Антони Гауди-и-Кoрнет родился 25 июня 1852 года в небольшом городке Реусе, в Каталонии, где у его родителей был небольшой загородный дом. Он был пятым, младшим, ребёнком в семье котельных дел мастера Франсеска Гауди-и-Серра и его жены Антонии Курнет-и-Бертран. Именно в мастерской отца, по признанию самого архитектора, в нём пробудилось ощущение пространства. Он с детства страдал ревматизмом, препятствующим играм с другими детьми, но не мешающим длительным одиночным прогулкам, к которым он питал пристрастие всю свою жизнь. Ограниченная из-за болезни подвижность обострила наблюдательность будущего архитектора, открыла ему мир природы, ставший главным источником вдохновения при решении как художественно-оформительских, так и конструктивных задач.
В семидесятых годах XIX века Гауди переехал в Барселону, где после пяти лет подготовительных курсов был принят в Провинциальную школу архитектуры, которую окончил в 1878 году. В 1870—1882 годах Антони Гауди работал чертёжником, безуспешно участвуя в конкурсах; изучал ремесла, выполняя множество мелких работ (ограды, фонари и т. д.), проектировал также мебель для собственного дома. Юный Гауди увлёкся идеями неоготического стиля в архитектуре, популярного в то время в Европе. Провозглашённая энтузиастами неоготики декларация «Декоративность — начало архитектуры» полностью соответствовала собственным мыслям и представлениям Гауди, творческий почерк которого с годами становится совершенно неповторим, архитектура его была далека от общепринятой - классической.
На неповторимый архитектурный облик столицы Каталонии неизгладимый отпечаток наложило творчество и загадочного мастера Гауди. Влюбленного в природу и наблюдательного Антонио с детства привлекали совершенство форм, игра цветов и линий. Любовь ко всему натуральному нашла выход в творчестве Гауди - излюбленными материалами мастера стали камень, керамика, дерево и кованое железо.
Барселона Гауди - это сказка, воплощенная в архитектуре. Перед его жилыми домами толкутся зеваки. Странно, что в этих домах-теремах живут люди, а не обитают сказочные существа; что под этими вздыбленными крышами, за этими изогнутыми фасадами с вспученными балконами идет будничная жизнь.
Еще труднее представить, что каждая деталь этого избыточно-пышного декора несет не только эстетическую, но и функциональную нагрузку. То есть создана не только для того, чтоб поразить воображение: богатые барселонцы привыкли не только к роскоши, но и к комфорту.
Всего в наследии Гауди 18 сооружений, большинство из них находится в Барселоне, определяя весь архитектурный облик города. Среди самых известных работ Антонио Гауди в Барселоне дом Висенс, Школа Терезианок, дом Бельесгуард, Дворец Гуэль, дом Батльо, дом Мила, парк Гуэль и, конечно, храм Святого Семейства. Гауди обладал удивительной способностью сочетать в себе таланты строителя, скульптора, художника и архитектора.
Антонио Гауди проработал 48 лет. Его архитектура далека от общепринятой. Гауди - гений, намного опередивший свое время. Феномен, не поддающийся объяснению и тем более подражанию. Неповторимый, несравненный, немыслимый. Гауди причисляют к каталонскому модерну. Он и является ярчайшим его представителем. Но полностью он не вписывается ни в какое архитектурное течение. Он предпочел своевольно перемешать все архитектурные стили, создав свою собственную эклектику.
Дом Мила́ - жилой дом, построенный в 1906-1910 годах в Барселоне для семьи Мила, одна из достопримечательностей каталонской столицы. Этот дом - один из лучших примеров архитектурной концепции Антонио Гауди. Кому-то его фасад напоминает набегающие волны, а кому-то - каменную гору с пещерами. Барселонцы шутливо так и называют его La Pedrera (Каменоломня). Гауди, работая над строительством этого дома, как обычно черпал вдохновение у природы, итог - концепция модерна здесь это нечто абсолютно живое, текущее, движущееся, можно различить пещеры, море, подводный мир. Вид с крыши на Барселону также изумителен, отсутствуют оградительные перила, а сады и загадочные фигуры будто нависают над пропастью.
