Современный скандинавский детектив – интересное явление кинематографа и литературы. Одним из своеобразных авторов этого жанра является датчанин Юсси Адлер-Ольсен. Наиболее известен цикл его детективных романов о следователе Карле Мёрке, его странноватом сирийском помощнике Ассаде и совсем уж экзотичной секретарше Розе, которых из-за неуживчивости и упрямства главного героя полицейское управление спровадило работать в подвальное помещение – в специально для Карла Мёрка созданный отдел Q. Отдел Q – это такое место, где можно и вовсе ничего не делать, что совершенно устраивает Карла Мёрка, отнюдь не страдающего, как большинство выдающихся сыщиков, трудоголизмом в тяжёлой форме. В идеале же отдел Q должен заниматься перерасследованием давно оставленных и позабытых, отправленных в архив незакрытых дел. Когда Карл Мёрк наконец соизволит заняться работой, он сам выбирает из огромного количества висяков те, которым собирается посвятить время. И таким образом читатель узнает о четырёх распутанных им делах, которые, поскольку в цикле присутствует линейный сюжет, следует читать в таком порядке:
1. Женщина в клетке
2. Охотники на фазанов
3. Тьма в бутылке
4. Журнал 64
Фабула детективов Адлера-Ольсена строится не прямолинейно. С одной стороны, писатель всесторонне описывает процесс расследования, с другой – что параллельно происходит с жертвой или преступником (варианты разнятся в зависимости от произведения). В некоторых романах не только читатель, но и сам Карл Мёрк изначально знает, кто именно является главным злодеем, что, впрочем, не делает чтение менее увлекательным.
На данный момент по первым трём произведениям цикла сняты фильмы», основной сюжет которых соответствует первоисточнику, но в деталях сильно разнится.
Мой личный рейтинг цикла: 3-1-2-4.