Так называли Зинаиду Серебрякову - художницу серебряного века.
Она из одна из первых русских женщин, вошедших в историю живописи. Ученица Осипа Браза.
[640x426]
Её работы находятся в коллекциях Государственной Третьяковской Галереи, Русского Музея, во многих музеях России, Украины, а также в частных коллекциях по всему миру.
Все свои работы Зинаида Евгеньевна создавала по велению души. Даже когда ее семья терпела тяжкие лишения, у нее не получалось писать на заказ. Возможно, именно поэтому создаваемые ею образы лишены всякой наигранности, той механистичности созидания, которая способна испортить работу даже самого выдающегося художника? Они полны духовности и душевности, таинственны, загадочны, совершенны и безмерно притягательны в своей естественной прелести. Магическая сила искусства преображает жизнь, и картины Зинаиды Серебряковой – явное тому подтверждение.
Картина была написана в 1923 году и входила в собрание живописи бывшего посла Временного правительства в США Бориса Бахметьева (1880-1951), после Октябрьской революции эмигрировавшего в Америку. 19 апреля 1924 года Бахметьев приобрел ее на выставке русских художников в Нью-Йорке за 500 долларов. Это одна из последних работ художницы, написанных в России: на деньги, полученные за ее продажу, Зинаида Евгеньевна уехала во Францию, откуда уже не вернулась. «Спящую девочку» можно рассматривать как один из последних шедевров русского периода Зинаиды Серебряковой, а также как прелюдию к серии великолепных ню, которые она напишет уже в эмиграции.
В 2015 году картина была продана на аукционе Sothbey's анонимному покупателю за рекордную сумму в 3.845.000 фунтов стерлингов (около 6 миллионов долларов). Таким образом, «Спящая девочка» стала самым дорогим произведением Зинаиды Серебряковой на сегодняшний день.
9. [600x700]
За туалетом. Автопортрет
Наверное, самая известная работа Зинаиды Серебряковой является одонвременно и одной из самых ранних. Написанная в 1909 году, уже в 1910 она была куплена Государственной Третьяковской Галереей. Сегодня эта работа находится в постоянной экспозиции, увидеть её можно по адресу г.Москва,
Лаврушинский переулок, 10, зал 44.
Роковой выбор Мастера.
12 декабря 1884 года под Харьковом родилась девочка Зина. Ей было суждено родить четверых детей, овдоветь, сменить Харьков на Петроград, а потом и на Париж и там успокоиться на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа.
В принципе вполне логичный финал - предки барышни были урождёнными французами по фамилии Лансере. Мы же знаем её как русского художника Зинаиду Серебрякову.
Нет, это не ошибка и не опечатка. Именно «художника». Мужчины, собратья по цеху, даже Ахматову и Цветаеву числили по рангу «поэтесс». То есть заведомо ниже себя. Серебрякову же живописцы считали как минимум равной. Когда в 1916 г. Александру Бенуа предложили роспись Казанского вокзала в Москве, он привлёк к работе признанных мастеров - Мстислава Добужинского, Бориса Кустодиева. Среди этих избранных оказалась и Зинаида Евгеньевна. Так что по рангу она, быть может, и считалась равной мужчинам, но по таланту превосходила многих.
Странное решение.
Говорят, судьба каждого уже записана где-то там, на небесах. Но порой мы сами творим трагедии, которых вполне могло бы и не быть. Случай Серебряковой - как раз из таких. В 1924 г. на выставке в Америке было продано около 150 картин художницы. По тем временам большие, даже очень большие деньги (особенно для пребывающей в разрухе Страны Советов). Одновременно ей поступает заказ на панно из Парижа. Что сделает мать четверых детей, живущих в «невыездном» Советском Союзе? Оставит их и метнется во Францию? Или всё-таки останется с ними? На руках кроме детей у Серебряковой ещё больная мать. Муж умер в 1919-м - от тифа. Средств к существованию - ноль.
Стать академиком Зинаиде Серебряковой помешала революция.
