Живопись Ватто, чарующе прекрасная, как манящая мечта, и столь же зыбкая и ускользающая, стала высшим воплощением рококо; но в то же время она выходит далеко за рамки чисто декоративных устремлений этого стиля. Творивший в эпоху безвременья, духовного кризиса, художник, как никто другой, чутко выразил предчувствие неизбежных перемен, утрату старых идеалов и поиски новых.
(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)
Жан Антуан Ватто (1684-1721)
Ватто родился 10 октября 1684 г. во фламандском городе Валансьене, который незадолго до этого был захвачен войсками французского короля Людовика XIV. В молодости учился изобразительному искусству у Жака-Альбера Герена.
Около 1702 года художник приехал в Париж, работал как копиист. Обучение у живописцев Клода Жилло (1703—1707/08) и Клода Одрана (1708—1709) способствовало пробуждению интереса Ватто к театру и декоративному искусству. Ватто испытал влияние Питера Пауля Рубенса, произведения которого изучал в Люксембургском дворце в Париже.
В 1717 Королевская академия художеств приняла его картину "Паломничество на остров Киферу", и Ватто стал академиком. В 1719—1720 он посетил Великобританию.
Сюжет картины «Паломничество на остров Киферу», заимствованный из балетных и оперных постановок 18 в., представлен как галантное празднество в саду перед статуей Венеры; на дальнем плане видны зыбкие силуэты золотой ладьи и резвящихся амуров. Как и другие произведения Ватто, картина построена не на действии, а на оттенках чувств и настроений. Плавные жесты, неуловимые взгляды перетекают один в другой; ритмическая организация фигур и предметов уподобляет их изысканно красивым арабескам, модным в 18 в.
Паломничество на Киферу (между 1718 и 1720) (129 х 194) (Берлин, дворец Шарлоттенбург)
Ватто был создателем своеобразного жанра, традиционно называемого «галантными празднествами». Сущность этих сцен раскрывается не столько в их прямом сюжетном значении, сколько в тончайшей поэтичности, которой они проникнуты. «Праздник любви» (1717), как и другие картины Ватто, содержит в себе богатую гамму эмоциональных оттенков, которым вторит лирическое звучание пейзажного фона. Ватто открыл художественную ценность хрупких нюансов чувств, едва уловимо сменяющих друг друга. Его искусство впервые ощутило разлад мечты и реальности, и поэтому оно отмечено печатью меланхолической грусти.
Праздник любви (ок.1717) (61 x 75) (Дрезденская галерея)
Брачный договор (ок.1711) (47 x 55) (Мадрид, Прадо)
Великолепный бал (1715-1717) (52.5 х 65.2) (Лондон, Dulwich Picture Gallery)
Венера разоружает Амура (47 х 38) (Шантильи, музей Конде)
Венецианский фестиваль (1718-1719) (56 x 46) (Эдинбург, Нац. галерея Шотландии)
Влюблённая (между 1715 и 1717) (24 × 17.5) (Шантильи, музей Конде)
Гадалка (Сан-Франциско, Музей изящ.искусств)
Гитарист и молодая дама с нотной тетрадью (возможно, 1718) (24.3 x 18.4) (Мадрид, Прадо)
Две кузины (ок.1716) (30 х 36) (Париж, Лувр)
Деревенские забавы (1718) (88 х 125) (Лондон, собрание Уоллеса)
Деревенский танец (1706-1710) (50 x 60) (Индианополис, Музей искусства)
Заносчивый
Затруднительное предложение (1715-1716) (65 х 84.5) (С-Петербург, Эрмитаж)
Капризница (ок.1718) (42 х 34) (С-Петербург, Эрмитаж)
Кокетка (ок.1712) (19 х 24) (Труа, Музей искусств)
Концерт (1717) (Берлин, Дворец Шарлоттенбург)
Купание Дианы (1515-1516) (80 х 101) (Париж, Лувр)
Кухарка (53 x 44) (Страсбург, Музей искусств)
Любовная пара и менестрель с гитарой (1713-1715) (36.3 x 28.2) (частная коллекция) (оценоч.стоимость 24 млн. долларов)
The Scale of Love
Меццетен (1718-1720) (55.2 x 43.2) (Нью-Йорк, Метрополитен)
Меццетен (ок.1715) (24 х 17.5) (Шантильи, музей Конде)
Мечтательница (1712-1714) (23.4 х 17) (Чикаго, Институт искусств)