В 1984 г. Дом Мила был объявлен ЮНЕСКО Всемирным наследием, и сегодня на последнем этаже там размещается музей, посвящённый самому Антонио Гауди. Квартира на седьмом этаже здания оформлена в стиле 20-х годов XX века и вместе с чердачным этажом и террасой на крыше демонстрируется посетителям во время экскурсий. На остальных этажах размещаются офисы, некоторые квартиры по-прежнему занимают каталонские семьи.
Это волнистое здание вошло в историю под названием "Каза Мила", а в народе его прозвали "Педрерой" ("Каменюкой"), "Осиным гнездом" или, еще того хуже - "Мясным пирогом". Но если бы из всех модерновых зданий в мире осталось бы только это одно, оно олицетворяло бы модерн в его совершенном виде.
В "Каза Мила" Гауди добился игры света и теней на фасаде, создающей иллюзию движения. При этом он использовал минимум декора. Окна и балконы оформлены железными решетками сложного рисунка. Внутренние дворы - их два - овальные колодцы с колоннами. Квартиры, выходящие на фасадную часть, залиты светом. К сожалению, впоследствии их конфигурация была значительно выпрямлена. Мебель Гауди конструировал сам, придерживаясь той же тории текучести.
А на крыше выстроились странные фигуры, напоминающие то ли воинов в шлемах с лицами, закрытыми забралами ("тридцать витязей прекрасных"), то ли гигантские колокола. Это и есть знаменитые дымоходы и вентиляционные трубы.
Прославленный зодчий создал облик одного из красивейших городов мира — Барселоны. Ведь именно в столице Каталонии он осуществил почти все свои замыслы. Гауди создал дом Батльо (La Casa Batllo) в «квартале раздоров», построенный в период с 1905 по 1907 год. В его плане нет ни одной прямой линии, даже стены искривлены и кажутся обтянутыми кожей.
Гауди называли по-разному: король железа, король архитектуры, король модерна. Он создал свое королевство в стиле модерн и лучшую его часть - в Барселоне. На выпускном вечере в Высшей технической школе архитектуры, вручая Гауди диплом, директор сказал: «Джентльмены, перед нами либо гений, либо сумасшедший». На что Гауди ответил: «Похоже, теперь я архитектор». По воспоминаниям современников, он был человеком страстного темперамента и обладал незаурядными умственными способностями. При этом Гауди жил в своем мире, отрекшись от всего мирского. «Чтобы избежать разочарований, не надо поддаваться иллюзиям», — оправдывался он, утверждая при этом, что каждый человек должен иметь Родину, а семья — свой дом. «Снимать дом — все равно, что иммигрировать», — убеждал Гауди других, всю свою жизнь не имевший ни семьи, ни своего дома.
Антонио Гауди создал и парк Гуэль (1900–1914 гг.), который представляет собой сочетание садов и жилых зон. Площадь парка составляет 17,18 га. В этом парке он попытался воплотить идеи, которые есть в природе, но никогда не реализовывались в архитектуре. Постройки кажутся выросшими из земли, все вместе они составляют единое целое, очень органичное, несмотря на многообразие форм и размеров.
Парк Гуэль был задуман сыном текстильного магната - Эусебио Гуэлем как зелёная жилая зона в стиле модной в то время в Англии градостроительной концепции города-сада. Именно поэтому в названии парка каталонское слово «Parc» пишется на английский манер «Park». Эусебио имел чувство прекрасного и ценил искусство, имел знания о культурах и архитектуре различных стилей. В то время Гауди был еще студентом, но, несмотря на это, сумел выделиться нестандартными ходами при реализации архитектурных проектов. Его усилиями были реализованы несколько проектов по заказу семьи Гуэль, включая Дворец Гуэль на знаменитой барселонской Рамбле, Крипту в Колонии Гуэль, проведение работ по реконструкции вилы промышленника в Барселоне и еще ряд других работ.
