Не Гоголь, не Бортко... Да здравствует КОРНЕЛЮК!
[показать]Ну вот, наконец-то посмотрел я нашумевший фильм "Тарас Бульба". Фильм, что говорить - дорогой, жирный, более-менее зрелищный. Хотя если честно, многие батальные сцены, скроенные из натуралистических кадров, типа, вспарывание животов, нанизывание на копья и так далее - меня не впечатлили. Часто складывалось следующее ощущение: "Богдан Сильвестрович, давайте еще раз... Удар идет по диагонали... Итак, кони пошли! мотор!" Не знаю почему, но для меня значительная часть динамических сцен почему-то была расклеена именно на такие куски. М-ня, при всем моем уважении к Бортко как режиссеру моего любимого "Собачьего сердца", здесь он немного того... Не того... И не тягаться ему с Питером Джексоном и его "Властелином Колец"... Единственный по-настоящему запавший мне в душу эпизод - это атака Андрея, который едет на коне и рубит, так, походя, что называется, козаков. Лучше всего работали гримеры. Трупы, показанные в фильме (особенно женские) - натуралистичны, ИМ ВЕРИШЬ. Они будто сошли с оперативного милицейского видео, простите за такое дурацкое сравнение, лишены налета идеализации и приукрашивания. Респекты, в общем.
Сценарист тоже местами подводит: Вот к примеру: сцена казни Остапа - сделана отлично, работали все, и гримеры, и постановщики, и декораторы, да вот финальный момент: "Слышу, сынку!" - кричит Тарас, а дальше начинается непонятно что. Народ вроде бы как и на него ломонулся - ну а как же - огромные деньги за его голову назначены, как не ломонуться! Я знаю, что Тараса должны убить, но где его схватят - не помню. И вот - в следующей сцене я вижу главного героя. И первое время не могу понять, что это: воспоминания (ими фильм перемежается), или продолжение действия? Только после фразы "Вот вам поминки по Остапу" - становится все более-менее ясно.
Актеры. Состав в общем, яркий. Но какой-то БЕСФОРМЕННЫЙ, что ли. Здесь и престарелый Боярский, появление которого - словно пук в лужу - его роль не ключевая, второстепенная, и кажется, что он здесь только потому, что он БОЯРСКИЙ.
[699x439]
Ступка - без комментариев - крут. Вдовиченков - Остап - Бумер. Играет хорошо, но... Мама моя дорогая, ну неужели его не мог озвучить кто-то другой??? Мааасковское аканье, абсолютно не подходящее духу фильма, да и самой повести, в общем-то. Так и ожидаешь, что с его уст сорвутся слова: "Ну чё, браатан, паашли па-алякав ма-ачить?" Некоторые польские герои говорят с жутким русским акцентом, просто с жутчайшим. На чистом польском говорит панночка, ее служанка, да еще несколько эпизодических героев... Хотя, возможно, неискушенный обыватель этого дефекта не заметит.
[503x334]Теперь к главному: идеологии. Сюрприза не произошло. Первый выстрел: российский триколор - эмблема телеканала "Россия" в самом начале заставки, контрольный - "При поддержке министерства культуры России". Тут я немного отвлекусь и вспомню старые добрые советские книги. Как они начинались, помните? Все как одна: "Благодаря неустанной заботе коммунистической партии..." и т.п. Так получается и в новом российском кино. Как же не начать фильм с торжественной Бульбовской речи с призывами бороться за русскую веру, землю... Сорри, подробнее процитировать не смогу, ибо удалил фильм сразу после просмотра. Итак, козаки теперь русские. Впрочем, здесь не вина киношников, тут Гоголь сплоховал. В самой повести слово "русский" упоминается нередко. И вот тут, практически сразу, у меня возник занятный один вопросец: если козаки теперь РУССКИЕ, то какими же их покажут? По всем советским канонам в кино они традиционно показывались быдлом, хроническими алкоголиками и тупыми головорезами, потому как так называемого "старшего брата" - москаля они перерезали будь здоров. Должно быть, нужно и здесь показать их в таком же обличье: как-никак враги России вековечные! Если бы не Екатерина - пили бы они московскую кровь до самого Армагеддона... Да и сам Гоголь их, вроде бы, не жаловал... Да и... они же теперь не украинские козаки! Они же РУССКИЕ козаки! Какой уж тут алкоголизм... Нет, нужно их сделать как раз героями, раз они русские! Русские не могут быть не героями!
[500x320]Задумались сценарист с режиссером... И решили поделить поровну: тут они герои, а вот тут - олухи. В плане облагораживания даже самому автору нос утерли! Да вот в деталях фигня получилась. Вот вам Сечь: козаки гуляют. Бухают, как положено, орут, стреляют... Тут же (о мама миа, позовите режиссера! Что посторонние делают на съемочной площадке?) несут гроб с покойничком... А следом и убивец ковыляет - его щас живьем зарывать будут... Шило - Боярского приковали к пушке только ради того, чтобы показать, что так козаки обращались с ворами... А потом еще в довесок на - рассказ о том, что его, оказывается, еще и к столбу привязывали! Только не бил никто... А жаль... Так потом он все равно в героях числился! Вот это да! Вот это человечище! Короче, пук он и есть пук, хоть и в лужу.
Здесь, конечно, опять же, Гоголь постарался. Да вот только аляповато оно скроено - если смотреть на все целиком. В образах козаков мешанина: тут тебе вроде как и запорожец, а тут чистый москаль. Тыц - запорожец! Тыц - москаль! Ну а как же иначе! Бородатый, орущий голосом Никиты Джигурды - самое яркое подтверждение.
Когда же Бульба произносил свою финальную речь о том, что поднимается русский царь, перед которым никто не устоит - у меня даже челюсть свело. Руки сразу к Гоголю потянулись: неужто и правда в книге такое есть? Есть, дорогие мои, есть... Поэтому и в идеологическом плане, в плане очередной попытки насаждения русской идеи - хоть конем сценаристу с режиссером гуляй... И гуляли... Священный долг каждого козака, как сам Гоголь завещал - перед смертью успеть произнести здравицу в честь русской земли... В противовес - Андрей, который не любит свою отчизну, и все тут. Говорит: отчизна у меня там, куда душа тянется... Украйна - не отчизна мне! Эх, Николай Васильевич, Николай Васильевич... Вот если бы ты хоть раз написал равновесную цитату, да только о РУССКОЙ ЗЕМЛЕ - верил бы я тебе... А теперь, после такого фильма, и Тараса Шевченко будут рядить русским поэтом... Украиноязычным русским поэтом!
Но вот кто по-настоящему потешил душу - так это... Игорь Корнелюк.
[700x525]
Он в картине композитор. На протяжение многих эпизодов в фильме звучит просто удивительная тема... Протяжный, завораживающий, очень мелодичный, щемящий и красивый мотив... Это тот самый единственный момент, который я считаю в "Тарасе Бульбе" настоящим шедевром. И думаю, хорошо, что в таком неоднозначном фильме есть хотя бы что-то, хотя бы одна какая-то деталь, которая будет одинаково восприниматься всеми: и украинцами, и русскими, и поляками... Это музыка. Музыка чаще всего не разделяет, а объединяет. Разделяет она лишь в одном случае - на поле боя. Поле боя мы видели в фильме. Дай Боже, чтобы только в фильме...