Как мы помним, в доме на Садовой 302-бис есть два музея Булгакова - "Нехорошая квартира" на четвёртом этаже в шестом подъезде, и "Булгаковский дом" на первом этаже. Сегодня мы посетим "Нехорошую квартиру".
[показать]
Вот дверь в этот подъезд, и она... заперта. Но тут надо рассмотреть надписи возле домофона и нажать звонок в булгаковский музей. И сразу откроют.
[показать]
Дальше надо приготовиться к восхождению пешком на четвёртый этаж в доме с очень высокими потолками. Пока мы поднимаемся и рассматриваем рисунки на стенах, пару слов о жизни Михаила Афанасьевича.
[показать]
Осенью 1921 года в доме Пигита поселился киевский писатель Михаил Булгаков с супругой Татьяной Лаппой. Это событие, перевернувшее впоследствии судьбу дома на Большой Садовой, 10, и всей русской литературы, тогда в 1921-м осталось почти незамеченным.
[показать]
Булгаков был чужаком тогдашнему московскому бомонду. Он был приезжий, никому не знакомый писатель. Скромный, бедный, с виду интеллигентный, но соседи, от которых, как известно, ничего не скрыть, вскоре начали шептаться, что новый жилец – бывший тифозник.
[показать]
В этой квартире Булгаков полностью испытал все прелести коммуналки . Недовольные соседи пролетарского происхождения по ночам колотили в стены или врывались в комнату к писателю, отнимая бесценные минуты. Они требовали прекратить жечь электричество и по малейшим поводам строчили доносы. Словом, Москва встретила Булгакова не слишком ласково.
[показать]
Он мечтал прописаться в Москве, а его не прописывали. Тогда он написал письмо Крупской, и Крупская дала резолюцию "прописать". Эта резолюция пришла сюда в жилконтору. Это была первая радостная весть Булгакову в Москве.
[показать]
Булгакову приходилось работать по ночам, и соседи, которые его окружали, перешептывались, и так как Булгаков был большим поклонником Гоголя, известного мистика, то соседи стали поговаривать, что писатель связан с нечистой силой.
[показать]
На самом же деле ночные бдения Михаила Афанасьевича объяснялись тем, что днем он был вынужден писать для газеты "Гудок", чтобы заработать хоть какие-то деньги на существование. Тем не менее, весной 1923 года советская пресса вовсю анонсировала: Михаил Булгаков заканчивает роман "Белая гвардия", охватывающий эпоху борьбы с белыми на юге.
[показать]
А в дневнике писателя появилась запись: "Сегодня получил 300 рублей в счет романа "Белая гвардия". Обещали на остальную сумму векселя. Векселями этими можно подтереться. Впрочем, черт его знает". Выход в свет "Белой гвардии" ничуть не исправил бедственного положения. На роман обрушился шквал чудовищной критики.
[показать]
"Ему (Булгакову) нравятся сомнительные остроты, которыми обмениваются собутыльники, атмосфера собачьей свадьбы вокруг какой-нибудь рыжей жены приятеля…", - из сообщения Наркома просвещения Анатолия Луначарского.
[показать]
Разумеется, после такой однозначной оценки наркома критики просто не могли иметь другого мнения. В выражениях они не стеснялись, называя Булгакова "мелкобуржуазным отродьем", а его произведения – "контрреволюционным хихиканьем".
[показать]
Михаил Афанасьевич очень сильно переживал по этому поводу и даже как-то сам подсчитал, что за последние десять лет появилось всего три положительных рецензии и 298 ругательных.
[показать]
Но полуголодный Булгаков последовательно отказывался от компромиссов как с властью, так и с самим собой. Он мог работать врачом и неплохо зарабатывать, но он упорно продолжал писать. В его прозе того времени с большим трудом можно разглядеть хоть какое-то сочувствие к советскому строю.
[показать]
Прикормленное властью литературное сообщество того времени негодовало, ненавидело Булгакова и удивлялось, почему же ему все сходит с рук. Дошло до того, что произведения Булгакова признали антисоветскими. Многие удивлялись, почему писателя до сих пор не расстреляли.
