - "Мать" по роману М. Горького, который позже стал классикой раннего социалистического кино. Его фильмы "Конец Санкт-Петербурга" (1927) и "Потомок Чингисхана" (1928) также признаны шедеврами. В 1939 вступил в ВКП(б). В конце 1930-х - начале 1940-х гг., когда И.В. Сталин, решив отказаться от интернационализма, стал эксплуатировать национальную историю России, снял фильмы "Минин и Пожарский" (1939), "Суворов" (1941) и "Адмирал Нахимов" (1947). Последний фильм Пудовкина - "Возвращение Василия Бортникова" (по повести Г. Николаевой "Жатва").
Использованы материалы из кн.: Залесский К.А. Империя Сталина. Биографический энциклопедический словарь. Москва, Вече, 2000
[показать]