Серебрякова решила ехать. Её биографы в один голос твердят: «Впоследствии она раскаялась и хотела вернуться в Россию, пусть даже в СССР. Но ей не удалось». Да. Не удалось. Или всё-таки не хотелось? Скажем, Марине Цветаевой это удалось. Зинаиде Серебряковой - нет. Хотя к ней в 1927 г. во Францию приезжал старший брат, Евгений Лансере, советский профессор. Он работал в Тбилиси и был командирован в Париж решением Наркомпроса Грузии. Двоих детей каким-то чудом удалось-таки отправить к ней во Францию, ещё двое остались в России - Серебрякова увидится с одной из дочерей лишь через 36 лет, во время хрущёвской оттепели. Тогда же Зинаиду Николаевну объявили ни много ни мало, а «русским Боттичелли». В её картинах и впрямь много света и нежности, как у давнего мастера Ренессанса.
А пока - Страна Советов, раздираемая Гражданской войной, нищая жизнь: «Мы наняли квартиру в две комнатки с кухней в Харькове. Очень плохо. Если бы не моя работа, мы бы голодали». Самое забавное: и сама Зинаида, и её мать, Екатерина Николаевна, с большим энтузиазмом приняли Февральскую революцию 1917 г., хотя именно после неё «разорили и четыре раза сожгли наше родовое поместье в Нескучном», - напишет потом художница. А Октябрьскую революцию проклинали. Да, большевики не вернули им дворянского титула и имения. Но в отличие от «демократов» периода Керенского они сделали другое. В 1917-м Серебрякова уже было принялась за подённую работу швеи и прачки, но тут власть захватили красные. Была организована «Первая выставка искусств харьковского Совета рабочих депутатов», где присутствовали и работы Серебряковой. Несколько из них, в том числе знаменитую «Жатву», приобрёл Кишинёвский музей. Спустя месяц Серебрякова получила ту самую работу, без которой они бы голодали. Делать рисунки с экспонатов в Археологическом музее нелегко. Знаю по себе - карандаш, тушь, точность. Никакого творчества. Но ведь именно большевиками был создан музей, и голод Серебряковой ушёл, не успев начаться.
Стать художником Зинаиде Серебряковой было просто предначертано судьбой. Она родилась в одной из наиболее прославленных искусством семей Бенуа-Лансере. Её дед Николай Бенуа был знаменитым архитектором, отец – Евгений Лансере — известным скульптором, а мать Екатерина Николаевна в молодости была художником-графиком.
В 1900 году Зинаида окончила женскую гимназию и поступила в художественную школу, основанную княгиней М. К. Тенишевой. В 1903—1905 годах она была ученицей художника-портретиста О. Э. Браза. В 1902—1903 она путешествует в Италию. В 1905—1906 занимается в Академии де ла Гранд Шомьер в Париже. В 1905 году Зинаида Лансере выходит замуж за студента (позднее железнодорожного инженера) Бориса Серебрякова и принимает его фамилию.
В 1910 году почти никому не известная художница Зинаида Евгеньевна Серебрякова показала на выставке Союза русских художников автопортрет «За туалетом», портреты знакомых, пейзажи, этюды крестьян. Её выступление было для всех неожиданным и вызвало восторженные отзывы. Особенно понравился автопортрет. Действительно, это произведение Серебряковой отвечало потребности многих её современников в «живительном ключе здоровья».
Александр Николаевич Бенуа писал в то время о Серебряковой: «Ныне она подарила русскую публику таким прекрасным даром, такой «улыбкой во весь рот», что нельзя не благодарить её...»
В 1919 году в семье случилось большое горе – Борис умирает от тифа. Зинаида остается в 35 лет одна с четырьмя детьми и больной матерью без средств к существованию.
Голод. Запасы семьи разграблены революцией. Нет масляных красок — приходится перейти на уголь и карандаш. В это время она рисует свое самое трагическое произведение — «Карточный Домик», показывающий всех четверых осиротевших детей.
Зинаида отказывается перейти на популярный у Советов футуристический стиль или рисовать портреты комиссаров, однако находит работу в Харьковском археологическом музее, где выполняет карандашные наброски экспонатов. В декабре 1920 Зинаида переезжает в Петроград на квартиру деда. Им правда оставили всего три комнаты. Но к счастью уплотнили их родственниками и друзьями.
Зинаида, вместе с дочерью посещают Мариинский театр, бывают и за кулисами. В театре художница постоянно рисовала. Творческое общение с балеринами на протяжении трёх лет отразилось в изумительной серии балетных портретов и композиций.
В начале сентября 1924 года Серебрякова уехала в Париж с двумя детьми Сашей и Катей, которые увлекались живописью. Маму с Таней, которая увлекалась балетом и Женей, который решил стать архитектором, она оставила в Ленинграде, надеясь заработать в Париже и вернуться к ним.