[показать]
Мы стоим перед заветной дверью в нехорошую квартиру. Тень на двери похожа на огромного черного кота.
[показать]
В глубине души я надеялся, что меня встретят по-воландовски, как принято в этой квартире, где-то вот так.
[показать]
Вот она, бывшая коммуналка. Мне разрешили фотографировать со вспышкой, но фотографировать здесь всё равно очень трудно, потому что во всех комнатах экскурсоводы читают лекции публике, и только одна группа покидает комнату, в неё сразу заходит другая.
[показать]
Надо сказать, что этот дом был популярен у поклонников Булгакова задолго до появления в нем двух музеев. Где-то с конца 60-ых годов, когда роман "Мастер и Маргарита" начал распространяться самиздатом, сотни читателей шатались по лестницам дома, расписывали стены и оставляли после себя горы мусора.
[показать]
Ещё любопытный факт. Именно основание на первом этаже общественного бесплатного частного музея и подтолкнуло власти к созданию этого, официального музея на четвёртом этаже, а не наоборот.
[показать]
Но если на первом этаже все старинные вещи просто декоративные, то есть к ним никогда не прикасалась рука Михаила Афанасьевича, то все вещи здесь, где он проживал, должны его помнить.
[показать]
Перед нами коммунальная кухня. В квартире проживало восемь семей, по семье в каждой комнате, а кухня была одна на всех. И туалет тоже один на всех.
[показать]
Соседи Булгаковым попались жуткие, почти сплошь алкоголики, занимающиеся самогоноварением. Они напивались и начинали драться, при этом женщины вопили: "Спасите-помогите-убивают!"
[показать]
Булгаков, как цивилизованный человек, в таких случаях бежал за милицией, но когда милиция приходила, соседи запирались на ключ и сидели очень тихо. Ну и представители власти начинали высказывать писателю претензии, что он их отрывает от работы.
[показать]
Вот очень интересный экспонат. Как мы помним, Бегемот не мог налить даме водки, и наливал чистый спирт. Не этот ли? Я представляю себе выражение лица Маргариты, если бы она увидела эту этикетку.
[показать]
В квартире есть комнаты с табличками, комнаты без табличек и комнаты запертые. Вот эта - без таблички. Кто в ней жил, неизвестно, да и помнит история главным образом одну соседку писателя, которая жила в комнате напротив, но какую соседку!
[показать]
Звали её Анна Павловна Горячева. Она же "Аннушка" и "дура с Садовой". Занималась она тем, что постоянно избивала своего великовозрастного сына. Сын при этом орал на весь дом диким голосом.
[показать]
Не на этой ли машинке была напечатана "рукопись" "Мастера и Маргариты"? Она периодически переносится в шкаф в этой же комнате (мы его видим внизу), а потом возвращается на место.
[показать]
Я думаю так. Кроме Булгакова в квартире проживали сплошные пролетарии-алкоголики. Не могло у них быть пишущей машинки. Зачем она им?
[показать]
Комната напротив имеет табличку "Гостиная". И опять непонятно, какая гостиная в коммуналке, где с трудом ютятся восемь семей?
[показать]
А вот пианино у пролетариев вполне могло быть. "Я когда разбогатею, что куплю? Сперва - пианину!"
[показать]
Вроде бы на пианино раскрыты ноты «Фауста», которого писатель постоянно слушал. Точно сказать не могу, я не успел подойти, в комнату влетела очередная экскурсия и меня выперли.
[показать]
Эта швейная машинка принадлежала дяде писателя - известному московскому врачу-венерологу Н.М. Покровскому.
[показать]
Это самая шикарная комната в квартире. Наверное, гостиной она была до того, как в ней организовали коммуналку, до неё тут было общежитие для слушательниц Московских высших женских курсов Герье.
[показать]
Кроме Аннушки история помнит еще одного соседа Булгакова. Им был некто Василий Иванович, неработающий алкоголик, который ходил во всем клетчатом, а по ночам любил громко на всю квартиру играть на баяне.
