[524x698]
Почётный член Российской Академии наук, Римской пантификальной академии и Академии европейской культуры. У Валерии Флориановны огромное число наград и дипломов. Есть, например, даже золотой орден Лиги наций. Она - почётный член жюри Международного кинофорума "Золотой витязь".
Её имя сегодня известно во многих странах мира. Она считает себя человеком счастливой судьбы, хотя и беды не обошли её стороной. События XX века самым причудливым образом связаны с жизнью Валерии Флориановны Даувальдер.
[542x699]
Судьба каждого человека единственна и неповторима, однако эта судьба, пожалуй, в наиболее полной мере подходит под определение уникальной. В конце марта Президент России Владимир Путин подписал указ о награждении орденом Дружбы гражданки Швейцарии Валерию Даувальдер. Жительница Швейцарии, уроженка России удостоена награды «за большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между Российской Федерацией и Швейцарской конфедерацией». Весьма скупая формулировка Указа, очень точно, тем не менее, определяющая адрес: жизнь человека.
[481x699]
Валерия Флориановна Даувальдер (урожд. Денерво-Моргунова) родилась 24 (11) апреля 1918 г. в Мариуполе, и до 16 лет прожила в г. Енакиево (Донбасс), где окончила десятилетку и музыкальную школу.
Искусство начало привлекать Валерию уже в трехлетнем возрасте, когда девочка нарисовала Царевну Лебедь и подписала это первое свое произведение: автор – «Фея Сказка». «Не достигнув шести лет, я уговорила родителей позволить мне ходить в школу: я так хотела учиться и так любила читать!», - говорит о себе В.Ф.Даувальдер. Там, в Енакиево, Фея Сказка помимо того, что «утоляла ненасытную жажду знаний», еще и очень часто ходила в церковь.
Эту «жемчужину – любовь к Богу и православное вероисповедание» - она будет оберегать всю жизнь.
В 1934 г., спасаясь от сталинских репрессий, семья переехала из России в Швейцарию, на родину деда Валерии, фрибуржца Флорентина Денисовича Денерво. На родине деда, во Фрибурге, у Валерии рождаются первые стихотворения и первые романсы, которые печатают в "Брюссельском еженедельнике". Здесь же она начинает глубоко изучать психологию, историю религии и философию.
Свою первую сказку «Любава» она напишет в 1944 г. А позже на свет появится «Грибной переполох», знаменитый многочисленными постановками, герои которого Боровик, Сморчки, Лисички и другие «шляпные» жители. «Грибы присутствуют почти во всех моих сказках и рисунках. Страсть к лесу и грибам я унаследовала от отца вместе с глубоким интересом к древностям», - признается писательница.
В это время по радио уже передавали русские сказки Валерии Даувальдер, её романсы пела Елизавета Постникова (последнее сопрано русской оперы - она выехала за рубеж с Дягилевым и русской оперой). Вместе с Дягилевским балетом был и выдающийся танцовщик Николай Берёза, который также стал добрым другом Валерии. Судьба дарила Даувальдер интересные встречи. Другом её была великая княгиня Татьяна Константиновна, игуменья монастыря в Илионе, а Теймураз Багратион Мухрадский подарил ей на рождение дочери свою золотую детскую библиотеку со множеством автографов, там даже есть книга о тайных обществах времён Пушкина. Друзьями В.Даувальдер были знаменитый тенор Виноградов, Максимилиан - принц Саксонский, Мария Кал-ласе, Марио Ланце, Виктор Васнецов (оставивший ей уникальные воспоминания о своём отце и русских художниках-передвижниках), философ Ильин, профессор Шмелёв, Смоктуновский... Далеко не каждый может гордиться знакомством с такими людьми. И все они необыкновенно любили её сказки.
[391x480]
Во время поездки на остров Иския летом 1962 г. её взгляд привлекли цветные камушки итальянского Средиземноморья. С этого момента мысль о том, чтобы заняться мозаикой, не покидает её. Вскоре судьба подарила ей встречу с интересным человеком - гранильщиком, ювелиром, астрологом. И Валерия Флориановна раскрыла в себе талант создания мозаик. Во время своей первой поездки в Иерусалим, возле Золотых ворот, через которые Христос входил в Иерусалим, она нашла стекла двухтысячелетней давности и хотела сделать розу, но нужен был фон, и неожиданно она получила в подарок аквамарины и розовый кварц - глыбами и осколками. И это была её первая мозаика из драгоценных камней под названием "Роза мира". Отныне в руках В.Ф.Даувальдер начнут рождаться картины из аметистов, сапфиров, рубинов, огранкой которых художница будет заниматься сама. Затем появилась мозаика из турмалинов "Песня Леля". Эта работа проникнута духом старинных русских былин, а её сказочный сюжет придаёт ей универсальную ценность. Турмалины стали для Валерии Флориановны самыми драгоценными камнями, потому что нет таких красок, переливов, сочетаний, которые бы они не могли передать.
[669x699]
"Для работы мне нужно, чтобы меня что-то взволновало: какое-то событие, чей-то образ, лицо, которое остаётся в памяти. И тогда я горю, без человеческого тепла я не могу ничего сделать".
В 1988 г. по приглашению Дмитрия Сергеевича Лихачева В.Ф.Даувальдер приедет в Россию. После их знакомства, которое состоится в Комарово, выдающийся академик не просто заинтересуется творчеством художницы, а поможет Валерии Флориановне перевезти в Россию более ста ее картин и организовать здесь выставки. Отныне работами "Феи Сказки" будут восхищаться и у нее на Родине.
[535x699]
Она по-прежнему считает, что с самого рождения «была окружена невидимыми для простого глаза жителями сказок, которые поверх пеленок завернули ее в так же невидимую «шагреневую кожу», кусочки которой она потом дарила за радость любви – к Богу, к природе, к людям, потому что для нее жизнь - любовь».
Валерия Даувальдер нашла что-то новое в истории искусства мозаики из драгоценных камней. Её техника никому не известна. Свои краски она называет "Моя маленькая тайна". "У меня всего четыре цвета, и я никогда не пишу ни карандашом, ни пером, только кисточкой".
И сегодня по-прежнему молодо и звонко звучит голос Феи Сказки, она продолжает дарить нам «кусочки «шагреневой кожи»... Продолжает дарить нам свой большой талант - и в мозаиках, и в завораживающих сказках, и в философских иллюстрациях.
[500x652]
О память сердца! Ты сильней
печальной памяти рассудка;
все образы минувших дней
храня внимательно и чутко,
ведёшь потерянному счёт.
зачем? Не призрачно ли в хоре
стихий природы наше горе
иль радости? Пускай идёт,
вершит свой подвиг бесполезный
за часом - час, за ночью - день...
Всепоглощающею бездной
земли губительная тень
на грани бытия нас встретит.
Зачем же сердце счёт ведёт
утратам и упрямо ждёт
любви, которой уж не верит?..
Валерия Даувальдер «Память сердца».
Текст подготовлен по материалам российской прессы.