• Авторизация


Щегол 20-11-2018 07:55 к комментариям - к полной версии - понравилось!




Лауреат Пулитцеровской премии 2014-го года - роман "Щегол" Донны Тартт - произведение изумительной красоты и потрясающего таланта, может быть, лучшая (или одна из лучших) книг, написанных женщиной, но (уж придираться, так сразу), мне кажется, "Щегол" не совсем доработан. Чуть-чуть не хватило до совершенства. Однако - по порядку.

Название картины восходит к картине голландского художника Карела Фабрициуса, основателя делфтской школы живописи, самого известного из учеников Рембрандта. Жизнь и смерть его были трагическими. В 21 год Фабрициус уже успел потерять жену и детей. Он оставляет студию Рембрандта и уезжает домой. Через несколько лет он вновь заведёт семью и переедет в Делфт, где обретёт известность, но через 4 года, когда ему исполнится всего 32, вместе с сотнями соотечественников и всеми своими близкими Фабрициус станет жертвой первой в Европе техногенной катастрофы - взрыва порохового склада, который уничтожит большую часть города. После художника осталось всего 16 картин, в том числе написанный в год его смерти "Щегол".

Эта картина оказалась ключевой в столь же трагичной и перекликающейся с жизнью художника судьбе протагониста романа - Тео Деккера, от чьего лица, кстати, и ведётся рассказ. "Щегол" стал его путеводной звездой.

В 13 лет мальчик остался сиротой после взрыва в музее, где он находился с матерью. Умирающий старик дал ему кольцо и картину с просьбой вынести их из музея и передать своему другу. Кольцо Тео передал, а картина овладела им, сделала одержимым - он всего лишь придержал её немного, а потом не знал, как с ней расстаться, ибо её поисками начала заниматься полиция... Но это далеко не единственное, что произошло в романе. Тео пришлось много чего пережить, он в некотором роде диккенсовский мальчик-переросток: сперва попал в хорошую семью, потом стал падать и падать, пока не скатился на самое дно. Затем ему повезло - он вновь встретил того самого человека, которому когда-то отнёс кольцо - Хобби. Но пока замечательный Хобби, не подозревающий о двойной жизни своего юного подопечного, помогал ему подняться вверх, дно продолжало тянуть того - причём сперва это было дно неизбежное - от обстоятельств, а потом обстоятельства переменились, но дно осталось - в душе. В некотором роде роман как раз об этих двух противодействующих силах, которые влияют на судьбу героя: память о матери, Хобби, приятель Эдди, девочка Пиппа - это свет. А родной отец и лучший друг Борис - нет, не тьма, конечно, они в целом не такие уж плохие люди - дурные, но не злые, просто обитатели дна, маргиналы, такие же жертвы неустроенности и обстоятельств, как сам Тео.

И вот именно с сюжетом связано то, что меня в романе несколько напрягает. Несмотря на многочисленные перипетии, которые меняют не только жизнь героя, но и структуру его личности - из интеллигентного мальчика Тео превращается в беспринципного вора, алколика и наркомана. А после - и убийцу. Но тон повествования при этом не меняется. Будь это от третьего лица - всё было бы просто замечательно, но человек, упавший столь низко, как Тео, будет не только выражаться иначе, но и мыслить совсем другими категориями. И хотя в финале станет ясно, что рассказ ведётся уже после случившихся событий, но во время-то чтения романа это неизвестно, и постоянно ловишь себя на мысли, что вот рассказывай он о другом - это был бы просто идеальный рассказ, но о себе? как может столь ясно, правильно и логично мыслить нажравшийся до полусмерти подросток да ещё в период полового созревания? Нонсенс. И по этой же причине, мне не хватало рефлексивности героя. Например, после смерти отца, когда Тео сбежал, не оставшись даже на похороны. Опустившись, он потерял совесть. И значит, действительно, растерял то, чем был наделён изначально и не должен был страдать и рефлексировать о своих неправильных поступках. Но поскольку писалось в том же ключе, что и прежде, то как бы подразумевалось, что главное в герое осталось неизменным, однорезонансным. А это было не так. Да, рассказ от третьего лица воспринимался бы совсем иначе, не было бы такого глубокого вовлечения в жизнь персонажа. Но ведь можно было и в самом начале хотя бы как-то намекнуть, что рассказ ведётся не во время событий, а далеко-далеко после них...

По большому счёту, это я придираюсь. На свете не так много пишется настолько хороших, тонких, интеллигентных книг. Мне очень понравился предшествующий роман Тартт "Маленький друг", но он не идёт ни в какое сравнение с "Щеглом". Яркий текст, написанный в лучшей классической традиции. Кто-то сказал, что в романе есть что-то от Диккенса, а что-то от Брэдбери. И это истинно так. Прекрасный стиль. Очень чистый, ясный язык (хотя тем кто боится ненормативной лексики, лучше поискать вариант с многоточиями, и, предупреждаю, их тут будет много). Живые персонажи - даже самые проходные. И самые несимпатичные чем-то обязательно импонируют, ложатся на душу. Читается очень легко. И во время чтения тепло на душе, есть такое свойство у этой книги - дарить радость.

