Cinq siecles viennent de passer- и я, наконец, выбрала время написать про потрясающего писателя, что был, не так давно, записан в ряд самых любимых.
Джон Голсуорси.
Первым, что я у него прочитала, были случайно взятые с полки 2 небольших ранних романа «Темный цветок» и «Фриленды». «Темный цветок» восторженно проглотился, что называется, на одном дыхании, «Фриленды» пошли чуть хуже, но, тем не менее, творчество этого английского классика было взято на личную заметку. Поэтому через некоторое время я добралась до самого монументального произведения Голсуорси ( за которое он, кстати, был удостоен Нобелевской премии по литературе) – «Саги о Форсайтах». «Сага», часто издаваемая в 2 внушительных томах, включает в себя 6 романов и 4 восхитительные интерлюдии и охватывает период с 1886 по 1926 год. Есть еще рассказы «О Форсайтовской бирже», но это, похоже, сейчас такой раритет, что в книжных днем с фонарем не сыщешь.
Вначале, первые страниц 50-70, книга казалась слегка нудноватой, но потом она взяла и внезапно затянула в свой мир без остатка, и мне оставалось лишь удивляться, как подобная книга могла казать мне нудной?! Я уже как-то распространялась на страницах лирушки, что вот это вот «Сага» по всем параметрам для меня идеальная книга. Потому что в ней есть все – и история, и эпоха, и жизнь того времени, и человеческие судьбы. И абзацы, которые хотелось подчеркивать–цитировать.
Голсуорси считал, что, «в сущности, никакой век не бывает совсем новым», потому что человеческая природа неизменна, и поспорить с ним в этом сложно, а потому его книга никогда не потеряет своей актуальности, и изображенные им персонажи жизненны и психологически достоверны в любую эпоху, ну разве что с небольшой поправкой на историю. И герои «Саги» не картонные фигурки, не блеклые подобия, не однозначно положительные или отрицательные образы,- нет, они живые. Они могут раздражать или, наоборот, вызывать искренние симпатии с сочувствием, причем эти чувства могут сменять друг друга совершенно непредсказуемо, но их «настоящести» у героев не отнять. Разве что главная героиня, Ирэн, изображена наиболее блекло, но и это сделано Голсуорси умышленно – ни одного абзаца не посвящено тому, что же Ирэн думала-чувствовала сама, она воспринимается исключительно через призму мнений других героев: Сомс, Боссини, Джолион, Джун, Джон, Флер, форсайтовские тетушки – лишь через их приятие или неприятие мы судим о ней.
И вот, кстати, парадокс - образ Ирэн писался Голсуорси с большой любовью и где-то даже с восхищением, да и писал он ее со своей жены ( притом не с позиции Сомса), но подавляющее большинство читателей проникается к ней неприязнью. Как во времена Голсуорси, - он даже был вынужден написать предисловие, где полностью и безоговорочно оправдывал Ирэн,- так и по сей день, достаточно заглянуть в какие-нибудь интернетные обсуждения. Я же в меньшинстве – Ирэн на протяжении почти всей книги я понимала, и мне было ее жалко. Лишь в ситуации с ее сыном и Флер я не смогла ее понять, хотя нет, понять-то, пожалуй, смогла, но принять ее поступок не смогла. Она занимает позицию «видимого невмешательства», но, думаю, прекрасно понимает, что в той ситуации эта позиции беспроигрышна, в отличие от прямого запрета, который обойти морально гораздо легче. Впрочем, понимала ли она, или действительно хотела как лучше, нам остается лишь догадываться – ведь образ Ирэн до конца не раскрыт.
Вообще у меня нет в «Саге» ни одного нелюбимого персонажа. Главный герой, Сомс, был мне отвратителен на протяжении всего первого романа ( под названием «Собственник»), но к середине второй части, «В петле», мне стало его невыносимо жалко, да и образ его логично развивается на протяжении всей книги, поэтому к концу даже уже первого тома становится просто невозможно питать к нему негативные чувства. В конце же последнего романа ( «Лебединая песня»), начиная с пожара в картинной галерее и до самого конца книги, я только и делала, что смахивала с глаз слезы. Все образы романа разносторонние, все вызывают рано или поздно, если не симпатию, то хотя бы сочувствие.
А как Голсуорси мастерски показал эпоху, даже эпохи, в которых жили его Форсайты! Сначала Викторианская Англия с ее традициями, устоями, «старой гвардией» Форсайтов: Джемс, Тимати, Энн, тети Эстер и Джули. Потом – смерть королевы Виктории и практически физическое ощущение, что целый век уходит, что приходит новое время, которое «отбрасывает все изжитое». И Англия после Первой мировой войны, когда сломалось целое мировоззрение, когда поколение людей тех годов стало хвататься за сиюминутное наслаждение жизнью, не особо заботясь о завтрашнем дне, когда и в политической системе наметились разброд и шатание. «Застывшее и прочное» положение Англии в 80-е годы 19 века, и «расплывчатое и безысходное» ее же положение в 20-е годы 20 века. Все это показано и обрисовано так, что словно и действительно совершаешь путешествие во времени.
Голсуорси писал, что «главной темой саги является посягательство Красоты и набеги Свободы на мир собственников». Хоть в большей мере эти слова применимы к роману «Собственник» через все произведение проходит мотив Красоты и восторжения, а порой и служения, Искусству. Архитектор Боссини, художник Джолион, Джун, смыслом своей жизни, сделавшая помощь «несчастненьким» - меценатство начинающим и бедным художникам, скульптурам, архитекторам, Сомс с его коллекцией картин, ведь он только сначала считал их за удачное капиталовложение, а потом они стали для него нечто большим, иначе бы он, рискуя жизнью, не лез в огонь их спасать, страстное увлечение Ирэн музыкой, а во втором томе Флер и ее салон, где собиралась вся лондонская богема…
В общем-то, я могу исписать еще немало листов в Ворде, но, суммируя все вышесказанное, я в восхищении. Я в восхищении от самой «Саги» и от творчества Голсуорси в целом. Сейчас я читаю последнюю книгу Голсуорси, трилогию «Конец главы». Некоторые называют ее продолжением «Саги», но это, конечно, не совсем верно, главные герои здесь другие. Хотя некоторые персонажи «Саги» - сэр Лоренс Монт, Майкл и Флер, Уилфрид Дезерт, - на страницах романа все же появляются.
Параллельно я смотрю экранизацию «Саги» 2002 года, 10-серийный фильм, повествующий нам о событиях лишь первого тома. Впрочем, про экранизацию я имею желание говорить подробнее, что и сделаю, как только досмотрю оставшуюся последнюю серию.
А «Сагу о Форсайтах» рекомендую всем и каждому. Читайте, вчитывайтесь медленно, вдумчиво, а рано или поздно она все равно захватит целиком и полностью. Я чувствую, что перечитаю ее еще не раз.