
Наверное, все почитатели хорошей литературы в курсе, что незадолго до смерти Харпер Ли была обнаружена рукопись её первого (из двух написанных) романа – «Пойди поставь сторожа» (название удивительно сэлинджеровское, вам не кажется?). О том, как это случилось и в подтверждение того, что это не искусственно созданный литературный миф
написал Сергей Лукьяненко.
Эта книга была написана до «Убить пересмешника», в ней действуют те же герои, только они намного старше – Глазастику тут 26 лет, Аттикус – совсем старик, как и тётушка Александра. Издатели, как утверждают, роман не приняли к печати, а один из них посоветовал Харпер Ли написать книгу о прошлом персонажей, благо, в «Пойди поставь сторожа» сплошные отсылки к детству главной героини, в том числе к её брату Джиму, умершему ещё до начала действия, но о котором Глазастик постоянно вспоминает.
Без всем известной предыстории «Пойди поставь сторожа», действительно, выглядит несколько странно и совершенно сыро. Если ничего не знать о том, что произошло в Мейкомбе прежде, то просто ничего непонятно. В отрыве от «Убить пересмешника» эта книга не способна к самостоятельному существованию – только в виде второй части дилогии. Но это не беда, конечно.
Беда – то, что «Пойди поставь сторожа» на порядок-два слабее «Убить пересмешника». Это именно ранняя, ученическая работа, где автор тренирует диалоги и стиль, но полученный в итоге результат явно не дотягивает даже до литературы среднего уровня. Шесть седьмых книги – вообще ни о чём. И только ближе к финалу – в последних главах - Харпер Ли вытягивает из описанной ситуации всё, что из неё можно вытянуть. Философская подоплёка произведения оказывается на очень приличном уровне, но подана настолько в отрыве от всего предыдущего действия, что возникает ощущение, что написана она уже после «Убить пересмешника». В общем и целом, несмотря на то, что финал хорош, книга разочаровала. Лучше бы, имхо, литературный агент оставил её там, где автор благополучно забыла…