В первые годы парижской жизни Зинаида Евгеньевна испытывает большие трудности: денег не хватает даже на необходимые расходы. Константин Сомов, помогавший ей получать заказы на портреты, пишет о её положении: «Заказов нет. Дома нищета... Зина почти всё посылает домой... Непрактична, делает много портретов даром за обещание её рекламировать, но все, получая чудные вещи, её забывают...»
В Париже Серебрякова живёт уединенно, нигде не бывает, кроме музеев, и очень тоскует по детям. Все годы эмиграции Зинаида Евгеньевна пишет нежные письма детям и матери, которые всегда духовно поддерживали её. Проживает она в это время по Нансеновскому паспорту и лишь в 1947 получает французское гражданство.
В 1928 и 1930 Зинаида едет в Африку, посещает Марокко. Природа Африки поражает её, она рисует Атласские горы, арабских женщин, африканцев в ярких тюрбанах. Она также рисует цикл картин, посвящённый рыбакам Бретани.
Во времена хрущёвской оттепели разрешаются контакты с Серебряковой. В 1960, после 36 лет разлуки, её посещает дочь Татьяна (Тата), ставшая театральным художником во МХАТе.
Поздние слёзы
Тем не менее она уезжает. Обычно принято описывать её жизнь во Франции как период необычайного взлёта. Дескать, если бы не «вольная жизнь» на Западе, её талант так бы и пропал.
Да, некий промышленник из Брюгге, де Броуэр, предложил оплатить ей поездку в Марокко. На месяц. С условием, что Серебрякова отдаст ему несколько полотен «на местную тему». Она согласилась. И сумела растянуть «щедрый» грант Броуэра на шесть недель. Нищенствовала. Спала в клоповниках. А вот её письма из Бретани, где она писала портреты рыбаков: «Никому не пожелаю быть на моём месте. Не знаю, как будет эта зима у наших. Денег посылаю всё меньше, здесь такой кризис в связи с падением франка, что заказов нет. Вообще я часто раскаиваюсь, что уехала...»
Подробнее: http://www.aif.ru/culture/person/rokovoy_vybor_mas...ryakova_uvidelas_cherez_30_let
Обнаженная натура.
Зинаида Серебрякова, как художница обнаженной натуры, занимает особое место в истории отечественного искусства. Не получившая систематического образования, дававшего навыки в изображении тела, она имела природный «вкус» к этой теме. Первые уроки в постижении законов анатомии человека художница получила в школе М.К. Тенишевой (1901) и в студии О.Э. Браза (осени-зимы 1903-05) в Петербурге. Потом был Париж (осень 1905-весна 1906), где она изучала коллекции Лувра, делала наброски с холстов П. Брейгеля, А. Ватто, Ж.О. Фрагонара, Ж.Ф. Милле.
В 1911 году Серебрякова написала полотно «Купальщица» (ГРМ) - первое в ряду созданных ею изображений обнаженных. Оно в равной мере принадлежало реальности и воспоминаниям о «купальщицах», «нимфах источников», «сусаннах» классической живописи и было попыткой попробовать себя в подобном жанре. В картине нашел отражение свойственный неоклассицизму интерес к гармонично сложенному человеческому телу, со времен античности символизирующему гармонию и красоту мироздания, к передаче скульптурной объемности форм на плоскости холста. Холст «Купальщица» положил начало обширному ряду работ, которые прославят художницу.
Среди них два одноименных полотна - «Баня» (1912 (не окончено) и 1913, оба - ГРМ). Как и у Венецианова, красота здоровых, крепких тел здесь воспринимается как отражение внутренней чистоты и цельности душ. Гармонично сложенные фигуры в естественных и непринужденных позах полны покоя и достоинства. Картину отличают совершенство пластического решения и красота композиции.
[470x700]
«Обнаженная фигура» (1932 г.) Зинаиды Серебряковой была продана на торгах MacDougall's за 1,77 млн. у.е. в 2009 году, — мировой ценовой рекорд на произведения художницы, незаслуженно забытые в нашу далекую (с горечью это нужно признать) от искусства эпоху. Кто перед нами? Вряд ли какая-либо юная крестьянка, — слишком совершенны ее пропорции, слишком утонченны черты лица. Говорят, что это – сама Зинаида. Миндалевидный разрез глаз красавицы, ее прямые черные волосы и пластичность, которая заметна даже на картине, позволяют верить предположениям.