Для реализации своего проекта в 1901 году Гуэль приобрёл 15 гектаров земли, которая была разрезана на 62 участка под строительство частных особняков. Все участки были выставлены на продажу, но продать удалось только два (в одном из домов многие годы жил сам Гуади и теперь там расположен его дом-музей): пустынная местность, удалённая от центра города, не привлекала барселонцев. Отчасти такой неуспех связан с тем, что в 1902 году произошла всеобщая забастовка и начался длительный период политической нестабильности и напряженности между пролетариатом и буржуазией, поэтому богатые люди опасались, что новый город-сад может подвергнуться нападению рабочих во время возможной революции. По поводу финансового провала города-сада Гуэля есть и другие версии, например, что потенциальных покупателей не устраивали правила, которые Гуэль планировал ввести в этом посёлке или, что Гуэль был масоном и город-сад планировался как масонская ложа, что резко сокращало количество потенциальных покупателей. В итоге факт остаётся фактом: проект города-сада не оправдал себя, и после смерти Гуэля его наследники продали территорию комплекса мэрии Барселоны. Это произошло в 1922 году, а в 1926 году на этом месте был открыт городской парк, ныне ставший самым популярным парком Барселоны, который ежегодно посещают четыре миллиона человек.
"Зал ста колонн", которых на самом деле не 100, а 86, задумывался изначально как рынок для местных жителей. Сейчас зал используют для концертов из-за хорошей акустики. Колонны - это не только архитектурный элемент, но и скрытая система водоснабжения: вода во время дождя попадала в специальную цистерну по трубам, помещённым внутри колонн.
На вершине "Зала ста колонн" расположен греческий театр. Неизвестно, были ли здесь в действительно театральные постановки, однако точно известно, что это место иногда использовалось для общественных собраний, например, для сбора средств на благотворительность.
У входа в парк стоят два причудливых, пряничных на вид дома, одно из которых (меньшее по размеру) изначально замышлялось как административное, а другое (большее по размеру) предназначалось для привратника и его семьи.
Если пройти между зданиями, то далее лестница ведёт в "Зал ста колонн". На лестнице помещена скульптура саламандры - алхимический символ огня. Иногда говорят, что это вовсе не саламандра, а дракон.
Дороги парка задуманы Гауди с таким расчётом, чтобы изолировать транспортные средства от пешеходов (кстати, сам Гауди погиб как раз от транспортного средства, а именно от трамвая), они расположены внутри конструкций, часто напоминающих волны прибоя. Колонны здесь тоже есть, но не дорические, как в "Зале ста колонн", а самых причудливых форм.
Учитывая горный ландшафт местности, архитектор воссоздал три галереи, которые по своему виду были похожи на акведуки. Для того чтобы эффект соединения природы с архитектурой, а также естественных влажных гротов, которые был особой страстью Гауди, был максимальным, в процессе работы колонны были облицованы необработанным коричневым камнем. Отдельные элементы были выложены с его применением. Подчеркнуть среднеземноморский характер местности Гауди решил посредством посадки пальм. В процессе строительства мешающие деревья выкапывались, чтобы потом, когда строительство будет завершено, вернуть их на прежнее место. Со временем земля на горе, отведенная под парк, стала преображаться. Сам архитектор по своей натуре был перфекционистом и с особым упорством работал над своим проектом. Легкость линий, а в некоторых случаях их небрежность - это долгий и тщательнейший геометрический расчет. Те специалисты, которые начинают внимательно изучать работы архитектора, сразу понимают, какой огромный труд был положен для их сооружения.
Парк Гуэль весь такой: почти живой, на грани природной и рукотворной красоты. Формы, краски и направления сплетаются, оживляя каменные изваяния. Каждая деталь балансирует на грани настоящего и вымышленного, демонстрируя, насколько опередил Гауди свое время.
Парк Гуэль весь дышит концепцией великого архитектора, который никогда не признавал прямые линии и монотонные тона. Он стремился разнообразить свою архитектуру, придать ей красок и изгибов, чтобы она казалась естественной, гармоничной, как будто созданной самой природой.
"Берешь в ладонь горсть сырого песка, выдавливаешь по капле вниз, и из этих случайных капель, чуждых рациональному расчету, вдруг начинают вырастать башни. Первая, вторая, третья... Все похожи, но ни одна не повторяет другую. Каждая индивидуальна. Каждая сложилась так, как легли падающие капли. Каждая зависит не столько от тебя, сколько от случайного дрожания пальцев, случайного дуновения ветерка, случайного движения миллионов мельчайших песчинок. И замок выходит не таким, каким его видишь ты, а таким, каким его видит Бог. Потому что именно Бог управляет рукой ребенка, строящего из сырого песка."(А. Гауди)