Очень подкупает доброжелательное присутствие русской темы - один из главных персонажей, паренёк Борис - родом из России. И хотя он тот ещё пройдоха, и верный спутник на пути во тьму, но на этом пути он славный малый. Верный и любящий, что немаловажно.

Произведение, в отличие от "Маленького друга", является логически законченным, однако, и тут оговорюсь, что раз уж автор ударилась в финале в философию, хотелось бы её чуток поглубже - она вызвала ощущение неуверенности Тартт в своих силах. А это зря. Она большой мастер. Если не получалось глубже, без философского обоснования вполне можно было бы и вовсе обойтись. Но это я, наверное, очень многого хочу и цепляюсь, потому что раз уж написано здорово, то хочется, чтобы было абсолютно идеально.

Конечно, рекомендую. Для самого широкого круга читателей. Реально за последние десять лет я прочитала не больше пяти столь замечательных книг.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (12):
Dominique08 20-11-2018-09:58 удалить
Может, я это воспринимала иначе, но почему-то с самого начала я ЗНАЛА, что это рассказ о давно прошедших событиях. Но в целом впечатления очень похожие. Разве что Бориса "хорошим" я не назвала бы даже с оглядкой. Читала и думала: надо же, какими наши соотечественники выглядят в глазах американцев...
Очень сильный роман, мне понравился гораздо больше "Тайной истории". Из книг Донны Тартт Остался только "Маленький друг". А вы его читали?
Unico_Unicornio 20-11-2018-15:26 удалить
Ответ на комментарий Dominique08 # ну, в рецензии написано: да, читала
Dominique08 20-11-2018-21:05 удалить
Ответ на комментарий Unico_Unicornio # Unico_Unicornio, простите, пропустила.
Unico_Unicornio 21-11-2018-07:01 удалить
Ответ на комментарий Dominique08 # ничего
"Маленький друг" вообще нравится избирательно - многие ругают, мне понравился, окромя оборванного финала
но "Щегол" по-любому много круче.
Ранняя вещь, с неё много не возьмёшь. Вроде, обещала продолжение сваять, но не сваяла покамест. Подождём, может, тогда и нормальный финал появится. Но не очень похоже, что она собирается "Маленького друга" заканчивать.
Makevala 21-11-2018-12:41 удалить
Хорошо Вы написали про довольно непростую книгу! Читается действительно легко, но я ощущения тепла от чтения не помню, было чувство тревоги и неустроенности, причем, насколько помню, и при маме у Тео не всё было слава богу - в школе вроде бы были какие-то проблемы? То есть мальчик с самого начала был непростой, а дальнейшие события только усугубили, развили склонность к асоциальному поведению. Как мне кажется.
Unico_Unicornio 21-11-2018-16:46 удалить
Ответ на комментарий Makevala # там тепло не от уюта, а от того, что всё время чувствуется присутствие мамы, даже спустя много лет после гибели
и Тео, несмотря на обстоятельства, везёт на хороших людей, а это много значит
и автор любит своего героя, это тоже немаловажно
Makevala 21-11-2018-19:23 удалить
Ответ на комментарий Unico_Unicornio # автор любит своего героя - согласна! А Вы как к нему относитесь? К Тео Деккеру?
Unico_Unicornio 21-11-2018-20:16 удалить
Ответ на комментарий Makevala # неоднозначно
к примеру, мне непонятно, как такой тонкий мальчик ухитрился не остаться на похороны своего отца, который был таким же раздолбаем, но по-своему его любил. если боялся, что поймают, ну, спрятался бы за кустиком каким... или хоть после подошёл бы на могилу. не, сбежал, и даже не переживал об этом.

он достоин сочувствия, но такой стал засранец, что как-то не очень ему сочувствуется, в отличие от многих окружающих его людей.
Makevala 22-11-2018-12:50 удалить
Ответ на комментарий Unico_Unicornio # Вот да! Хорошо Вы сказали, что Тео везло на встречи с хорошими людьми. Но мог ли кто-то из персонажей книги сказать, что ему повезло встретить Тео? Так себе подарок.
Unico_Unicornio 22-11-2018-15:23 удалить
Ответ на комментарий Makevala # Ну, он в процессе становления, люди сейчас поздно взрослеют, а ему ещё от своей внутренней маргинальности избавиться предстоит, чтобы повзрослеть. Такие люди долго созревают, но потом становятся мудрыми быстрей обыкновенных людей.
Makevala 22-11-2018-18:51 удалить
Ответ на комментарий Unico_Unicornio # Думаете, повзрослеет - поумнеет? Хорошо, если так.
Unico_Unicornio 22-11-2018-18:55 удалить
Ответ на комментарий Makevala # да он и так не дурак, просто запутался


Комментарии (12): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Щегол | Читальный_зал - Дневник Читальный_зал | Лента друзей Читальный_зал / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»