Другой древний собор XV века - Архангельский - был княжеской домовой церковью и служил усыпальницей рязанских архиереев. В отличие от старого Успенского собора он сложен из крупного кирпича. Неоднократные пожары заставили древних зодчих почти полностью залицевать поверхность стен новым кирпичом. Одновременно перекладывались отдельные детали (окна, порталы, корзины). Это создало большие трудности для правильной датировки памятника.
Однако в западной трети южного фасада собора сохранился след древней килевидной закоморы и узкое щелевидное окно, которые уцелели потому, что в начале XVI века к этому участку стены была пристроена каменная колокольня. О древности собора говорит так же глубоко ушедший в землю цоколь, повторяющий рисунок в верхней части цоколя старого Успенского собора. К сожалению, перестроена верхняя часть собора: над крещатыми столбами выложены новые подпружные арки, своды и барабан. Снаружи изменили конфигурацию почти всех апсид и надложили верх четверика. Но, несмотря на это, Архангельский собор сохранил типичные признаки архитектуры XV века.
Он представляет собой небольшой четырехстолпный, крестовокупольный, одноглавый храм с тремя апсидами и тремя входами, которые сначала имели белокаменные перспективные порталы с полукруглыми площадками перед ними. Барабан и поддерживающие его посредством системы арок и парусов крещатые столбы сдвинуты к востоку и не совпадают с наружными лопатками. Последние тоже сдвинуты к востоку, но меньше, чем внутренние столбы. Все это создает впечатление, что барабан находится на центральной оси здания. Центричность его подчеркивалась и утраченным после пожара 1647 года пирамидальным верхом собора. Первоначально за рядом закамор выше располагались угловые кокошники и еще один ряд их находился у квадратного постамента барабана.
Интересно отметить, что в Архангельском соборе, так же как и в старом Успенском, в XVI веке были одинаковые полы из керамических плиток, выложенных звездами. Найдены плитки только с коричневой поливой. Аналогичные полы в XVI веке, но в три цвета, были в Архангельском соборе Московского Кремля.
Четырехскатную крышу собор получил после пожара 1647 года, от которого он пострадал особенно сильно. Тогда мастер из Солигалича В.Х.Зубов еще раз заново облицевал обгорелые стены внутри и снаружи, восстановил верхнюю часть собора (своды и барабан со шлемовидным покрытием), а по периметру четверика надложил новый карниз с закоморами. В это же время были выложены из крупного кирпича перспективные порталы вместо разрушенных белокаменных.
С южной стороны Архангельского собора на старом месте архитектор Ю.К. Ершов возвел новую колокольню (третью по счету), которую разобрали в конце первой четверти XIX века. По проекту губернского архитектора С.А. Щеткина в 1864 -1865 годах к собору была пристроена одноэтажная трапезная. Для входа в нее в одной из арок перехода, соединяющего полаты епископа с большим Успенским собором, Щеткин строил белокаменный портал в ложнорусском стиле. Трапезную он соединил с собором широким арочным проемом.
Одновременно со Щеткиным над возобновлением интерьера собора работал художник Н.В. Шумов. Небольшие фрагменты росписи, выполненной им, имеется в барабане главы.
Древний иконостас Архангельского собора не сохранился, но несколько икон из него конца XV века - начала XVI века находятся в Рязанском художественном музее. Это храмовая икона архангела Михаила «Чудо в Хонях», «Троица», «Благовещение» и конца XVII века «София Премудрость Божия». Древние детали памятника, выявленные при исследованиях, позволили провести фрагментарную реставрацию его. Почти все другие постройки кремля в XV веке были деревянные.
Источник текста: http://ryazankreml.ru
Источник фото: http://history-ryazan.narod.ru Место на карте