На Елисейских полях (ок.1718) (32 х 41) (Лондон, собрание Уоллеса)
На Елисейских полях_деталь
Нимфа фонтана (ок.1715-1716) (частная коллекция)
Обольститель (ок.1712) (18 х 25) (Труа, Музей искусств)
Общество в парке (1712-1713) (47,2 x 56,9) (Мадрид, Прадо)
Общество в парке (ок.1716-1717) (33 х 47) (Париж, Лувр)
Общество на открытом воздухе (между 1718 и 1720) (111 х 163) (Берлин, Гос.музей)
Общество на открытом воздухе (Сан-Франциско, Музей изящ.искусств)
Оплошность (неосторожная игра) (ок.1716-1718) (40 х 31) (Париж, Лувр)
Осень (ок.1715) (48 х 41) (Париж, Лувр)
Пастораль (1718-1721) (48.6 х 64.5) (Чикаго, Институт искусств)
Пастушки (1717-1719) (56 x 81) (Берлин, Дворец Шарлоттенбург)
Пастушки (ок.1716) (31 × 44) (Шантильи, Музей Конде)
Пейзаж с водопадом (1712-1713) (51.1 x 63.2) (частная коллекция)
Пейзаж с водопадом (ок.1714) (72 x 106) (С-Петербург, Эрмитаж)
Перед охотой (1720) (124 х 187) (Лондон, собрание Уоллеса)
Перспективы (Вид между деревьями в парке Пьера Кроза) (ок.1715) (46.7 x 55.3) (Бостон, Музей изящ.искусств)
Прелести жизни (ок.1718) (65 × 93) (Лондон, собрание Уоллеса)
Птичье гнездо (ок.1710) (23 х 19) (Эдинбург, Нац. галерея Шотландии)
Равнодушный (случайный любовник) (ок.1717) (26 х 19) (Париж, Лувр)
Радости любви (1718-1719) (60 х 75) (Дрезденская галерея)
Савояр с сурком (1716) (40.5 x 32.5) (С-Петербург, Эрмитаж)
Святое Семейство (1719) (117 х 98) (С-Петербург, Эрмитаж)
Скульптор (ок.1710) (22 х 21) (Орлеан, Музей искусств)
Спокойная любовь (ок.1718) (56 х 81) (Берлин, Дворец Шрлоттенбург)
Суд Париса (ок.1718-1721) (47 х 31) (Париж, Лувр)
Счастливый возраст, золотой возраст (1716-1720) (Форт-Уорт, Худ. музей Кимбелл)
Танец (1716-1718) (97 х 116) (Берлин, Гос.музей)
Тревожная любовь (1719) (Мадрид, Палаццо Реал)
Туалет (1718) (46 x 39) (Лондон, Собрание Уоллеса)
Урок любви (ок.1716) (44 х 61) (Стокгольм, Нац. музей)
Урок музыки (1719) (Лондон, собрание Уоллеса)
Царство амуров (13 × 17,8) (частная коллекция)
Церера (лето) (Вашингтон, Национальная галерея)
Четвёрка (ок.1713) (49,5 × 64.9) (Сан-Франциско, Музей изящ.искусств)
Чувствительность (ок.1717) (26 х 19) (Париж, Лувр)
Юпитер и Антиопа (ок.1715-1716) (73 х 107) (Париж, Лувр)
Le Lorgneur (ок.1716) (32.4 x 24) (США, Ричмонд, Музей искусств)
Бивуак (1709-1710) (32 х 45) (Москва, ГМИИ им.Пушкина)
Военный роздых (1715) (21.5 x 33.5) (С-Петербург, Эрмитаж)
Ворота Валансьенна (ок.1710) (33 х 40) (Нью-Йорк, Коллекция Фрик)
Солдаты на привале (ок.1709) (32 x 42,5) (Мадрид, Музей Тиссена-Борнемисы)
Тяготы войны (1715) (21.5 x 33.5) (С-Петербург, Эрмитаж)
Союз Комедии и Музыки (64.7 x 54) (частная коллекция)
Ватто очень любил театральные сюжеты, хотя вряд ли точно воспроизводил эпизоды определенных спектаклей. В театре его привлекали полет воображения, живое воплощение фантазии, наконец, та искренность игры, которую он не находил в жизни, похожей на лицедейство. Характеру образного мира Ватто соответствуют прихотливость ритмов, плавность маленьких, словно вибрирующих мазков, нежность изысканных красочных созвучий, изменчивость цветовых нюансов.
Актеры французского театра (1711-1712) (20 х 25) (С-Петербург, Эрмитаж)
Актёры французской комедии в одноимённой картине представлены на грани театра и реальности; спектакль закончился, и сквозь комические маски начинают проглядывать истинные лица и яркие характеры.
Его замечательные рисунки наделены живописностью, да тем более, что они обычно выполнены в три цвета (красный, белый и чёрный), что позволяло передать ощущение красочных оттенков и тонких градаций пластической формы. После безраздельного господства исторического жанра и аллегорических сцен Ватто открыл разнообразие реальных типов французского общества того времени — солдат и нищих савояров, дворян и актёров ярмарочного театра.