[показать]
На двери следующей комнаты висит табличка "Комната Булгакова". Здесь сразу бросаются в глаза главные символы уюта писателя - зелёный торшер и кремовые шторы. Кремовые шторы мелькают в "Днях Турбиных" и "Белой гвардии".
[показать]
Вот здесь и были написаны "Белая гвардия", "Дьяволиада", "Роковые яйца".
[показать]
Валентин Катаев, бывавший у Булгаковых, пишет: «У синеглазого был настоящий большой письменный стол, как полагается у всякого порядочного русского писателя, заваленный рукописями, газетами, газетными вырезками и книгами».
[показать]
На стене мы видим полку, которую поддерживают две русалки. Загадочная надпись "Нуне-Нака" расшифровывается просто - это "Накануне", газета, с которой писатель сотрудничал, хотя основной его газетой был "Гудок".
[показать]
Следующая комната называется "Синий кабинет". Здесь воссоздана мечта писателя о рабочем кабинете с синими стенами, он всегда любил этот цвет. Но поработать в таком кабинете ему довелось уже не здесь, а в его последней квартире в Нащокинском переулке.
[показать]
И в этом кабинете мы видим зелёный торшер. Раньше в музее торшеры были другие, с пузатой подставкой, как показано слева на картинке ниже.
[показать]
Последним мы осмотрим гардероб. Он находится сразу слева от входной двери. Здесь страшный беспорядок, куча старых вещей сложена на шкафах. Под самым потолком висит старое зеркало.
[показать]
Зачем зеркало повесили так высоко, что в него нельзя нормально посмотреться? Видимо затем, чтобы в нем не отражались потусторонние персонажи.
[показать]
Жильцы тут держали часть своих вещей. У кого-то их было мало, у кого-то много. Одной из соседок Булгакова была проститутка Дуся, которая по ночам принимала клиентов. Они часто ошибались дверью и вламывались в комнату писателя.
[показать]
Какой знакомый чемодан на фото выше. Не этот ли?
[показать]
Остальных комнат мы касаться не будем. В них находятся какие-то собрания фотографий и картин, и мне они показались неинтересными.
[показать]
В 1924-ом году Булгаков навсегда покинул эту квартиру. Он расстался с Татьяной Николаевной Лаппой, и расстался очень некрасиво. Как-то он пришёл домой и с порога заявил ей: "Знаешь, наверное в пятницу я от тебя уйду!"
[показать]
И бросил её, оставив совсем одну без каких бы то ни было средств к существованию. А ведь она неоднократно спасала его в годы голода и гражданской войны.
[показать]
Перед смертью Булгаков стыдился этого поступка, и говорил: "Как бы я хотел увидеть Тасю". Но она об этом узнала спустя уже много лет, и переживала: "Что же мне никто не сказал, я бы всё бросила и приехала к нему!"
[показать]
Вот и всё. Квартира большая, но не настолько, чтобы в ней уместились тысячи гостей. Фагот говорил Маргарите что-то про пятое измерение. Может оно и так, но наши трёхмерные глаза пока его не видят.
[показать]
Под конец я хочу вам показать саму художницу Елену Мартынюк.
[показать]
Среди её работ я обнаружил вот такой оригинальный образ Понтия Пилата.
[показать]
В теме были использованы иллюстрации Елены Мартынюк, Жана Лурьё и "Ретроателье". Возможно, кого-то я не упомянул, но найти авторов уже не представляется возможным.
http://raven-yellow.livejournal.com/73213.html
Серия сообщений "***Москва":
Часть 1 - Юсуповы.Часть 6.Прекрасное Архангельское...«Мой Юсупов…»
Часть 2 - Усадьба Кусково-бывшее имение графов Шереметевых.
...
Часть 34 - Московские легенды.Дом колдуна Брюса.
Часть 35 - Булгаковская Москва.Булгаковский дом.
Часть 36 - Булгаковская Москва.Нехорошая квартира.
Часть 37 - Булгаковская Москва.Мастер и Маргарита.
Часть 38 - Булгаковская Москва.Патриаршие пруды.