• Авторизация


Султонали Рахматов 15-07-2009 06:18 к комментариям - к полной версии - понравилось!
Слушать этот музыкальный файл

http://www.kuvshinka.net/publ/14-1-0-178

[328x258]"Я сам люблю очень многие стили. Я могу взять фразу в китайском стиле, в японском, арабском, русском и так далее. Смешиваю все это и получается международный стиль "

Именно так Султан Али - живущий в казахской Алма-Ате узбекский музыкант - определяет главный принцип своего творчества и своей музыки. Недавно мне довелось побывать в Алма-Ате, встретиться с Султаном Али и познакомиться с его музыкой. Вышедший в нынешнем 2006 году альбом Султана "Адам и Ева" и наш с ним разговор о его музыке и станут предметом сегодняшней "Открытой музыки"

"До пятого класса я мечтал быть космонавтом. А в пятом классе мама отдала меня в интернат, военно-музыкальный интернат в Ташкенте, и оттуда началось все. Мой первый инструмент был фагот, я в консерватории учился по фаготу. Я когда еще экзамен сдавал и там определяли кому какой инструмент, вот мне и дали фагот. Было интересно, музыка мне сразу понравилась".

Именно так, с далекого теперь уже для него фагота, с военно-музыкального интерната начался для Султана Али путь в музыку. Детство его было непростым - он жил у чужих людей, сменил три детдома, пока судьба не привела его к музыке. Хотя какой будет по-настоящему его музыка, он тогда еще, конечно, не знал.

"Один человек есть, в Намангане он жил, я случайно с ним познакомился. У него аппаратура была прекрасная и пластинки. Я специально к нему ездил и оставался там. Он не был музыкантом, просто музыку очень любил. Фанат был настоящий. У него пластинок было много очень хороших - рок тяжелый и легкий. А потом в школе я стал слушать узбекскую эстраду - Рустам Гаипов, я его улышал и как-будто заболел его музыкой. Так и началось мое серьезное увлечение музыкой. Очень она мне нравилась. Из 24 часов я наверное 20 музыку слушал".

Не правда ли, путь знакомый - именно так через запретные в Советском Союзе зарубежные пластинки происходило настоящее - не формальное - приобщение Султана Али к музыке. Воспринятые в детстве и юности влияния слышны и по сей день.

Западный рок и эстрада с одной стороны и военные марши и песни, которые Султан учился играть в своем военно-музыкальном интернате, с другой были для него совершенно не соприкасавшимися друг с другом отдельными мирами. Обязаловка и полет. Но как среди всего этого он искал и находил свой путь, как шел к собственной музыке?

"Когда я в консерватории учился, я много чему хотел научиться. У меня своя дорога была. У нас был преподаватель Эдуард Каландаров, знаменитый джазовый композитор. Я его очень уважал. Подошел я к нему и прошу его: "Возьмите меня учеником. А он мне говорит: "Султан, ты можешь учиться только у народа. Если я начну тебя чему ты учить, ты пойдешь по моей дороге, станешь джазовым музыкантом, но ты должен идти своим путем. Слова его мне очень запали в душу. Я стал брать оттуда, отсюда и анализировать, кто как поет, как у одного получается хорошо, а у другого плохо. Как другие учатся по книгам, я учился по пластинкам и кассетам."

Я спрашиваю у Султана, как вписывается в его музыку древняя узбекская музыкальная традиция.

"Маком - наша классическая музыкальная традиция. Я изучал маком, кто как пел. Иногда говорят: почему ты портишь песню, поешь по-другому? Наш великий певец и композитор Юсуп Раджаби говорил: "Маком - это только скелет, а украшение должны находить вы уже сами - каждый свое. Маком сложная песня, каждый поет как может, для своего удовольствия".

Султан Али - в первую очередь стилист, точно улавливающий музыкальный стиль - будь-то географический или эстетический - и создающий в нем, в этом стиле свои собственные мелодии.

"Я вот сочинил музыку в индийском стиле, а мне говорят: зачем ты взял индийскую музыку? Я музыку не брал, я взял только стиль. Вот, например, если я надену индийскую рубашку, которая мне понравится, я из-за этого не превращусь в индийца, а останусь узбеком. Так и с музыкой. Сильнейшие музыканты, сильнейшие певцы должны постоянно придумывать что-то новое, новый запах, новый колорит. Я каждый год пытаюсь придумать что-то новое."

Музыка Султана Али поистине интернациональна. В какой степени он использует традиционные узбекские национальные инструменты?

"Почти нигде в мире нет строго национальных инструментов. Вот у нас в Узбекистане самым оригинальным считается тамбор. Это двуструнный инструмент, очень красивый по звуку чем-то напоминает ситар. Все остальные - дутар, домбра - они все похожи как близнецы. Так же есть и аналоги европейских инструментов - скрипка и речек, флейта и най. Есть карнай который считается у нас национальным инструментом, но он на самом деле из XIV-XV века македонский инструмент. Я его использовал в пьесе "Мелодия Востока". Она впервые прозвучала на международном фестивале в Самарканде в 1997 году и для фестиваля специально я написал музыку с карнаем и она стала почти как гимн".

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Султонали Рахматов | bekww - Записи bekww | Лента друзей bekww / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»