Галантный Арлекин (1716-1718) (34 х 26) (Лондон, собрание Уоллеса)
Итальянская комедия (ок.1716) (37 x 48) (Берлин, Гос.музей)
Итальянская серенада (1718) (Стокгольм, Нац. музей)
Итальянские комедианты (ок.1715) (71 х 94) (Берлин, Дворец Шарлоттенбург)
Итальянские комедианты (ок.1720) (63.8 х 76.2) (Вашингтон, Нац. галерея)
Подлинным шедевром является картина «Жиль». Главный герой в белом костюме Пьеро, персонажа итальянской комедии дель арте, возвышается перед зрителем в полный рост на фоне сине-серого пустого неба. Неподвижное накрашенное лицо клоуна контрастирует с оживлением персонажей, расположенных позади него. Их смех оттеняет невыразимую печаль, застывшую в полных слёз глазах Жиля.
Пьеро (Жиль) (ок.1718-1719) (185 х 150) (Париж, Лувр)
Счастливый Пьеро (ок.1712) (35 x 31) (Мадрид, Музей Тиссена-Борнемисы)
Францияские комедианты (1720-1721) (57 х 73) (Нью-Йорк, Метрополитен)
Французская комедия (ок.1716) (37 x 48) (Берлин, Гос.музей)
Французская комедия_фрагмент
Декоративное искусство
Ватто предпочитал маленькие картины, но он был и мастером декоративного искусства, сам делал орнаментальное панно для интерьеров особняков, расписывал дверцы карет, клавесины и веера, что оказало влияние на архитектурный декор рококо.
Декоративная панель. Рождение Венеры (между 1710 и 1715) (29.7 x 17.5) (С-Петербург, Эрмитаж)
Декоративная панель. Осень (между 1710 и 1715) (28 x 18.6) (С-Петербург, Эрмитаж)
И декоративные работы, и крупные полотна — «Паломничество на остров Киферу» (1717), и прославленную «Вывеску Жерсена» (1720) отличают типичные для Ватто черты: изумительная живопись, трепетная и нежная; тончайшая гамма мимолетных настроений; виртуозное композиционное мастерство — мастерство режиссёра, внезапно остановившего превосходно продуманное театральное действие в самый важный момент драматического развития взаимоотношений и характеров персонажей.
Паломничество на Киферу (между 1718 и 1720) (129 х 194) (Берлин, дворец Шарлоттенбург)
Вывеска лавки Жерсена (1720) (163 х 308) (Берлин, Дворец Шарлоттенбург)
Вывеска лавки Жерсена_фрагмент
Поэтическое очарование отличает и рисунки Ватто выполненные обычно сангиной либо в три цвета (мел, сангина, итальянский карандаш) и запечатлевшие разнообразные типы французского общества начала XVIII века; легкие штрихи и волнистые линии воссоздают в них нюансы пластической формы, движение света, эффекты воздушной среды. Декоративная изысканность произведений Ватто послужила основой сложения рококо как стилевого направления (хотя в целом творчество художника далеко выходит за его рамки), а его поэтические открытия были подхвачены уже после смерти Ватто французскими живописцами середины – второй половины XVIII века. (Шарден, Ланкре, Патер, Буше, Фрагонар и др.). Английское искусство очень многим обязано Ватто. Тернер называл его своим любимым художником и подражал ему в фантазии, названной “Как Вам угодно”. В другой своей картине Уильям Тернер представил мастерскую Ватто вместе с художником, работающим (как гласит название) “по правилам Шарля Дюфренуа”.
Штудия женской головы (1710-е) (33 x 23) (С-Петербург, Эрмитаж)
Сидящая женщина (1716-1717) (24 x 13.8) (Нью-Йорк, Метрополитен)
Штудия женской головы и рук (ок.1717) (19 x 12.7) (Нью-Йорк, Метрополитен)
Голова сатира (32.7 x 24.9) (Нью-Йорк, Метрополитен)
Женщина с прялкой и штудия женской головы (16.4 x 12.2) (Нью-Йорк, Метрополитен)
Женщина с веером (ок.1717) (21.3 x 20.6) (Нью-Йорк, Метрополитен)
Пейзаж с пожилой женщиной, держащей прялку (ок.1715) (20.6 x 31.8) (Нью-Йорк, Метрополитен)
Штудия к картине Юпитер и Антиопа (ок.1714) (24,5 x 29,8) (Париж, Лувр)
Художник скончался 18 июля 1721 года в городе Ножан-сюр-Марн.
http://gallerix.ru/storeroom/613488575/
http://smallbay.ru/watteau.html
http://enc-dic.com/enc_art/Vatto-3197/